Социализация младших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры
Сюжетно – ролевая игра – подлинная практика ребенка, его реальная
жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Сейчас редко увидишь детей, играющих вместе.
Современное поколение предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные игры. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира.
Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой ребёнок «примеряет» на себя разные роли, в которой развивается его речь, память, внимание, мышление, эмоции, воображение. Это игра, в которой малыш взрослеет.
Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства!
Именно этим и вызвано введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), генеральными линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка.
Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребёнка через «ворота детской игры».
Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер.
Главное, что может сделать взрослый, – это научить ребенка играть вместе с другими детьми. Важно показать, что играть друг с другом, гораздо интереснее, чем одному. На основе совместных игровых действий возникает эмоциональное общение ребенка со взрослыми и сверстниками, происходит освоение разных способов взаимодействия, формируются умения действовать по правилам, развиваются чувства сопереживания, готовности помочь. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей.