МАДОУ детский сад №4 "Морозко" (Крпус 2) группа "Солнышко "
Город Мегион
Экологический проект «Мир вокруг нас»
Воспитатель
Дыменко М.А
Мегион 2024
Содержание
Введение
1. Актуальность
2. Содержание проекта
2.1. Цели и задачи проекта
2.2.Ожидаемые результаты
2.3. Этапы реализации проекта
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в подготовительной к школе группы «Солнышко»
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
3. Ресурсное обеспечение проекта
4. Критерии оценивания проекта
5. Заключение
Используемая литература
Введение
Проект «Мир вокруг нас» разработан для целенаправленной работы с детьми старшей группы на основе современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой будущее человечества, никто не станет отрицать, что экологическое воспитание подрастающих поколений – одна из актуальнейших задач современности. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человека. Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный, а затем и школьный периоды развития человека. В эти периоды у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Данный проект предназначен для детей и их родителей, содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности и экологической культуры всех участников проекта:
1. Актуальность
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения. Это обусловливает те позитивные изменения, которые наметились в экологическом образовании: рамки экологического воспитания расширились от ознакомления детей с природой до воспитания экологического мировоззрения, основанного на представлении о единстве человека с природой и о направленности культуры и всей практической деятельности на ее развитие; сложилась определенная система целенаправленного обеспечения детей знаниями, необходимыми для воспитания экологической культуры, формирования эколого-осознанного поведения в окружающей природной среде, привития практических природоохранных навыков.
Работа педагога по устранению экологической депривации должна быть направлена, прежде всего, на стимулирование у детей развития чувственного восприятия их непосредственного природного окружения. Необходимо одушевить для ребенка окружающий его мир.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической депривации.
Современное содержание работы с детьми дошкольного возраста по ФГОС ДО предполагает гуманизацию всего педагогического процесса и подготовку детей к следующему образовательному этапу в их жизни. Огромная роль в этом отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее:
•«Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. … Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет,
ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.»
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к области «Познавательное развитие». Таким образом, детское экспериментирование является одним из способов достижения данного целевого ориентира. Эксперименты – это реальные опыты с реальными объектами и их свойствами. Проводя опыты, дети узнают о свойствах этих объектов, получают представления о значении и использовании этих объектов в жизни человека.
Знакомство с объектами живой и неживой природы, установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями происходит как в ходе наблюдений, так и при экспериментировании с ними. Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Таким образом, в этой связи огромное значение имеет правильный выбор педагогических технологий сопровождения процесса освоения детьми экологической культуры, формирования экологического сознания. Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
2. Содержание проекта
2.1. Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи проекта:
2.2 Ожидаемы результаты
У детей:
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. создание единого воспитательно-образовательного пространства группы ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;
3 . участие в совместных экологических мероприятиях и акциях.
2.3. Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 8 месяцев: с сентября 2024 года по апрель 2025 года
1 этап – подготовительно-проектировочный (1-2 недели сентября 2024 года)
2 этап – практический (с 3 недели сентября 2024 года – март 2024 года)
3 этап – обобщающе-результативный (апрель 2024 года)
4 этап – презентация проекта
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительно-проектировочный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2024г. |
Обеспечение образовательной деятельности методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материла | |||
Обогащение предметно-развивающей среды в группе по данному направлению | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: -подбор книг для оформления выставок в книжном уголке; - изготовление дидактических игр; оборудование уголка экспериментирования; - пополнение уголка природы; - изготовление фотоальбомов. | Сентябрь 2024 – апрель 2025 | |
Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования, | |||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по организации экологического воспитания детей дома | Сентябрь 2024 | |
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома. | Сентябрь 2024 – апрель 2025 | ||
Практический этап | Выявить уровень экологической воспитанности детей группы | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной к школе группы | Сентябрь 2024г |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана образовательной деятельности по развитию экологической грамотности воспитанников | Сентябрь 2024г | |
Организация образовательной деятельности в соответствии с разработанным перспективным планом | Сентябрь 2024 – апрель 2025 | ||
