Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа кружковой деятельности по художественно-эстетическому развитию

Материал статьи будет полезен воспитателям в работе с детьми по художественно- эстетическому развитию. Программа кружка "Радужка" составлена на основе программы Лыковой Л. А. "Цветные ладошки"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Утверждена:

Приказом по МДОУ

«Детский сад КВ № 4 «Берёзка»

от 27.08. 2020г. № 85 - ОД

_______________ Г. В. Козодерова

Рабочая программа

кружковой деятельности

по художественно – эстетическому развитию «Радужка»

в подготовительной (6-7 лет) группе

составлена по программе Лыковой Л.А. «Цветные ладошки»

на 2020 – 2021 учебный год

Разработчик: Молчанова Л. А.

2020 г.

Содержание

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка…………………………………………...……..1

2 1.2.Планируемые результаты освоения программы подготовительной группы……….................................................................................................... 5 .2.Содержательный раздел

2.1.Содержание психолого–педагогической работы ……………………….6

2.2.Перечень используемых программ, технологий, методических пособий, форм, способов, средств воспитания, обучения и развития детей …………6

2.3.Реализация рабочей программы (расписание ООД подготовительной групп, оценка индивидуального развития воспитанников) ………..……….7

2.4.Особенности взаимодействия с родителями воспитанников и социумом.…9.

3.Организационный раздел

3.1. Особенности организации образовательного процесса старшей и подготовительной группы…………………………………………………….10

3.2. Условия и средства реализации рабочей программы (среда , используемая для реализации рабочей программы)…………………………10

4. Список литературы……………………...…………………………………11

5. Приложения………………………………………………………………..12

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы (Далее – Программа) разработана в соответствии с программой Лыковой И. А. «Цветные ладошки», в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Основными документами, регламентирующими ценностно-целевые и методологические основы данной Программы являются:

В основу работы учреждения положены цели и задачи, определённые федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт), среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей – как физического, так и психического.

В группе создаются условия для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей детей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам изо деятельности.

Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Стандарта, главной целью равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребёнка, полноценного проживания детьми периода детства.

Данная Программа определяет содержание и организацию учебно-образовательного процесса на основе парциальной программы «Цветные ладошки» И.А. Лыковой.

Цели и задачи реализации парциальной программы «Цветные ладошки» (далее – Программа).

Цель Программы – создание условий и организация образовательного процесса, способствующих развитию творческих способностей ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей.:

Принципы и подходы к формированию Программы.

Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования Программы:

Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС

Основные принципы дошкольного образования

1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства обогащение (амплификация) детского развития.

2. Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных, творческих особенностей каждого ребенка.

3. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

4. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

5. Формирование познавательных интересов в различных видах деятельности.

6. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Кружок «Радужка» МДОУ «Детский сад КВ № 4 «Берёзка» посещают 12 детей в возрасте 6-7 лет. Из них в группе 10 девочек и 2 мальчика.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, переданные детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки обретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.д. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

Планируемые результаты освоения программы подготовительной группы

К 6-7 годам наступает новый этап развития ребенка, характеризующийся устойчивостью эстетических представлений, чувств, оценок, деяний. Происходит активное усвоение сенсорного и культурного опыта, овладение различными материалами, а также познание окружающего мира с этетической позиции. Дети знакомы с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство). Знают отличия видов и жанров изобразительного искусства, выбирает сюжеты о семье, доме, городе и т.д. Различает реальный и фантазийный мир. Совершенствует умения во всех видах изобразительной деятельности. Размещают изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа - передний план или дальше от него - задний план); передает различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.). Умеет строить композицию рисунка; передавать движения людей и животных, растений, склоняющихся от ветра. Передает в рисунках как сюжеты народных сказок, так и авторских произведений (стихотворений, сказок, рассказов); проявляет самостоятельность в выборе темы, композиционного и цветового решения.

Рисование

В рисовании знает техники изображения гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментирует с красками для получения задуманных цветов), выбирает материалы для создания выразительного образа.

Лепка

В лепке создает выразительные образы и коллективные сюжетные композиции. Самостоятельно выбирает тему, материал, способы лепки (налеп, углубленный рельеф), использует стеку, приёмы декорирования.

