Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57673 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Основы чертежной грамоты. Знакомство с чертежом и линейкой как чертежным инструментом.

создать условия для формирования умения работать с линейкой как чертежным инструментом, читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Автор: Герилова Кристина Максимовна

Учебный раздел. Чертежная мастерская.

Название учебного предмета: Технология

Класс: 2

Порядковый номер урока: урок №1 (предполагается 3 урока по теме)

Дата проведения урока: 27.11

Тема урока: Основы чертежной грамоты. Знакомство с чертежом и линейкой как чертёжным инструментом.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: создать условия для формирования умения работать с линейкой как чертежным инструментом, читать чертежи и выполнять по ним разметку деталей.

Задачи урока:

Образовательные:

Воспитательные:

Развивающие:

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Предметные:

Метапредметные:

Регулятивные:

Познавательные:

Коммуникативные:

Личностные:

Материалы и оборудование для учителя:

мультимедия, презентация, образцы изделий, классная линейка, доска и мел..

Материалы и оборудование для учащихся:

Материалы: листы бумаги А4. Инструменты: разные линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая), ножницы, карандаш.

Дополнительное оборудование: подкладной лист.

Оформление классной доски: посреди доски будут написаны понятия: чертеж, эскиз; с правой стороны прикреплены образцы изделий., с левой стороны доски написан алгоритм чтения чертежа.

Остальное в презентации.

Ход урока:

Учебное задание №1
Учебная задача учителя: создание проблемной ситуации, организовать деятельность по постановке темы и цели урока.
Учебная задача для ученика: Сейчас мы узнаем, чем сегодня будем заниматься, поставим цель урока.
Практическая задача: Для этого побеседуем.
Организация контроля: Во время беседы ответы должны быть полными, не повторяться. Контролировать друг друга будете сигнальными карточками.
Содержание:

Организация деятельности:

Учитель показывает детям изделие – открытку.

У: Ребята, представьте, что вам сейчас нужно изготовить всем одинаковые открытки. Как вы будете это делать? Можно ли разметить размеры изделия на глаз?
Д: Нет.
Д: Да.

У: Если вы разметите размеры на глаз, то будут ли у всех открытки совершенно одинаковые? Почему?
Д: Нет. Потому что у всех будут разные длина, ширина открытки.

У: Какой же вы способ разметки знаете, чтобы изделия у всех были одинаковые?
Д: Мы знаем способ разметки деталей по шаблону. Тогда они у всех получаются одинаковые.
У: Верно. Но сможете ли вы воспользоваться данным способом разметки?
Д: Нет. Мы не видели никогда шаблонов открытки.
Д: Нет, на шаблоне не будет видно, где нужно сгибать.
У: Какая перед нами возникла проблема?
Д: Мы не знаем, какой еще есть способ разметки деталей.
У: Какова цель нашего урока?
Д: Какой еще существует способ разметки деталей.
Д: Узнать новый способ разметки деталей.
Контрольно-оценочный компонент:
У: Верно, сегодня в ходе урока мы познакомимся с новым способом разметки деталей.

Учебное задание №2
Учебная задача учителя: организовать деятельность по формулированию и формированию понятия «чертеж», совершенствовать умение узнавать геометрические фигуры; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения; понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Учебная задача для ученика: Узнаем новый способ разметки.
Практическая задача: Для этого рассмотрим изображения и побеседуем.
Организация контроля: Во время беседы ответы должны быть полными, не повторяться. Контролировать друг друга будете сигнальными карточками.
Содержание:


Организация деятельности:
Учитель демонстрирует на слайде чертёж открытки (сначала без указания размеров). В руке держит образец.

У: Как устроена эта открытка?
Д: Прямоугольная заготовка, при этом линия сгиба делит её на две неравные части.
У: Посмотрите на слайд. Похож начерченный прямоугольник на развёрнутую открытку? Докажите.
Д: Да, похож. Так как имеет прямоугольную форму и место сгиба.
У: Обратите внимание на линию, показывающую сгиб. Штрих с двумя пунктирами.
(Дети смотрят)
У: Сможете ли вы теперь изготовить открытку, чтобы у всех она была одинакового размера?
Д: Нет, потому что неизвестны размеры.
У: Правильно. Должно передаваться изображение устройства изделия или детали, но и обязательно указываться все размеры, необходимые при изготовлении этого изделия или детали.
( Учитель открывает на слайде заранее подготовленное изображение полного чертежа).