Разработка конспектов НОД, бесед на экологическую тему, подбор дидактических игр по экологическому воспитанию | |||
Применение в работе с детьми картотеки наблюдений на прогулке, картотеки опытно-экспериментальной деятельности | |||
Создание условий для самостоятельной деятельности детей: игровой, художественно-эстетической, трудовой, экспериментальной, - в которых они смогут отражать полученные знания, личный опыт. | |||
Привлечь социум в работу по реализации проекта | Участие в акции «Поможем птицам» - изготовление кормушек для птиц и установка их на территории детского сада » | Декабрь 2024г | |
Наглядная агитация для родителей: папки-передвижки с рекомендациями по экологическому воспитанию дошкольников в семье, памятки с экологическим содержанием. | Сентябрь 2024 – апрель 2025 | ||
Привлекать родителей к посадке зеленого корма для попугаев в уголке природы, посадке овощей и цветов на подоконнике | Февраль – март 2025 | ||
Организация экскурсии в музейно-выставочный центр | Февраль 2025 | ||
Обобщающе-результативный этап | Выявление и оценка эффективности проведенной работы по экологическому образованию детей подготовительной к школе группы | Мониторинг качества экологического образования в группе | Май 2025г |
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2025г | |
Проведение итогового мероприятия: акция «Зеленая Планета» - посадка деревьев на участке группы. | Май 2025г | ||
Презентация проекта | Обобщить опыт работы по экологическому образованию с детьми подготовительной к школе группы Подвести итоги работы на педагогическом совете | Оформление проекта Подготовка презентации на тему «Проект , «Природа вокруг нас» | Май 2025 |
2.4 Содержание деятельности участников образовательной деятельности.
2.4.1 Перспективный план организации экологического образования в старшей группе «Солнышко»
Сентябрь
Тема: «В гостях у осени»
Форма организации образовательной деятельности. Тема | Задачи | Работа с родителями |
Беседа на тему: «Осень чудесная в гости пришла» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ И РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Формировать обобщенное представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в неживой природе (осадки, температура воздуха, состояние почвы, воды), о состоянии растений осенью и его причинах, об особенностях жизнедеятельности животных. Закрепить знания о зависимости существования растений, животных от условий внешней среды (температурных, пищевых). Упражнять в восстановлении связей между знакомыми фактами. | Рекомендации родителям: привлекать детей к посильному труду в огороде, на даче, воспитывать трудолюбие, заботливое отношение к природе. Папка-передвижка на тему «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе» Утренник с музыкальным руководителем «Краски осени» |
НОД по развитию речи «Овощи и фрукты» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Углублять знания детей об овощах и фруктах, Закрепить умение распознавать овощи и фрукты по признакам «цвет», «форма»; Учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих; Развивать умение разгадывать ребусы, загадки; слуховое внимание; умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; Воспитывать такие качества, как усидчивость, скромность, отзывчивость. | |
Дидактические игры: «Вершки-корешки», «Когда это бывает?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей. Уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать внимание, быстроту мышления. | |
Хороводные игры «Огородная – хороводная», «Осенний хоровод» СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться. | |
Настольно-печатные игры «Во саду иль в огороде», «Дары леса», «Волшебные дары осени» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | ||
НОД по художественному труду с использованием природного материала «Осенний вернисаж» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Учить детей составлять композиции из сухих цветов, травы; использовать в работе бросовый материал: пластилин, проволоку, банты, искусственные цветы. Придавать выразительность в соответствии с задуманной композицией, использовать для скрепления композиции пластилин. Познакомить с профессией экскурсовод. Развивать способность находить творческое применение предложенным предметам; моторику кисти рук, художественное видение, обогащать свои знания и умения. Воспитывать чувство прекрасного. | |
Театрализация «Вот веселый огород, что здесь только не растет» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Создать у детей радостное настроение. Расширить знания детей об овощных культурах. Воспитывать бережное и любовное отношение к природе, уважение к труду людей, работающих на земле. Воспитывать коллективизм. Развивать любознательность и познавательный интерес у детей | |
НОД по рисованию на темы «Осенний натюрморт» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Задачи: Формировать умения рисовать с натуры, развивать аналитически способности при сравнении предметов. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Развивать интерес к жанрам живописи (пейзаж, натюрморт), чувство формы, ритма и композиции. | |
НОД по ознакомлению с художественной литературой «О чем печалишься, осень?» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Показать красоту осенней природы в процессе рассматривания иллюстраций и слушания художественных текстов. Закрепить знания об изменениях в осенней природе. Формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать эпитеты. Закреплять умение образовывать разные формы глаголов сравнительную степень прилагательных Воспитывать любовь к природе. Развивать поэтический слух. | |
Пальчиковые игры «Осенние листья», «Овощи», «Капуста» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук | |
Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Пробудить у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Сопоставлять раннюю и позднюю осень по стихам русских поэтов. Развивать образную речь детей - обогащать лексику яркими, красочными признаками (эпитетами, синонимами) Воспитывать у детей наблюдательность и воображение. | |
Поисково-экспериментальная деятельность «Почему осенью листья желтеют?» ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Развивать внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи) Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом | |
Праздник «Краски осени» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Способствовать радостному настроению детей. Развитие коммуникативных способностей. Развитие певческих и ритмических способностей детей, интереса к театральной деятельности Воспитывать любовь к природе, к музыке. |
Октябрь
Тема: «Лес – наше богатство»
Форма организации образовательной деятельности. Тема | Задачи | Работа с родителями |
Цикл бесед на тему «Как устроен лес?» из книги Т.А. Шорыгиной ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Задачи: Дать детям представление о лесных этажах, о том, как устроен лес. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях леса. Рассказать о лесной чаще, поляне. Развивать любознательность, познавательную активность. Воспитывать любовь к русскому лесу | Рекомендации родителям: походы в лес родителей с детьми. Смотр-конкурс для родителей «Краски осени» - изготовление поделок из природного и бросового материала. |
Чтение художественной литературы: Рассказ «Лесные жилища» М. Пришвина Рассказ «Подружись с крапивой» А. Плешакова ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Способствовать формированию интереса к природе, понимания поведения и повадок животных. Уточнить и расширить представления о лекарственных растениях, закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека. | |
Экскурсия в осенний лес (парк). Тема «Как растения готовятся к зиме» | Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых растений, показать приспособления семян к распространению. Уточнить представления детей об условиях жизни растений осенью; Познакомить с трудом взрослых в парке по уходу за растениями осенью. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней Развивать познавательную активность детей | |
НОД по ознакомлению с художественной литературой на тему «Чтение рассказа Ю. Дмитриева «Что такое лес?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Уточнить знания о лесе, о признаках осени; Упражнять в образовании прилагательных от существительных, в подборе слов антонимов, в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; Развивать умение слышать, выделять и называть выразительные средства языка; Формировать интонационную выразительность речи; Воспитывать желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, не разрушая условия жизни обитателей леса. | |
Хороводная игра «Ой, в лесу, лесочке…» СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры, договариваться. | |
НОД по аппликации на тему «Осеннее дерево» (коллективная работа) ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Вызвать интерес к созданию коллективной работы «Осеннее дерево». Учить детей обводить карандашом ладошку и вырезать по этому контуру, составлять коллективную композицию из вырезанных деталей (ладошек) на основе объединяющего образа (ствол, крона дерева). Совершенствовать умение правильно пользоваться ножницами, клеем. Воспитывать навыки сотрудничества в коллективном творчестве. | |
НОД по ФЦКМ на тему «Русский лес - чудный лес» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Расширять представления детей о животном и растительном мире средней полосы России; Воспитывать бережное отношение к родной природе, патриотические чувства; Развивать познавательную активность, умение работать в команде. | |
Дидактические игры «Напоминающие знаки» (правила поведения в лесу) «Умеете ли вы беречь лес?» «С какого дерева листок?» «Угадай, что где растет» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Воспитывать у детей бережное отношение к природе. Учить правильно вести себя в природе, чтобы не навредить ей. Закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев. Уточнить знания детей о названии и месте произрастания растения; развивать внимание, сообразительность, память | |
Сбор природного материала во время прогулок СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок | |
Пальчиковые игры «По грибы» «Наш лесок» «Лукошко» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук | |
Беседа на тему «Кто главный в лесу?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Уточнить представление детей о взаимосвязи обитателей лесного сообщества, их пищевой зависимости друг от друга. Показать, что главное звено в лесу – растения, которыми питаются различные животные. Дать детям представление о леснике – человеке, который заботится о лесе: бережет от пожара, подкармливает животных зимой, спасает некоторых из них от беды. Развивать навыки разумного поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе. | |
Беседа на тему «Какую пользу приносит лес?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Объяснить детям, почему лес называют «зелеными легкими» Земли; рассказать, как леса способствуют сохранению воды, чем полезны леса для почвы, что дают леса животным, какую пользу приносят леса людям. Помочь понять значение поговорок: «Изба елова — сердце здорово», «Липа человека обувает и кормит», «Лес не только волка, но и мужика прокормит». Развивать интерес к познанию природы; повышать экологическую грамотность детей Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям. | |
