Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 57673 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



Конспект урока по русскому языку "Разделительный мягкий знак"

Цель определить роль разделительного знака в слове, познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким знаком. Задачи 1. Систематизировать знания о букве «ь», ее роли как показателя мягкости согласного. 2. Уточнить условия употребления разделительного мягкого знака в словах. 3. Сформулировать в ходе совместной деятельности правило о правописании разделительного мягкого знака. 4. Развивать умение правописания мягкого знака в словах.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта

ФИО учителя: Федотова Татьяна Владимировна Предмет: русский язык Класс: 2 Тип урока: открытие новых знаний УМК «Школа России»

Тема

Разделительный мягкий знак

Цель

Определить роль разделительного знака в слове, познакомить с правилом правописания слов с разделительным мягким знаком.

Задачи

1. Систематизировать знания о букве «ь», её роли как показателя мягкости согласного. 2. Уточнить условия употребления разделительного мягкого знака в словах.

3. Сформулировать в ходе совместной деятельности правило о правописании разделительного мягкого знака. 4. Развивать умение правописания мягкого знака в словах.

Формируемые УУД

Личностные:

·  формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям;

·  применять правила делового сотрудничества.

Регулятивные:

·  планировать решение учебной задачи;

·  уметь контролировать процесс и результат своей деятельности;

·  находить и исправлять собственные ошибки.

Познавательные:

·  воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

·  находить дополнительную информацию;

·  классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

·  выявлять и корректировать причины собственного затруднения;

·  структурировать полученные знания, выбирать наиболее эффективные способы действий в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные:

·  осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом;

·  работать в парах, в группах, обосновывать и доказывать собственное мнение;

·  участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Основные понятия

Разделительный мягкий знак

Ресурсы

В.П.Канакина,В. Г. Горецкий учебник «Русский язык» 2 класс

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

I. Мотивация (самоопределе-ние) к учебной деятельности.

Цель - включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организует и мотивирует детей на урок.

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Работа с пословицей

- Где хотенье – там и уменье.

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Надеюсь, что сегодня на уроке вы захотите научиться как можно большему и сделать очередное открытие.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Чтобы чему-то научиться нужно этого хотеть.

Личностные - формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные - целеполагание Коммуникативные – планируем учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний

Цель - повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Чистописание.

ья ье ьё ью ьи ья ье ьё ыо ьи

2. Словарная работа.

- Запишите слова под диктовку.

Пальто, альбом, учитель, обезьяна, щавель, мебель, коньки, снегирь, морковь, тетрадь.

- Чтобы проверить правильность написания ваших слов, поменяйтесь с соседом по парте тетрадью и проверьте слова. (Презентация: ответы на слайде)

- Оцените работу соседа.

- Ребята, что общего в этих словах?

- А написание какого слова отличается от остальных? Чем отличается?

Слушают, воспринимают информацию.

Общее: это словарные слова, во всех есть мягкий знак.

обезьяна

Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; различают способ и результат действия; умеют осуществлять взаимный контроль, самоконтроль; оказывают в сотрудничестве необходимую помощь.

Коммуникативные - развивают умения слушать и вступать в диалог.

Личностные - формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию и самооценке.

Познавательные - выдвигают предположения и их обоснование, формируют логическое мышление.

III. Постановка учебной задачи

Цель – создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока

- Попробуйте сформулировать тему урока, о чём будем сегодня говорить?

- Так что же нам предстоит выяснить на уроке, какие задачи поставим?

1. Познакомиться с новой орфограммой.

2.Научиться правильно писать слова с новой орфограммой.

Регулятивные - умение опреде-лять тему урока.

Коммуникативные – постановка вопросов.

Познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель – познакомить учащихся с правилом написания разделительного мягкого знака.

- Откройте учебник на с. 31.

Работа с упр.51 на с.31

- Произведите звуко-буквенный разбор первой пары слов: полю - [пал'у] – 4 б., 4 зв. полью [пал'й'у] – 5 б., 5 зв.

- Сравните написание и произношение. Выполните эту же работу с другими словами.

-  Сделаем вывод: для чего нужен «ь» в словах, на что он указывает?

- А за какими буквами «прячется» этот звук?

Работа с упр. 52 учебника.

- Понаблюдайте, между какими буквами пишется « ь»? Ваши предположения?

- Давайте проверим: о каком звуке предупреждает разделительный мягкий знак?

- Произнесите без этого звука. Что получится?

- Приведите свои примеры слов с разделительным мягким знаком.

- Какая здесь орфограмма?

- Как её подчёркиваем?

- В каких буквах «спрятан» звук [й']?

- Как их подчёркиваем?

- Предположите, почему мягкий знак в этом случае называется разделительным?

- Сделаем вывод: для чего нужен разделительный  мягкий знак и в каких случаях он пишется?

