Каталог публикаций

Образовательный каталог публикаций "Время Знаний"
Идентификационный номер ISSN: 3034-5952
Издается с 2017 года
Периодичность выхода новых работ: ежедневно
Вид издания: каталог
Версия издания: электронное сетевое
Издатель: Воробьев И.Е.
Тематика: образование
Адрес редакции: г. Тольятти, пр-т. Московский, 57/210

Разместить публикацию Список всех публикаций Опубликовано работ: 55772 лэпбук времена года лэпбук дикие животные



РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности отличается важностью и актуальностью, поскольку речь – это базис других психических процессов, выражающая характер и качественный уровень отношений между современным обществом и ребенком

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 37.025

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ерёмина Е.С.

Воспитатель

МБДОУ № 194 г. Челябинска

Аннотация. В статье представлен результат исследования и апробации экспериментальной работы по развитию речи старших дошкольников в игровой деятельности, приведены примеры разработки программного и методического материала, представлены результаты экспериментальной работы.

Ключевые слова: развитие речи, речевая деятельность, игровая деятельность.

Проблема развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности отличается важностью и актуальностью, поскольку речь – это базис других психических процессов, выражающая характер и качественный уровень отношений между современным обществом и ребенком.

Наиболее действенными формами организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи является игра. Игры включает в свое содержание такие методы и приемы как рассказ, проблемно-поисковые ситуации, творческие ситуации и др. [3].

На основе анализа психолого-педагогической литературы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Р. И Жуковская, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р.А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности игры для развития речевой деятельности чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь организовать их [2].

Речь как психический процесс формируется в дошкольном возрасте. Для ребенка развитие речи связано с выбором роли, сюжета, умения договариваться с товарищами и др. [1].

Принимая во внимание задачи нашего исследования, мы считаем допустимым рассматривать игру в развитии речи, как системное единство форм, содержания, способа, сюжета, роли и нормы.

Экспериментальная работа проходила на базе МБДОУ № 194 г. Челябинска с детьми 5-6 лет. Основное содержание работы заключалось в выявлении уровней развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности. В работе участвовали экспериментальная группа (ЭГ) «Подсолнушки», контрольная группа (КГ) «Ласточка». В ЭГ – 20 детей и КГ - 20 детей.

Цель экспериментальной работы — определить особенности использования игр в развитии речи детей 5-6 лет.

Экспериментальное изучение проблемы развития речи в игровой деятельности старшей группы показало, что в детском саду игры используются на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с окружающим, в процессе экскурсионной и походной деятельности, при формировании элементарных математических представлений и др.

Изучение планирования и организации у детей 5-6 лет речевой деятельности в игре в данном детском саду показал, что практически администрация ориентирована на знаниевую концепцию в воспитании детей, совершенно забыты игровые формы либо она выступает «фоном» других видов деятельности.

Анализ годового плана МБДОУ № 194 показал, что отдельно планирование речевой деятельности в дошкольном учреждении разрознено, нет самостоятельного раздела. Только в п. 3.6. годового плана присутствует обращение к развитию речи в игре, но без конкретизации ее видов и содержания.

Из всех форм методической работы мы увидели лишь одну консультацию для воспитателей, целью которой было: «дойти» до каждого воспитателя с учетом его индивидуальности, оказать помощь в преодолении возникших у него трудностей, в осознании и переосмыслении профессиональных установок, стереотипов, ценностных ориентаций, в повышении уровня профессионализма в организации игры.

В работе с родителями в планировании присутствуют разнообразные формы, но нет работы по оказанию помощи родителям в развитии речи.

Анализ состояния практики развития речи в игре показывает, что данная проблема актуальна для современного дошкольного учреждения.

Следующий этап работы состоял в изучении уровня развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности. В эксперименте участвовали дети ЭГ и КГ 5-6 лет.

В соответствии с темой исследования, мы посчитали важным выявить критерии, на основе которых мы в дальнейшем будем подходить к оценке уровня, а затем выявили общий уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности [4].

Критерии были распределены по баллам от 1 до 3. И соответственно развитие указанных критериев соотносились в дальнейшем с уровнями.