У: Теперь вы можете узнать и назвать размеры открытки?
Д: Да, потому что указаны размеры!
У: Какой длины надо взять прямоугольник?

Д: 5 см.
У: Какой ширины?
Д: 7 см.
У: Какое расстояние до сгиба?
Д: 3 см.
У: Такое изображение называется чертежом.
У: Чем чертёж отличается от рисунка?
Д: Чертёж не только повторяет форму открытки (изделия), но и указывает размеры открытки и её деталей, показывает линии сгиба.
Д: По рисунку нельзя изготовить одинаковые открытки, а по чертежу можно.

У: Верно. Давайте сформулируем понятие «чертеж». Из чего состоит понятие?
Д: Понятие состоит из термина и определения.
У: Из чего состоит определение?
Д: Родового отношения и двух видовых признаков.
У: Верно. Предлагайте свои варианты.
(варианты детей)
Д: Чертеж – это изображение, на котором повторяется форма изделия и указываются размеры деталей.
Контрольно-оценочный компонент:

У: Молодцы, ребята. Чертеж – это изображение изделия, на котором повторяется его форма и указываются размеры деталей.
(Учитель записывает понятие на доске)

Учебное задание №3
Учебная задача учителя: организовать деятельность по формированию представления о линиях чертежа, их значении, формировать понятие «эскиз», умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения;
Учебная задача для ученика: Сейчас мы узнаем, какие бывают линии чертежа.
Практическая задача: Для этого еще раз взглянем на чертеж открытки, обратим внимание на линии.
Организация контроля: Во время беседы ответы должны быть полными, не повторяться. Контролировать друг друга будете сигнальными карточками.
Содержание:



Организация деятельности:

(Учитель открывает слайд с чертежом открытки)
У: Обратите внимание на линии чертежа. Они все одинаковые?

Д: Нет, не все линии чертежа одинаковые.
У: Какие вы видите линии?
Д: Есть толстая линия, с пунктирными точками, тонкая линия.
У: Как вы думаете, имеют ли разные линии различные значения?
Д: Думаю, что линии имеют разные значения. Если бы не имели, то были бы все одинаковые.
Д: Линии имеют разные значения. На чертеже есть линия, которая означает, где открытку нужно сгибать.
У: Верно мыслите. Молодцы.
У: Чтобы правильно прочитать чертеж, необходимо знать назначение каждой линии. На этом чертеже мы видим три вида линий: основную толстую, тонкую, штрих и два пунктира. Чтобы узнать значение каждой, откроем учебник на стр 48. Внимательно рассмотрим таблицу.
У: Итак, как называется первая линий? Что она обозначает?
Д: Называется основной толстой, обозначает контур детали, надрез.
У: Верно. Имеется у нас такая на чертеже? Что будем делать по данным линиям?
Д: Да. Будем вырезать деталь.
У: Как вы думаете, как начертить такую ровную линию?
Д: При помощи линейки или угольника.
У: От руки идеально ровные линии не получатся?
Д: Нет.
У: Верно, чтобы начертить ровную линию, нужно воспользоваться линейкой.
У: Следующая линия. Как называется?
Д: Называется тонкой.
У: С помощью данной линии выносят размеры изделия.
У: Третья линия. Обратите внимание, как она чертится – линия, два пунктира, линия. Как называется? Что обозначает?
Д: Штрих и два пунктира, обозначает сгиб.
У: Верно. Все уже заметили линию сгиба на данном чертеже. По данной линии сгибается наша открытка.
У: Такие линии используются инженерами-конструкторами в настоящих чертежах. Но обычно перед изготовлением чертежа по всем правилам: чертить по линейке, повторять форму детали, соблюдать толщину линий, указывать размеры, инженер делает набросок чертежа на листке бумаги, в рабочей тетради или блокноте: рисует от руки, обычно не пользуясь линейкой, но обязательно проставляет все размеры и использует линии чертежа. Такой чертёж, сделанный от руки, называют эскизом.
(Учитель записывает понятие на доске).
Контрольно-оценочный компонент:

У: Итак, ребята, с какими линиями мы познакомились? Что они означают?
Д: Познакомились с основной толстой линией, означает контур детали, надрез.
Д: С тонкой линией, которая является выносной, размерной.
Д: И с линией штрих и два пунктира, которая означает линию сгиба.
У: Как начертить ровную линию?
Д: При помощи линейки.
У: Как называются чертежи, которые чертятся от руки?
Д: Называются эскизами.
У: Молодцы, ребята!

