УДК 37.025
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ерёмина Е.С.
Воспитатель
МБДОУ № 194 г. Челябинска
Аннотация. В статье представлен результат исследования и апробации экспериментальной работы по развитию речи старших дошкольников в игровой деятельности, приведены примеры разработки программного и методического материала, представлены результаты экспериментальной работы.
Ключевые слова: развитие речи, речевая деятельность, игровая деятельность.
Проблема развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности отличается важностью и актуальностью, поскольку речь – это базис других психических процессов, выражающая характер и качественный уровень отношений между современным обществом и ребенком.
Наиболее действенными формами организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи является игра. Игры включает в свое содержание такие методы и приемы как рассказ, проблемно-поисковые ситуации, творческие ситуации и др. [3].
На основе анализа психолого-педагогической литературы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Р. И Жуковская, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р.А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности игры для развития речевой деятельности чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь организовать их [2].
Речь как психический процесс формируется в дошкольном возрасте. Для ребенка развитие речи связано с выбором роли, сюжета, умения договариваться с товарищами и др. [1].
Принимая во внимание задачи нашего исследования, мы считаем допустимым рассматривать игру в развитии речи, как системное единство форм, содержания, способа, сюжета, роли и нормы.
Экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ № 194 г. Челябинска с детьми 5-6 лет. Основное содержание работы заключалось в выявлении уровней развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности. В работе участвовали экспериментальная группа (ЭГ) «Подсолнушки», контрольная группа (КГ) «Ласточка». В ЭГ – 20 детей и КГ - 20 детей.
Цель экспериментальной работы — определить особенности использования игр в развитии речи детей 5-6 лет.
Экспериментальное изучение проблемы развития речи в игровой деятельности старшей группы показало, что в детском саду игры используются на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, в процессе экскурсионной и походной деятельности, при формировании элементарных математических представлений и др.
Изучение планирования и организации у детей 5-6 лет речевой деятельности в игре в данном детском саду показал, что практически администрация ориентирована на знаниевую концепцию в воспитании детей, совершенно забыты игровые формы либо она выступает «фоном» других видов деятельности.
Анализ годового плана МБДОУ № 194 показал, что отдельно планирование речевой деятельности в дошкольном учреждении разрознено, нет самостоятельного раздела. Только в п. 3.6. годового плана присутствует обращение к развитию речи в игре, но без конкретизации ее видов и содержания.
Из всех форм методической работы мы увидели лишь одну консультацию для воспитателей, целью которой было: «дойти» до каждого воспитателя с учетом его индивидуальности, оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей, в осознании и переосмыслении профессиональных установок, стереотипов, ценностных ориентаций, в повышении уровня профессионализма в организации игры.
В работе с родителями в планировании присутствуют разнообразные формы, но нет работы по оказанию помощи родителям в развитии речи.
Анализ состояния практики развития речи в игре показывает, что данная проблема актуальна для современного дошкольного учреждения.
Следующий этап работы состоял в изучении уровня развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности. В эксперименте участвовали дети ЭГ и КГ 5-6 лет.
В соответствии с темой исследования, мы посчитали важным выявить критерии, на основе которых мы в дальнейшем будем подходить к оценке уровня, а затем выявили общий уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности [4].
Критерии были распределены по баллам от 1 до 3. И соответственно развитие указанных критериев соотносились в дальнейшем с уровнями.
Низкий уровень размещается в пределах от 0,5-1,4.
Среднему уровню присваивается критериальный балл – от 1,5-2,4.
Высокому уровню присваивается критериальный балл – от 2,5-3,0.
На основе изучения программы «Детство», а также требованиям к развитию речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности было составлено содержание уровней с учетом темы исследования.
Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ наглядно представлен на рисунке 1.
ЭГ | 35% | 50% | 15% |
КГ | 45% | 40% | 15% |
Рисунок 1. Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ
Результаты диагностики развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности показывают преобладание у детей 1 уровня – 50%, только у некоторых детей, при чем по отдельным критериям — присутствует 2 уровень – 30%, а также хотелось бы отметить наличие 3 уровня – 20% у детей данной группы.
Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе с высоким уровнем развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности 3 ребенка – это 15% , т.к. в процентном соотношении 1 ребенок составляет 5%, со средним уровнем – 10 детей – 50%, с низким уровнем – 7 детей, что составляет - 35%. В контрольной группе с высоким уровнем развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности 3 ребенка – это 15% , со средним уровнем – 8 детей – 40%, с низким уровнем – 9 детей, что составляет - 45%.
Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование развития речи; решение игровых задач; активную деятельность детей в игре. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра детей дошкольного возраста станет средством развития речи, самовыражения и самореализации ребенка в разных видах взаимодействия со сверстниками. А жизнь в д/с обогатится за счет содержательного сюжета, ролей, атрибутов.
Итак, анализ уровней развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности свидетельствует о необходимости разработки перспективного планирования, внедрения комплекса игр применительно к условиям среды и личностным особенностям речевого развития воспитанников данной группы.
Образовательно-воспитательный аспект развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности состоял из 2 этапов:
Анализ контрольного этапа эксперимента состоял в повторной диагностике развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ. Результаты повторной диагностики развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ после проведения работы по развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в экспериментальной группе с высоким уровнем развития стало на 4 ребенка больше – это 35% вместо 15% , со средним уровнем меньше на 2 ребенка – это 40% вместо 50%, с низким уровнем меньше на 2 ребенка – это 5 детей, что составляет - 25%. Более наглядно результаты представлены на рисунке 2.
ЭГ | 25% | 40% | 35% |
Рисунок 2. Уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ после экспериментальной работы
В контрольной группе существенных изменений не произошло. С высоким уровнем развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности также 3 ребенка – это 15% , со средним уровнем стало на одного ребенка больше – это 45% вместо 40%, с низким уровнем на одного ребенка меньше – это 40% вместо 45%. Более наглядно результаты представлены на рисунке 3.
КГ | 40% | 45% | 15% |
Рисунок 3. Уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в КГ после экспериментальной работы
Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ после экспериментальной работы наглядно представлен в рисунке 4.
ЭГ | 25% | 40% | 35% |
КГ | 40% | 45% | 15% |
Рисунок 4. Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ после экспериментальной работы
Сделаем вывод. Результаты свидетельствуют, что количество детей ЭГ повысивших высокий уровень развития речи в игровой деятельности, увеличился на 20%, в КГ остался на прежнем уровне (15%). Средний уровень в ЭГ уменьшился на 10%, в КГ- на 5%. Низкий уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ уменьшился на 10%, в КГ – на 5%.
Количественные данные экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности экспериментальной работы по развитию речи в игровой деятельности в ЭГ.
Таким образом, вопросы, раскрытые в работе позволяют утверждать, что, несмотря на глубокую разработанность в теории, в практике проблемы развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности, организация развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в дошкольном учреждении остается мало реализованной, происходит подмена игры учебными формами, и современный ребенок лишается тех основ, которые дает игра, что, безусловно, последствиями в школьном, подростковом и даже юношеском возрасте. Остаются не решенными проблемы развития речи в последующем в течение всей жизни человека.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Современные проблемы науки и образования. – 2023. -№ 4. – С. 23-37.
4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Азбука, 2021. – С. 4.