- Сравните свои выводы с правилом в учебнике.

- Совпали наши выводы с правилом в учебнике?

Один ученик работает у доски.

- Он нужен, чтобы показать, что за согласным произносится звук [й'].

-За буквами гласных я, ю, е, ё, и.

- О звуке [й'].

- Теряется смысл: ручи.

Воробьи, соловьи...

-Разделительный мягкий знак.

- Одной чертой.

- В буквах е, ё, ю, я, и.

- Двумя чертами.

Подчёркивают буквы перед ь и после него в записанных словах, затем делают вывод: разделительный ь пишется после букв согласных перед буквами гласных е, ю, ё, я, и.

- Разделяет буквы гласных и буквы согласных и указывает, что перед гласным есть звук [й'].

Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными ю. ё, я, е и помогает буквам ю. ё, я, е обозначить звук [й'].

Читают правило на с. 32.

Регулятивные – планируют, прогнозируют.

Познавательные – моделируют, логически решают проблемы, строят логические цепи рассуждений, доказывают, выдвигают гипотезы и обосновывают их.

Коммуникативные -сотрудничают в поиске и выборе информации.

V.Физминутка Цель - создание условия для умственного и физического отдыха детей на уроке.

- Поиграем в игру «Бывает – не бывает». Я буду предлагать вам различные высказывания. Если вы с ними согласны, то будете тянуться вверх, а если – не согласны, будете приседать. Готовы?

Ночью идёт дождь. (тянутся вверх)

У слона есть крылья. (приседают)

У охотника есть ружьё. (тянутся вверх)

Ночью бывает радуга. (приседают)

Варенье варят из ягод. (тянутся вверх)

Жильё белки в дупле. (тянутся вверх)

- Молодцы! Садитесь, пожалуйста.

- Какие слова с разделительным мягким знаком прозвучали в этой физкультминутке? (ночью, крылья, ружьё, варенье, жильё)

Личностные - осознают важность сохранения и укрепления здоровья.

VI.Первичное закрепление.

Цель - организовать усвоение учениками нового знания.

- Ребята, посмотрите на картинки к упражнению 54. Что там изображено?

-Запишите слова, добавив нужные слоги, самостоятельно. Подчеркните орфограмму.

- Перед какими буквами написали разделительный мягкий знак? Как подчеркнули разделительный мягкий знак.

- Сверьте со слайдами.

Платье, воробьи, колосья.

Перед Е, И, Я.

Разделительный мягкий знак-одной чертой, а гласную после- двумя.

Познавательные – осуществляют

анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации. Коммуникативные - участвуют в диалоге на уроке; отвечают на вопросы учителя, осуществляют работу в паре.

Регулятивные - осуществляют контроль.

VII.Включение новых знаний в систему знаний

Цель- включение нового знания в систему изученного материала.

- Какие условия для написания разделительного мягкого знака мы открыли?

-Давайте попробуем составить схему написания разделительного мягкого знака.

- Проверим, что же мы усвоили.

1.Карточка

Спиши слова, вставляя, где нужно,  разделительный мягкий знак.

Ночю, ули, птичя, вороби, медвежя, деревя, семя, листя, друзя, заячи.

Проверка. 

2. Фонетический разбор слов

- Отгадайте загадку и запишите отгадку.

У метели есть подруга,
Звать подружку эту ... (вьюга) 

Посчитайте количество букв и звуков в данном слове (вьюга – 5 букв, 5 звуков)

-Почему?

Работают в группах

Учащиеся по очереди подходят к доске и на месте мягкого знака ставят вертикальную черточку.

Потому что мягкий знак не обозначает звука, а буква Ю обозначает 2 звука.

Познавательные - осуществляют анализ, синтез, сравнение, обобщение, извлечение необходимой информации. Коммуникативные -

развиваем умение слушать и понимать других.

Регулятивные - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

Цель - соотнесение цели урока и его результатов, самооценка своей деятельности.

- Какую цель, какие задачи мы ставили перед собой?

- Над правописанием какой орфограммы мы работали на уроке?

- В какой части слова пишется разделительный мягкий знак?

- Перед какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

- Приведите свои примеры.

- Оцените свою работу на уроке. Возьмите солнечные лучики и капельки дождя. Если вы считаете, что урок был полезен и вы всё поняли, то приклейте лучики к солнышку, а если вам было трудно, вы ничего полезного не узнали и не запомнили, то к тучке приклейте капельки дождя.

Оценивают свою работу на уроке.

Личностные - умение оценивать результат своей работы.

Познавательные – прогнозирова-ние дальнейшего использования полученных на уроке знаний.

Коммуникативные – формирова-ние собственного мнения и позиции в высказываниях.

Регулятивные - осуществление познавательной и личностной рефлексии.

IX. Домашнее задание.

с. 34 упр.58.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.07.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области