Беседа на тему «Лекарственные растения родного края» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ, РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Расширять знания детей о лекарственных дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования. Развивать познавательную активность, речь (словарный запас). Воспитывать у детей любознательность, бережное отношение к растениям, любовь к природе родного края. | |
Театрализация на тему «Встреча в лесу» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Активизировать в речи детей фразеологизмы. Воспроизводить стихи осмысленно, в заданном ритме. Учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах; чётко и громко произносить слова, согласовывать речь и движение. Развивать воображение | |
Экспериментальная деятельность на тему «Дерево: его качества и свойства» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Научить детей узнавать вещи, изготовленные из древесины, вычленять ее качества (твердость, структура поверхности – гладкое или шершавое; степень прочности, толщина) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде) |
Тема: «Птицы осенью»
Форма организации образовательной деятельности. Тема | Задачи | Работа с родителями |
Беседа на тему «Лес без птиц и птицы без леса не живут» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Расширять представления детей о лесе и его обитателях - птицах; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса. Развивать у детей познавательный интерес, память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умения слушать друг друга, дополнять ответы товарища; развивать художественно-творческие способности, эстетический вкус. Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения его целостности, умения вести себя в лесу; воспитывать желание использовать в работе разные техники рисования. | |
Рассматривание иллюстраций и картин о перелетных и зимующих птицах, беседа ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Закрепить имеющиеся знания о перелетных и зимующих птицах. Воспитывать бережное отношение к птицам, желание их подкармливать. Развивать эстетический вкус, умение вести беседу по картине. | |
НОД по ФЦКМ на тему «Птицы осенью» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Закрепить имеющиеся знания и дать новые представления о перелетных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, способ перелета); закрепить умение делить птиц по признаку «перелетные-зимующие», на основе связи между характером корма и способом его добывания; Учить согласовывать имена существительные с числительными; с глаголами; Развивать связную речь, зрительную память, внимание мелкую моторику; Воспитывать интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним. | Рекомендовать родителям наблюдать за птицами: как они улетают в теплые края, беседовать о птицах. |
Конструктивная игра «Птицы» (из геометрических фигур) СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. | |
Чтение художественной литературы: Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок» Гаршин В. «Лягушка-путешественница» Соколов-Микитов И. «Улетают журавли» РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ | Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. | |
НОД по художественному труду «Птицы на кормушке» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | Закрепить умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»); Продолжать учить детей сгибать по линии назад и загибать вперед части поделки; Воспитывать аккуратность в складывании и наклеивании деталей; Координировать речь с движением, развивать мелкую моторику; Развивать творческое воображение. | Изготовление кормушек дома. |
Подвижная игра «Перелет птиц» ФИЗИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ | Учить использовать в самостоятельной деятельности подвижные игры. | |
Экспериментальная деятельность на тему «Почему птицы могут летать?» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ | Закрепить знания детей о птицах. Развивать долговременную память, мышление, слуховое восприятие, мелкую моторику рук. Развивать у детей такие способы познания, как наблюдение, экспериментирование, сравнение и сопоставление, анализ, рассуждения и умозаключения. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе, любовь и доброту к птицам. | |
Дидактическая игра «Отгадай, какая птица» Речевая задача «Кто обедал в птичьей столовой?» | Учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням Развивать способность сравнивать, обобщать, логически мыслить. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность. Закрепить знания детей о том, чем питаются различные птицы в зимнее время Способствовать развитию самостоятельности мышления и гибкости ума. Поддержать у детей интерес к природе, развивать наблюдательность. | |
Пальчиковые игры «Перелетные птицы» «Поздняя осень» РАЗВИТИЕ РЕЧИ | Развивать интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук |
2.4.2 Самостоятельная деятельность детей
Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке взрослого), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей, познавательных и творческих навыков; применение полученных знаний в разных видах деятельности. Поэтому необходимо создать условия для:
Для решения этих задач необходимо:
1. Организовать выставки книг по тематике: «Животный мир», «Планета Земля», «Растительный мир»
2. Оборудовать уголки экспериментирования и природы таким образом, чтобы ребенок мог осуществлять самостоятельную практическую деятельность, учитывая при этом то, что весь материал должен быть безопасным и простым в использовании.