Учебное задание №4
Учебная задача учителя: организовать деятельность по формированию умения читать чертёж, узнавать и называть изучаемые линии чертежа;совершенствовать умение узнавать геометрические фигуры; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, понимать возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Учебная задача для ученика: Сейчас мы с вами поучимся читать чертежи, разработаем алгоритм по их чтению.
Практическая задача: Для этого поработаем с чертежом.
Организация контроля: Во время беседы ответы должны быть полными, не повторяться. Контролировать друг друга будете сигнальными карточками.
Содержание:


Организация деятельности:

(Учитель выводит на слайд чертеж)
У: Посмотрите на линии чертежа. Какие вы видите?
Д: Линию сгиба.
Д: Основную толстую линию.
Д: Тонкую линию.
У: Молодцы.

У: Как называется данное изделие?
Д: Открытка
У: Какова форма открытки?
Д: Прямоугольная.
У: Какова общая длина изделия?
Д: 12 см.
У: Все согласны?
Д: Нет. Н. назвала ширину, а не длину. Ширина изделия – 5 см.
У: Верно. Повторим. Какова общая ширина изделия?
Д: 12 см.
У: Каковы размеры деталей по ширине?
Д: От начала до линии сгиба 5 см.
У: Как определить ширину от линии сгиба до основной толстой?
Д: От 12 отнять 5. Будет 7.
У: Верно.
У: Каковы размеры деталей по длине?
Д: 5 см.
У: Верно. А теперь давайте составим алгоритм чтения чертежа.
У: Что мы сделали в первую очередь?
Д: Определили название изделия.
У: Верно. Запишем 1 пункт.
(Учитель пишет на доске – Алгоритм чтения чертежа 1) Определить название изделия)
У: Что мы сделали дальше?
(варианты детей)
Д: Определили форму изделия
Д: Определили общую длину и ширину изделия.
(учитель записывает)
У: Следующее действие?
Д: Определили длину и ширину деталей чертежа.

(Записывает)

(На доске появился алгоритм чтения чертежа
1) Определить название изделия
2) Определить форму изделия
3) Определить общую длину и ширину изделия
4) Определить длину и ширину деталей чертежа )
Контрольно-оценочный компонент:

(Закрывает доску)
У: Давайте еще раз назовем порядок чтения алгоритма.
Д: Определяем название изделия.
Д: Определяем форму изделия.
Д: Определяем общую длину и ширину изделия.
Д: Определяем длину и ширину деталей.
У: Верно! Молодцы!

Учебное задание №5
Учебная задача учителя: организовать деятельность по формированию представления о линейке как чертежном инструменте, формировать умение определять материал изделия.
Учебная задача для ученика: Сейчас мы вспомним, какие бывают линейки.
Практическая задача: Для этого поработаем с линейками, которые лежат у вас на партах.
Организация контроля: Во время беседы ответы должны быть полными, не повторяться. Контролировать друг друга будете сигнальными карточками.
Организация деятельности:
(Учитель раздает каждому на парту три линейки из разных материалов)

У: Внимательно осмотрите их, потрогайте. Из каких материалов сделаны линейки?
Д: Коричневая линейка сделана из дерева.
Д: Желтая линейка сделана из пластмассы.
Д: Серая линейка сделана из металла.
У: Верно. Сравните их по размерам.
Д: Железная линейка длиннее других.
Д: Пластмассовая и деревянная линейки одинаковые по длине.
У: Молодцы. Что можно сделать с линейкой?
Д: Можно использовать как закладку
Д: Отрывать бумагу, прижав линейку к листу
(варианты детей)
У: Что нельзя сделать без линейки?
Д: Нельзя провести прямые линии.
Д: Нельзя измерить длину чего-либо.
Контрольно-оценочный компонент:
У: Каково главное назначение линейки?
Д: Проведение прямых линий, замер разных длин.
У: Верно!

Учебное задание №6
Учебная задача учителя: организовать деятельность по формированию представления о линейке как чертежном инструменте, формировать умение пользоваться линейкой: проводить линии, соединять точки прямой линией, измерять отрезки, строить отрезки заданной длины; умение откладывать размеры от нулевой точки, проводить прямые линии; умения организовывать рабочее место (рациональное расположение инструментов и материалов), формировать культуру труда.
Учебная задача для ученика: Поучимся чертить прямые линии.
Практическая задача: Будем работать с карандашом, листом А4 и линейкой, чертить линии разных длин.
Организация контроля: Контролировать будете друг друга самостоятельно. Внимательно слушайте мои указания, выполняйте задания.
Содержание:

Задания:
Начертите прямую линию: горизонтальную, вертикальную.
Начертите линии длиной 2 см, 4 см, 1 см, 6 см, 9 см…
Организация деятельности:
(Учитель раздал каждому лист А4, линейку и простой карандаш тем, кто забыл принести)
У: Готовим свое рабочее место. Расположите все так, чтобы вам ничего не мешало.
(организуют свое рабочее место)
У: Кладем перед собой лист вертикально.
(показывает)
У: Берем карандаш и линейку.
У: Проведите линию по линейке, надавливая карандашом на бумагу.
У: Посмотрите, какая линия у вас получилась? Прямая?
(Ходит и проверяет)
Д: У меня получилась прямая.
Д: У меня получилась не очень прямая.
У: Ребята, обратите внимание на то, что карандаш должен прижиматься к линейке. Если карандаш будет идти рядом, то линия получится кривая. Попробуйте еще раз в верхней части листа. Начертите линию, расположив линейку горизонтально, вертикально.
(Дети чертят прямые линии)
У: Итак, посмотрите на линейку. Вы видите шкалу – 0,1,2,3 и т.д. Что эти цифры обозначают?
Д: Сантиметры. Мы это знаем из математики.
У: Верно. Сколько сантиметров между цифрами?
Д: 1 сантиметр.
У: От какой точки — 0 или 1 — надо провести прямую линию, чтобы в точке 2 получился отрезок длиной 2 см?
Д: От точки 1.
У: Верно ли это? Сколько сантиметров между 1 и 2?
Д: 1 см. Значит, В. Сказал неправильно.
Д: Нужно начинать с точки 0.
У: От какой точки — 0 или 1 — надо провести прямую линию, чтобы в точке в точке 3 — отрезок длиной 3 см?
Д: От точки 0.
У: Молодцы. Запомните это.
У: Посмотрите на слайд.


У: Итак, на какой линейке отрезок равен 3 см?

Д: На 3 линейке, так как чертили с точки 0.
У: Верно.

У: Теперь потренируемся чертить линии определенной длины.
У: Начертите линии длиной 2 см, 4 см, 1 см, 6 см, 9 см.
(дети работают на листах, учитель контролируют)
Контрольно-оценочный компонент:

У: Как проверить правильность построения длины?
Д: Измерить линейкой.
У: Верно. Что важно помнить?
Д: Измерять длину линии нужно с точки 0.
У: Молодцы!

Учебное задание №7
Учебная задача учителя: организовать деятельность по формированию умения читать чертеж и умение размечать детали по их чертежам, т. е. строить прямоугольник от двух прямых углов по заданным размерам.

, формировать умение пользоваться линейкой: проводить линии, соединять точки прямой линией, измерять отрезки, строить отрезки заданной длины; умение откладывать размеры от нулевой точки, проводить прямые линии; умение организовывать рабочее место (рациональное расположение инструментов и материалов), умение осуществлять контроль по линейке; оценивать результаты работы (точность измерений); Формировать аккуратность при работе. Формировать культуру труда.
Учебная задача для ученика: Сейчас мы с вами потренируемся читать чертеж и поучимся размечать детали прямоугольной формы.
Практическая задача: Для этого выполним задание в учебнике на странице 51.
Организация контроля: Контролировать правильность выполнения задания будете самостоятельно по алгоритму работы в учебнике.
Содержание:

Организация деятельности:

(Учитель раздает необходимые материалы)
У: Подготовьте своё место для работы. Расположите материалы и инструменты так, чтобы вам ничего не мешало.
У: Положите перед собой лист А4, карандаш и линейку. Учебник расположите выше листа, чтобы было удобно смотреть этапы работы.
У: Вспомним правила работы с ножницами. Что нельзя делать?
Д: Передавать ножницами острым концом вперед.
Д: Просто так открывать ножницы.
Д: Играть с ножницами.
Д: Нельзя резать ножницами навесу.
У: Верно. Передавать ножницы нужно кольцами вперед.
Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
У: Итак, посмотрите на чертеж. Давайте его прочитаем по составленному алгоритму.
Д: Определяем название.
У: В данном случае перед нами деталь, мы не можем назвать его название. Такое случается.
Д: Далее нужно определить форму детали.
У: Верно.
Д: Форма – прямоугольная.
У: Что делаем дальше?
Д: Определяем длину и ширину.
Д: Длина – 5 см.
Д: Ширина – 7 см.
У: Верно. А теперь приступайте к работе. Внимательно смотрите на алгоритм работы, предоставленный в учебнике. Следите за тем, что линии вы чертите с точки 0, а карандаш прикладываете к линейке, чтобы получались прямые линии.
У: Начинайте чертить с левого верхнего угла листа.
(дети работают самостоятельно)

Контрольно-оценочный компонент:

У: Что у вас получилось?
(ответы детей)
У: Получился прямоугольник?
Д: Да!
У: Что не получилось?
(ответы детей)
У: Что вы теперь умеете делать с помощью линейки?
Д: Чертить прямые линии.
Д: Чертить линии определенной длины.
Д: Делать разметку детали.

Учебное задание №8
Учебная задача учителя: обобщить знания и умения, которые были получены на данном уроке, организовать работу по развитию умения обобщать (называть то новое, что освоено);

Учебная задача для ученика: Ребята, вспомним все, что мы сегодня узнали и чему научились
Практическая задача: Для этого побеседуем.
Организация контроля: Во время беседы ответы должны быть полными, не повторяться. Контролировать друг друга будете сигнальными карточками.
Организация деятельности: Я буду задавать вопросы, а вы отвечать на них.
Содержание:
У: Что мы сегодня с вами узнали?
(ответы детей)
Д: Узнали, что такое чертеж.
У: Что же такое чертеж?
Д: Чертеж – это изображение изделия, на котором повторяется его форма и указываются размеры деталей.
У: В чем отличие между чертежом и эскизом?
Д: Чертеж чертится по линейке, а эскиз от руки.

У: Что же помогает нам читать чертеж?
Д: Линии чертежа.
У: Какие линии мы узнали? Что они обозначают?
Д: Основная толстая для контура изделия, надреза.
Д: Тонкая для выноса и указания размеров.
Д: Штрих и два пунктира для сгиба.

У: Чему научились?

(ответы детей)
Д: Читать чертежи.
Д: Чертить линейкой прямые линии, начиная с 0.
Д: Чертить прямые линии разной длины.
Д: Делать разметку прямоугольной детали.
У: Молодцы!

V. Оценка, самооценка.
Учебное задание №9

Учебная задача учителя: организовать оценочную деятельность учащихся, подвести итоги урока и организовать рефлексию.
Учебная задача для ученика: Оценим, как работали сегодня на уроке.
Практическая задача: Для этого поработаем с разноцветными смайликами у вас на партах.
Организация деятельности: Я задам несколько вопросов, вы должны вашу работу на уроке и показать смайлик.
Организация контроля: При работе вы не должны показывать несколько смайликов, вставать с места.
Содержание:

Контроль- оценка:
У: Покажите смайлик с улыбкой, если на уроке активно отвечали на вопросы, выполняли практические задания, поняли тему урока.
У: Покажите смайлик без улыбки, если отвечали на вопросы и выполняли практические задания, но не все поняли, из-за чего были трудности.
У: Покажите грустный смайлик, если на уроке работали неактивно и не поняли тему урока.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.07.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области