Конспект НОД в старшей группе
«Путешествие по сказам П.П. Бажова»
Цель: Приобщать детей к истокам культуры родного края через творчество П.П. Бажова
Задачи:
Словарь: сказ, малахит, лазурит, яшма гематит, гранит, аметист.
Предварительная работа:
Ход НОД
Вос-ль: Ребята, вы любите сказки?
Дети: Да.
Вос-ль: Я хочу предложить вам путешествие по сказкам уральского писателя П.П.Бажова. Вы готовы?
Дети: Да.
Вос-ль: Сказочник Бажов в своих сказках или как он их называл «сказах» воспевает красоту родного края, добрых и сильных духом уральских людей. Слово «сказ» происходит от слов «сказывать», «говорить», «рассказывать». Это сказы о детях, о взрослых о их жизни. В его сказах всегда присутствует реальность и волшебство.
(слышится волшебная музыка, появляется хозяйка медной горы).
Хозяйка: Найдёшь ли прекрасней уральского края?
Здесь горные реки в ущельях играют,
Здесь горы в зелёных, лохматых уборах,
Прозрачные воды шумят на озёрах,
Здесь золотом, хлебом богата земля,
Кругом самоцветы, железо, руда.
(смотрит по сторонам и видит детей)
Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Вос-ль: Здравствуйте хозяйка медной горы. Мы с ребятами решили путешествовать по сказкам П.П.Бажова. Вы поможете нам?
Хозяйка: Хорошо. Я поведу вас по сказам уральского сказочника П.П Бажова. Готовы?
Дети: Да.
Хозяйка: Давайте произнесём волшебные слова и очутимся в сказке:
-Раз, два, три повернись в сказке окажись. (слышится волшебная музыка). Приглашаю вас отгадать мои загадки: дети садятся на скамеечки.
Хозяйка: Какого цвета было копытце у олененка в сказке?
Дети: Серебряное копытце
Хозяйка: Какого цвета была змейка в сказке?
Дети: голубая.
Хозяйка: Продолжите название сказа П.П. Бажова «Каменный…»
Дети: цветок
Хозяйка: Как называется материал, из которого сделана шкатулка?
Дети: малахит.
Хозяйка: Как звали кошку у Даренки?
Дети: Муренка
Хозяйка: Какие вы молодцы. А сейчас вы должны разбиться на три команды. С помощью пазлов вы отгадаете героев сказа.
(дети делятся на команды, подходят к столам где лежат пазлы)
Хозяйка: И так первая команда загадка для вас.
«Кто сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке
Ударит копытцем- каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Муренка
И смотрит на них из окошка»…(Даренка)
(Дети собирают пазл, воспитатель помогает)
-Вторая команда, готовы?
«Козёл тот особенный был:
Правой ножкой о камешки бил,
В каком месте топнет-
Камень дорогой появится.» (Серебряное копытце)
(дети собирают пазл)
-Третья команда, загадка для вас.
«Как прозвали девчонку, которая танцевала на угольках и показывала место, где нужно искать золотые самородки? (Огневушка - Поскакушка)
(дети собирают пазл)
-Молодцы, а теперь каждая команда назовет свой ответ. (дети отвечают)
-Ребята, я должна простится с вами, дальше вы будете путешествовать без меня, а мне пора вернуться. До свидания (дети прощаются с хозяйкой).
Вос-ль: Дети, смотрите, кто-то потерял вещи. Давайте найдем хозяев:
Воспитатель: Скажите, ребята, а что появлялось на том месте, где козел
бил копытцем?
Дети: самоцветы.
Воспитатель: Посмотрите, сколько камней осталось после козлика. Я предлагаю сыграть в игру: «Найди по описанию»
Дружбе верен сердцем чист.
Этот камень…(аметист)
Твердый, прочный не сыпучий.
Известен людям он давно
Узнаем мы его легко (гранит)
На закат похож тот камень,
Эти камни в ожерельях
Силу солнышка таят (агат)
Ребята, а вы знаете что уральские самоцветы очень ценятся?
Дети: Да.
Воспитатель: а теперь хочу проводить вас в мастерскую Данилы мастера, посмотреть какие вы умельцы.
Дети проходят к столам, где лежит пластилин.
Слышится стук молотка, появляется Данила мастер.
Данила: Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте.
Данила: Хочу я посмотреть, какие вы мастера-умельцы. А вы знаете, что изготавливают в моих мастерских?
Дети: вазы, шкатулки, бусы.
Данила: Сегодня вы у меня в гостях, и вы мои подмастерья, я предлагаю сделать свои изделия. Может кто-то хочет изготовить каменный цветок или разных ящерок. Но прежде чем взяться за работу немного отдохнём.
По тропинке мы шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Не боимся мы преград
Встрече с новым каждый рад.
Шире шаг, шагай смелей,
Вправо, влево повернись,
Самоцветными камнями
Полюбуйся, наклонись.
Впереди видна гора
Нам туда спешить пора
Мы ребята – мастера.
Давайте займем места и приступим к работе.
Звучит музыка. Дети выполняют работу.
Данила: По душе, мне ваши работы, молодцы! Я должен вернуться в свою мастерскую, а вы в детский сад.
Вос-ль: Спасибо, Данила мастер. Нам пора возвращаться. До свидания.
(дети прощаются с Данилой мастером).
Вос-ль: Ребята, а вы знаете как П.П. Бажов назвал свою «Книгу сказов»? Дети: Малахитовая шкатулка.
Вос-ль: Ребята, о каком сказочнике мы с вами сегодня говорили?
Дети: о уральском писателе П.П.Бажове
Вос-ль: Что он написал?
Дети: сказы.
Вос-ль: Какие сказы вы запомнили?
Дети: «Огневушка-поскакушка», «Серебряное копытце», «Малахитовая Шкатулка», «Каменный цветок», «Хозяйка медной горы».
Вос-ль: Чем они вам понравились? (ответы детей)
Вос-ль: Есть у вас желание еще больше узнать о П.П. Бажове?
Дети: да.
Вос-ль: тогда до новых встреч.