Консультация для родителей «Ребёнок-лидер. Победы и поражения»
Как распознать лидерские качества ребёнка?
• Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. Ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
• Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
• Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего, лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.
• Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Дети-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
• Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
• Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
• Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
• Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.
Стоит отметить, что лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели; это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем человеческими путями, без насилия и агрессии.
Что делать, если ребёнок не умеет проигрывать?
• Дайте ребенку понять, что вы его любите, гордитесь им, несмотря ни на что. Используйте такие подбадривающие слова, как: «Здорово! Молодец!»
• Не делайте из проигравшего ребенка жертву. Не начинайте его утешать, иначе он сам начнет чувствовать себя несчастным.
• Если ребёнок жульничает (двигает фишки, делает ходы без очереди и т.п.), не стоит его ругать. Дело в том, что стремление ребёнка к победе любой ценой в данный момент он считает самым главным в силу своего возраста. Конечно, без внимания такие ситуации лучше оставлять. Но и перегибать палку не нужно. Иначе можно уничтожить в ребёнке мотивацию и желание побеждать.
• Никаких поддавков! Дети очень тонко чувствуют, когда их начинают обманывать. Это еще обиднее, чем проигрыш. Лучше время от времени находить возможность поиграть с более слабым противником (младшим братом, сестрой, другом). Но играть все время со слабым противником – не вариант. Объясните ребенку, что полезнее играть с тем, кто сильнее тебя.
• Не акцентируйте внимание на проигрыше. Возможно, ребенку был важен сам процесс игры, общение со сверстниками и он не придал особого значения итогу. Не делайте этого и вы.
• Маленькому ребенку лучше всего говорить, что каждый, кто дошел до финиша и выполнил задание до конца – молодец. Не важно, кто сделал это раньше всех.
• Не сравнивайте ребенка с кем-то другим, иначе «победить любой ценой» может стать его целью. Лучше и правильнее сравнивать его успехи с тем, что было прежде, т.е. соревноваться с самим собой.
• Чередуйте успехи и неудачи. Например, можно поиграть в быстрые игры типа «Крестики-нолики», «Камень-ножницы-бумага», где каждая новая партия не отнимает много времени и результат не всегда предсказуем.
• После поражения предложите поиграть в ту игру, где ребенок явно одержит победу.
• На своем примере демонстрируйте адекватное поведение при проигрыше. Например, не стоит показывать полное равнодушие или чрезмерно злиться. Лучше казаться немного грустным, говорить что-то типа «Повезет в следующий раз», «В следующий раз я придумаю правильную стратегию и обязательно выиграю».
• Если ребенок все же расстроился, не усугубляйте ситуацию. Спокойно объясните, что от невезения никто не застрахован, бывает и такое. Поддержите его словами «Мне было сложно играть с тобой. Пришлось попотеть, чтобы выиграть» или «С каждым разом у тебя все сложнее и сложнее выигрывать. Ты делаешь успехи!»
• Обязательно хвалите за успехи, но и проигрыши не игнорируйте: анализируйте с ребёнком, почему это произошло, как не допустить такого в дальнейшем. Объективный анализ ошибок – залог дальнейших побед.
Задача родителей – научить ребёнка радоваться успехам и принимать поражения!