Аппликация

В аппликации самостоятельно выбирает способы создания выразительного образа (обрывание, вырезывание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, прорезной декор), знает ленточный способ вырезывания, знаком с аппликацией из природного материала (осенних листьев, цветочных лепестков, семян).

Художественный труд: работа с бумагой и картоном

Складывает бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях; использует разную по фактуре бумагу, делает разметку с помощью шаблона. Создает предметы из цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка).

Художественный труд: работа с природным материалом

Создает фигуры людей, животных, птиц из травы, веточек и других материалов, передает выразительность образа, создает общие композиции («Лесная поляна», «Сказочные герои»).

Конструктивно-модельная деятельность

Декоративно оформляет изделия, выполненные на занятиях по конструированию. Выделяет основные части и характерные детали конструкций. Умение создавать различные по величине конструкции, умеет работать коллективно.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы по программе «Цветные ладошки» И. А. Лыковой направлено на художественно-эстетическое развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. С перспективным планированием ООД в подготовительной группе можно ознакомиться в Приложении №1.

2.2 Перечень используемых программ, технологий, методических пособий, форм, способов, методов воспитания и обучения.

В рамках реализации Программы во время проведения ООД, с детьми для профилактики зрительного утомления, формирования правильной осанки, используются здоровьесберегающие технологии, а именно:

Перед началом занятия проводятся минутки безопасности (правила поведения с ножницами, карандашами и др.).

Методы и средства реализации программы

Методы

Средства

Словесные методы:

рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение.

устное или печатное слово: Фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.); скороговорки, загадки и др.

Наглядные методы:

наблюдаемые объекты, предметы, явления; наглядные пособия

Метод иллюстрирования

предполагает применение картинок, рисунков, изображений, символов, иллюстрированных пособий: плакатов, картин, карт, репродукций, зарисовок и др

Метод демонстрации

связан с демонстрацией объектов, опытов

Метод показа

Различные действия и движения, манипуляции с предметами, имитирующие движения и др.

Методы практического обучения

Скороговорки, стихотворения Дидактические игры. Различный материал для продуктивной и творческой деятельности

Упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые)

Приучение.

Технические и творческие действия

Методы проблемного обучения

Рассказы, содержащие проблемный компонент; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал; материал для экспериментирования и др.

Элемент проблемности

Познавательное проблемное изложение

Диалогическое проблемное изложение

Эвристический или поисковый метод

Формы работы с детьми

Образовательная область

Вид деятельности

Формы работы

Художественно - эстетическое развитие

Изобразительная деятельность - форма активности ребенка, в результате которой создается материальный или идеальный продукт.

Конструирование из различных материалов — форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества, обогащает речь.

Рисование, лепка, аппликация

(мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов, опыты с красками, игровая ситуация, Художественно-дидактическая игра, Оформление выставок: произведений декоративно прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений искусства, просмотр видеофильмов и презентаций. Конструирование:

из коробок, другого бросового материала; из природного материала. Художественный труд: аппликация; конструирование из бумаги.

2.3 Реализация рабочей программы

Расписание организованной образовательной деятельности

Базовый вид деятельности

Периодичность

Время проведения

Рисование /лепка/ аппликация

1 раз в неделю

Пятница 15.30 -16.00

Итого

1 раз в неделю

30 мин

Образовательная деятельность в ходе ООД

Ситуативная беседа

Постоянно

во время проведения ООД

Физкультминутки

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Чтение художественной литературы

Индивидуальная работа

Постоянно во время проведения ООД и дополнительно вне занятий.

Оценка индивидуального развития воспитанников

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производиться в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводиться в ходе наблюдений за активностью детей, в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

При этом, ребенок рассматривается не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии сознательно поставленными целями. Педагог в ходе своей работы выстраивает индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально – через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого – педагогической нормативной картине.

При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся человеческой культуре и социуме личности.

2.4 Особенности взаимодействия с родителями воспитанников

Взаимодействие с родителями строится с учетом их запросов и ежегодно планируются разнообразные формы (с развернутым перспективным планированием взаимодействия с родителями можно просмотреть в Приложении №2)

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.Особенности организации образовательного процесса.