3. Доступность материалов для изобразительной деятельности, ручного труда (природный и бросовый материал).
3. Ресурсное обеспечение проекта
Информационные ресурсы:
•Методический и художественный материал по тематике проекта.
•Мониторинговые мероприятия с детьми, анкетирование родителей.
•Мероприятия по информированию родителей в ходе реализации проекта: папки-передвижки, домашние задания, совместные акции.
Фонд методического кабинета:
•библиотека: методические рекомендации по экологическому воспитанию дошкольников; художественное слово по тематике проекта.
•Иллюстративный материал по ознакомлению с природным миром
4. Критерии оценивания проекта:
1. Удовлетворённость родителей результатами совместной работы по реализации проекта (созданными условиями, уровнем подготовки, интересом ребёнка к процессу).
2. Информированность родителей об организации образовательной деятельности дошкольника
3. Отсроченный результат: успешность воспитанника ДОУ в начальной школе.
5. Заключение
Цель экологического воспитания — становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых, их воспитывающих, формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда — она включает в себя, человека.
Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
• эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
• условия развития, включая общение, игру, а также получение новых впечатлений.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ экологической культуры.
Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного человека.
Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми, чуткими, внимательными и заботливыми, научить любить природу.
Используемая литература
1. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф
2. Педагогическое образование в России, №2/2011. Статья Л. В. Моисеева и В. А. Зебзеева «Экологическая депривация личности в современной субкультуре детства» с. 110-117.
3. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под. Ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А.Сохина. М.: Гардарики, 1988
4. Бондаренко Т.М. Организация НОД в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012
5. Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. Методические рекомендации. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 96 с. (Вместе с детьми)
6. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.
7. Автор-составитель Поваляева М.А Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка». Ростов н/Д.: «Феникс», 2002. – 416 с.
8. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
9. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика работы с детьми подгот. группы дет. сада: пособие для воспитателя дошк. образоват. учреждения / С. Н. Николаева. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.: ил. – (Дошкольный мир).
10. Карпова С. И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 181 с., илл.
11. Лопатина А. А. Сказки о цветах и деревьях: сказки / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова. - Москва: Издательство Духовной Литературы, 2000. - 575 с. : ил. - (Книга для занятий по духовному воспитанию ; кн. 7). - Библиогр.: с.573
12. Шорыгина Т. А. Беседы о русском Севере: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва: Сфера, 2008. - 96 с. - (Вместе с детьми).
13. Шорыгина Т. А. Беседы о тайге и ее обитателях: метод. рекомендации / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, 2009. - 96 с. - (Вместе с детьми)
14. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с., ил. – (Библиотека программы «ДЕТСТВО»)
15. Н. Рыжова Статья «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом – природа». Газета «Дошкольное образование» №11, 12, 13/2004
16. Н. Ф. Виноградова Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978.
17. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Мирошкина М.Н. Конспекты занятий по развитию образной речи у старших дошкольников. Методическое пособие. Часть 2. – М.: Центр педагогического образования, 2009. – 112 с.
18. Модели комплексно-интегрированных занятий с детьми 1,5- 7 лет / сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. – Волгоград: Учитель, 2011. – 137 с.
19. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий / авт.-сост. В Ю. Дьяченко [и др.]. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 271 с.