Низкий уровень размещается в пределах от 0,5-1,4.

Среднему уровню присваивается критериальный балл – от 1,5-2,4.

Высокому уровню присваивается критериальный балл – от 2,5-3,0.

На основе изучения программы «Детство», а также требованиям к развитию речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности было составлено содержание уровней с учетом темы исследования.

Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ наглядно представлен на рисунке 1.

ЭГ

35%

50%

15%

КГ

45%

40%

15%

Рисунок 1. Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ

Результаты диагностики развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности показывают преобладание у детей 1 уровня – 50%, только у некоторых детей, при чем по отдельным критериям — присутствует 2 уровень – 30%, а также хотелось бы отметить наличие 3 уровня – 20% у детей данной группы.

Констатирующий эксперимент показал, что в экспериментальной группе с высоким уровнем развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности 3 ребенка – это 15% , т.к. в процентном соотношении 1 ребенок составляет 5%, со средним уровнем – 10 детей – 50%, с низким уровнем – 7 детей, что составляет - 35%. В контрольной группе с высоким уровнем развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности 3 ребенка – это 15% , со средним уровнем – 8 детей – 40%, с низким уровнем – 9 детей, что составляет - 45%.

Поэтому деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование развития речи; решение игровых задач; активную деятельность детей в игре. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра детей дошкольного возраста станет средством развития речи, самовыражения и самореализации ребенка в разных видах взаимодействия со сверстниками. А жизнь в д/с обогатится за счет содержательного сюжета, ролей, атрибутов.

Итак, анализ уровней развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности свидетельствует о необходимости разработки перспективного планирования, внедрения комплекса игр применительно к условиям среды и личностным особенностям речевого развития воспитанников данной группы.

Образовательно-воспитательный аспект развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности состоял из 2 этапов:

Анализ контрольного этапа эксперимента состоял в повторной диагностике развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ. Результаты повторной диагностики развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ после проведения работы по развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в экспериментальной группе с высоким уровнем развития стало на 4 ребенка больше – это 35% вместо 15% , со средним уровнем меньше на 2 ребенка – это 40% вместо 50%, с низким уровнем меньше на 2 ребенка – это 5 детей, что составляет - 25%. Более наглядно результаты представлены на рисунке 2.

ЭГ

25%

40%

35%

Рисунок 2. Уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ после экспериментальной работы

В контрольной группе существенных изменений не произошло. С высоким уровнем развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности также 3 ребенка – это 15% , со средним уровнем стало на одного ребенка больше – это 45% вместо 40%, с низким уровнем на одного ребенка меньше – это 40% вместо 45%. Более наглядно результаты представлены на рисунке 3.

КГ

40%

45%

15%

Рисунок 3. Уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в КГ после экспериментальной работы

Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ после экспериментальной работы наглядно представлен в рисунке 4.

ЭГ

25%

40%

35%

КГ

40%

45%

15%

Рисунок 4. Сравнительный анализ развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ и КГ после экспериментальной работы

Сделаем вывод. Результаты свидетельствуют, что количество детей ЭГ повысивших высокий уровень развития речи в игровой деятельности, увеличился на 20%, в КГ остался на прежнем уровне (15%). Средний уровень в ЭГ уменьшился на 10%, в КГ- на 5%. Низкий уровень развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в ЭГ уменьшился на 10%, в КГ – на 5%.

Количественные данные экспериментальной работы свидетельствуют об эффективности экспериментальной работы по развитию речи в игровой деятельности в ЭГ.

Таким образом, вопросы, раскрытые в работе позволяют утверждать, что, несмотря на глубокую разработанность в теории, в практике проблемы развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности, организация развития речи у детей 5-6 лет в игровой деятельности в дошкольном учреждении остается мало реализованной, происходит подмена игры учебными формами, и современный ребенок лишается тех основ, которые дает игра, что, безусловно, последствиями в школьном, подростковом и даже юношеском возрасте. Остаются не решенными проблемы развития речи в последующем в течение всей жизни человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Современные проблемы науки и образования. – 2023. -№ 4. – С. 23-37.

4. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Азбука, 2021. – С. 4.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.02.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области