Тема: «Профессия шахтер»
Цели:
Расширять представление о труде шахтеров, о подземном способе добычи угля, о механизмах, которые используются при добыче угля.
Закрепить знания детей о людях разных профессий, добывающих уголь; уточнить чем занимаются представители этих профессий.
Закрепить знания детей о главном богатстве Кузбасса – угле, его значимости в жизни людей и промышленности.
Развивать речь, логическое мышление, активность в процессе экспериментирования с углем.
Воспитывать уважение к профессии шахтера.
Оборудование:
Фотографии (угольный комбайн, транспортер, вагонетки, электровоз, люди разных профессий, работающих в шахте – горнорабочие, электрослесари, машинисты); схема разреза шахты; макет «Уголь и его применение». Оборудование для экспериментирования (кусок угля, стакан с водой, ложка, лупа, чистый листок бумаги, молоток, мокрая салфетка); Таблицы для зарисовки выводов.
Ход занятия:
-Дети, давайте с вами поздороваемся друг с другом и подарим свои улыбки.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
-Сибирь… Родной край! Здесь мы родились и живем, здесь мы впервые увидели солнце и окружающий нас мир. Нам очень повезло: мы живем в одной из самых богатых областей нашей страны. Как она называется? (Кузбасс или Кемеровская область).
-Сегодня мы с вами поговорим о почетной профессии Кузбасса
Он обойным молотком,
Как огромным долотом,
Уголь крошит под землей.
Отвечайте, кто такой?
(Шахтер).
-Скажите, что делают шахтеры? (Шахтеры добывают каменный уголь).
-Откуда шахтеры добывают уголь? (Шахтеры добывают уголь из шахты).
-Угольные пласты залегают глубоко под землей и на ее поверхности. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землей и добыть уголь, шахтеры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели.
(Воспитатель показывает схему разреза шахты, где указаны вертикальный ствол, горизонтальные туннели, залежи угля)
-Скажите, какие машины и механизмы используются при добыче угля? Какую работу они выполняют? (Угольный комбайн дробит пласты угля и грузит отбитый уголь по транспортеру в вагонетки электровоза; электровоз вывозит уголь на гора).
-Люди каких профессий заняты добычей угля? В чем состоит значимость их труда?
(Горнорабочие спускают оборудование и крепление в шахту; электрослесари, устанавливают оборудование и следят, чтобы оно не сломалось, если сломается, то они его ремонтируют; машинисты управляют комбайном и электровозом.)
(Дети работают с фотографиями).
-Скажите, как одним словом назвать людей этих профессий? (Шахтеры).
-Труд шахтера тяжелый и опасный. В чем заключается его опасность? (Может в шахте произойти обвал, прорваться грунтовые воды, произойти взрыв газа – метана).
-Почему труд шахтера называют тяжелым? (Он спускается под землю, там мало кислорода, темно и только горят тусклые лампы). От куда шахтеры получают дополнительное освещение? (У них на касках лампы, которые работают от аккумулятора).
-Дети, как вы думаете зачем нам нужен уголь? (Уголь нам дает тепло, уголь применяют при изготовлении шин, косметики, пластмассовых игрушек, фильтре для воды, медицине – угольные таблетки, витамины).
(Дети рассматривают макет «Уголь и его применение).
-Уголь используется для плавки металлов, значит для производства машин и механизмов. Из него делают даже горючее, чтобы эти машины двигались. Уголь применяют при изготовлении духов, сиропа для конфет и пирожных. Делают из угля прочные нити, и удобрения, и разноцветные краски, самое лучшее стекло.
-Посмотрите, что у меня в руке? (Уголь). Этот уголь называется, антрацит. Он образовывается глубоко под землей, под огромным давлением. Хотите поближе познакомиться со свойствами этого угля? (Да).
-Тогда я вас приглашаю в лабораторию.
(Дети проходят за столы где расположены предметы для исследования и кусочки угля, они берут в руки уголь и рассматривают его).
-Какого цвета уголь? (Черный, блестящий).
-Как вы думаете, почему уголь называют каменным? (Уголь твердый как камень).
-Как вы определили, что каменный уголь твердый? (Пробовали надавить на него, сжать в кулаке).
-Как вы думаете каменный уголь прочный? (Ответы детей). Давайте проверим. Я ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Уголь рассыпался на мелкие кусочки). Какой вывод можно сделать? (Уголь становится хрупким, если по нем с силой ударить).
-Что будет если провести углем по листу бумаги? (На листе остаются черные линии, значит им можно рисовать).
-Возьмите лупу и рассмотрите уголь. Что вы видите? (Уголь не ровный, он как будто состоит из слоев).
-Каменный уголь – это не простой камень, это полезное ископаемое. Его основу составляют остатки погибших древних растений, которые разлагаются, гниют, превращаются в торф, а из него через много-много лет образуется каменный уголь.
Как вы думаете, что произойдет если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения детей). Давайте опустим его в стакан с водой. (Уголь утонул). Почему? (Он тяжелый).
-Как вы думаете он растворяется или нет? Как это можно проверить? (Помешать воду ложечкой). Меняет ли цвет вода? (Нет). Какой вывод можно сделать? (Каменный уголь не растворяется в воде и не окрашивает воду). Правильно.
-Дети, что мы можем рассказать о каменном угле? Какими свойствами он обладает?
(Уголь блестящий, черный, он твердый, но при ударе рассыпается на мелкие кусочки. Уголь пачкается, им можно рисовать, он слоистый. Уголь тяжелый, не растворяется в воде и в других жидкостях.)
-У вас на столах лежат таблицы, я вам предлагаю отменить в таблицах свойства угля.
(Дети работают с таблицами. Воспитатель по необходимости помогает тем, кто затрудняется.)
-Молодцы! На этом наше занятие заканчивается. Спасибо.