Расписание организованной образовательной деятельности

Базовый вид деятельности

Периодичность

Время проведения

Рисование /лепка/ аппликация

1 раз в неделю

Среда 15.30 -16.00

Итого

1 раз в неделю

30 мин

Для реализации Программы в группе создана развивающая и эмоциональная, комфортная для ребенка образовательная среда. Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов. В группе имеются предметы, сделанные руками детей. Это создаёт атмосферу уюта и подлинной «детскости» окружающей обстановки. Многие поделки использую для последующей работы с детьми. Постоянно устраиваем экспонирование продуктов творческой деятельности всех детей, это способствует развитию у ребенка чувств собственной значимости.

Организация РППС

Функциональное использование

Оснащение

Расширение самостоятельной изобразительной деятельности детей

Подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, иллюстрированная подборка о творчестве художников.

Цветные карандаши, фломастеры, краски, сангиновые мелки;

Утилизированный материал, образцы тканей, цветные салфетки и др. материал;

Дидактические игры

1. «Конвенция о правах ребенка»

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3. «ФГОС ДО» (Утвержден приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013г. №1155).

4. «СанПин 2.4.1.3-49 -13» («Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций») 5. «Устав ДОУ».

6. Программа «Цветные ладошки» И.А. Лыкова (2007)

7. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Приложение

Приложение №1

Перспективное планирование ООД в подготовительной группе

№ заня-тия

Вид изобразительной деятельности/

Тема занятия

Цель занятия

Страницы занятия в пособии

Кол-во часов

Сентябрь

1

Рисование цветными карандашами«По горам, по долам…»

Передача в рисунке своих представлений о природных ландшафтах, инициирование создание сюжета на фоне горного пейзажа.

С.84

1

2

Лепка из соленого теста.

«Фрукты-овощи витрина магазина»

Лепка фруктов и овощей из соленого теста; создание объемных композиций

С.50

1

3

Аппликация симметричная

«Кудрявые деревья»

Вырезывание двойных (симметричных) силуэтов разных деревьев с передачей характерных особенностях строения

С.58

1

4

Рисование и аппликация

«Лес, точно терем расписной…»

Создание композиции ярусами, начиная с заднего плана

С.54

1

Октябрь

5

Лепка по замыслу

«Грибное лукошко»

Создание по замыслу композиции из грибов в лукошке. Совершенствование техники лепки. Развитие чувства формы и композиции

С.44

1

6

Аппликация

«Плетёная корзинка для натюрморта»

Аппликация из бумажных полосок, имитирующая строение корзинки

С.46

1

7

Рисование в технике «по мокрому»( с отражением)

«Деревья смотрят в озеро»

Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки).

С.60

1

8

Лепка животных по замыслу

«Кто в лесу живет?»

Самостоятельный выбор способа лепки животного на основе обобщенной формы: из цилиндра (валика), конуса или овоида (яйца), передача несложных движений.

С.62

1

Ноябрь

9

Рисование декоративное с элементами письма

«Такие разные зонтики»

Создание узоров на полукруге, развитие чувство формы, ритма, композиции.

С.72

1

10

Лепка сюжетная

«Орлы на горных кручах»

Создание пластической композиции, моделирование горы из бруска пластилина способом насечек стекой.

С.86

1

11

Аппликация ленточная

«Там-сосны высокие»

Составление композиции из ленточных аппликаций на основе объединяющего образа

С.82

1

12

Рисование по замыслу «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

Развитие творческого воображения, отражение в рисунке впечатлений о поездках и путешествиях.

С.78

1

Декабрь

13

Лепка из соленого теста (тестопластика)

«Елкины игрушки-шишки, мишки и хлопушки

Создание новогодних игрушек в технике тестопластики- лепка из соленого теста или вырезывание формочками для выпечки фигурок животных и бытовых предметов( по замыслу)

С.104

1

14

Аппликация декоративная (из фантиков)

«Ажурные снежинки»

Вырезание из фантиков и цветной фольги шестилучевые снежинки.

С. 106

1

15

Рисование декоративное

«Морозные узоры»

Рисование морозных узоров в технике кружевоплетения

С.96

1

16

Лепка сюжетная

«Бабушкины сказки»

Самостоятельный выбор лепки отдельного героя или сюжета

С.110

1

Январь

17

Рисование декоративное

«Нарядный индюк»

Совершенствование техники рисования гуашевыми красками

С.126

1

18

Лепка миниатюр в спичечном коробке«Лягушонка в коробчонке»

Знакомство с видами рельефной пластики-лепка миниатюр

С.122

1

19

Аппликация и рисование – фантазирование

«Домик с трубой и сказочный дом»

Создание фантазийных образов, свободное сочетание изобразительно-выразительных средств в красивой зимней композиции.

С.124

1

20

Рисование по мотивам Городецкой росписи «Кони-птицы»

Рисование фантазийных коней-птиц по мотивам Городецкой росписи.

С.120

1

Февраль

21

Лепка сюжетная по представлению

«На дне морском»

Создание пластических образов подводного мира по представлению. Обогащение и уточнение зрительных впечатлений.

С.134

1

22

Аппликация

«Тридцать три богатыря»

Составление коллективной композиции по мотивам литературного произведения.

С.130

1

23

Рисование по представлению

«Я с папой»

Рисование парного портрета в профиль с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы)

С. 150

1

24

Лепка сюжетная по представлению

«На дне морском»

Развитие интереса к лепке образов подводного мира по представлению.

С.146

1

Март

43

Лепка декоративная «Конфетница для мамы»(из колец)

Лепка из колец декоративных(красивых и функциональных)предметов; моделирование формы изделия за счет изменения длины исходных деталей-«валиков»(кольца разного диаметра»

С.152

1

44

Аппликация из шерстяных ниток

«Пушистые картины»(ниточка за ниточкой)

Составление картины из шерстяных ниток. Обогащение аппликативной техники –освоение двух разных способов создания образа: контурное и силуэтное.

С.160

1

47

Аппликация (пейзаж)

«Весна идет»

Оформление готовых работ (рисунков, аппликаций) как завершающий этап творчества. Создание условий для творческого применения освоенных умений.

С. 166

1

48

Рисование по представлению «Мы с мамой улыбаемся (парный портрет анфас)»

Рисование парного портрета в анфас с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и мамы)

С. 156

1

Апрель

52

Лепка коллективная

«Наш космодром»

Создание разных летательных аппаратов конструктивным и комбинированным способами, преобразовывая и дополняя цилиндрическую форму.

С.190

1

53

Аппликация силуэтная ленточная

«Голуби на черепичной крыше»

Самостоятельный выбор и сочетание способов аппликации, развитие чувство цвета и композиции.

С.178

1

54

Рисование пастелью

«Золотые облака» (весенний пейзаж)

Дальнейшее знакомство детей с новым художественным материалом –пастелью. Освоение приемов передачи нежных цветовых нюансов

С.176

1

55

Лепка

Рельефная

«В далеком космосе»

Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты(солнце, планеты, звезды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества

С.186

1

Май

61

Педагогическая диагностика

Рисование предметное

«Картинки на песке»

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности

Программа

С.20

1

62

Педагогическая диагностика

Лепка и аппликация

«Бабочки-красавицы»

Выявить уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и самостоятельно реализовать творческую задачу, владение пластическими и аппликативными умениями, способность к интеграции; наличие творческого воображения

Программа

С.22

1

63

Педагогическая диагностика

Рисование сюжетное по замыслу

«Улетает наше лето»

Выявить уровень способностей к сюжетосложению и композиции

Программа

С.24

1

Приложение №2

Перспективный план взаимодействия с родителями в старшей и подготовительной группах

Сентябрь

Консультация «Творческое вдохновение - труд души»

Октябрь

Консультация «Творческий процесс ребенка - это приобщение к искусству»

Ноябрь

Консультация «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

Декабрь

Выпуск буклета «Акварель – сказочное волшебство»

Январь

Консультация «Игры с красками»

Февраль

Консультация «Путешествие красок»

Март

Мастер –класс «Печатаем штампами»

Апрель

Консультация «Художественный мусор»

Май

Практикум «Рука вместо кисти»

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.12.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области