ЧИСТОПОЛЬСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №8 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ДЮЙМОВОЧКА»
Номинация: «Профессии моей малой родины»
Возрастная группа: старшая
Тема: «Город мастеров»
Автор: Филиппова Нина Васильевна
г.Чистополь
2021 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………….............3
Основная часть………………………………………………………………………5
Заключение…………………………………………………………………………12 Список использованной литературы..................................................................13
Приложение………………………………………………………………………...14
Введение
Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. Он должен быть не только свободным, но и осознанным. Ведь выбрать профессию – значит найти свое место в жизни. Работу по профессиональному самоопределению необходимо решать совместными усилиями не только школы, семьи, профессиональных служб, но начинать её нужно именно с детского сада. Это даёт большие возможности для деятельности педагогов.
Опыт работы с детьми показывает, что дети отражают в играх лишь очень узкий круг профессий. Другие же для них остаются незнакомыми. Для того чтобы дошкольникам легче было сделать в будущем свой решающий выбор, который определит их жизнь, необходимо дать им как можно больше разнообразной информации профориентационной направленности. Чтобы заинтересовать детей и познакомить с профессиями, которые будут востребованы в будущем, привить им желание стать настоящими профессионалами своего дела, необходимо углубить и систематизировать работу в данном направлении. Подобрать такие формы и методы работы с детьми, чтобы заинтересовать их и увлечь в мир профессий. Жизнь ребенка протекает в определенной социокультурной среде того региона, в которую он включается самим фактом своего рождения, когда ежедневно имеет возможность наблюдать профессиональную деятельность взрослых, чей труд вложен в развитие родного города, накапливать впечатления, а затем, в разнообразных видах культурных практик (игре, познавательной, продуктивной деятельности и др.) воспроизводить свои знания. Именно поэтому актуальным становится разработка проекта «Город мастеров», т. к одной из задач социального развития является формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Основная цель проекта: ознакомление детей с профессиями родного города путем применения современных методов и технологий.
Задачи проекта для детей: развивать интерес детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения; знакомить детей с трудом профессий; формировать у детей твердую уверенность в необходимости трудиться, тем самым приносить пользу своему городу, своей малой Родине; воспитывать у детей чувство уважения к людям труда и результатам их деятельности; для педагогов: обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей; развивать коммуникативные навыки; развивать связную речь; активизировать и актуализировать словарь; сформировать познавательный интерес к профессиям, востребованным в нашем городе; создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик; развивать игровую деятельность детей, формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности; для родителей: обеспечить психологический комфорт детей и родителей; приобщить родителей к совместной трудовой деятельности в детском саду и дома; для социальных партнёров: привлечь работников детского сада и социум города к взаимодействию с детьми, закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей, расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в нашем городе;
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Сроки реализации: долгосрочный, 1 год
Участники проекта: воспитанники старших групп МБДОУ №8, педагоги, родители
Условия реализации:
Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОО, выступающей в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности дошкольника, обеспечивающая эмоциональное благополучие детей и отвечающая их интересам, потребностям, желаниям.
Осуществление коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками как аспект личностного развития ребенка при регулярной включенности игры в образовательный процесс ДОУ и семьи.
Создание единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов обеспечения социальной успешности детей.
Основные средства:
- информирование родителей о задачах и содержании проекта;
- вовлечение родителей в совместную работу над проектом;
- подготовка оборудования, материалов и инструментов;
- обогащение предметно – пространственной среды.
Нормативно-правовая база:
- Конвенция о правах ребенка;
- Конституция Российской Федерации;
- Всеобщая декларация прав ребёнка
Основная часть
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – организационный, сентябрь 2022 г.
2 этап – основной, октябрь 2022 г. - апрель 2023г.
3 этап – заключительный, диагностический, апрель-май 2023 г
1 этап – организационный, сентябрь 2022 г.
Цель:
- изучение нормативных, правовых актов, документов по данному направлению;
- разработка ключевых направлений проекта «Город мастеров»;
- подбор диагностического материала; (Приложение 3)
- проведение родительских собраний.
Для успешной реализации проекта «Город мастеров» была создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда:
центр «Детская лаборатория»- экспериментирование, опыты;
центр «Развивай - ка», которая содержит логико-математические игры,
«игры В. Воскобовича», логические блоки Дьенеша, шашки, шахматы, лото;
центр конструктивно - модельной деятельности: мелкий и крупный конструктор ,мягкие модули;
сенсомоторная зона «Гусеница»
Дополнена развивающая предметно-пространственная среда разрезными картинками «профессии детского сада»; загадками и сказками о профессиях; познавательными мультфильмами.
На этом этапе работы собран необходимый теоретический и практический материал по теме проекта, разработан план реализации проекта, проведено родительское собрание (Приложение 4) с целью посвящения семей воспитанников группы в задачи проекта и выяснения их заинтересованности в его реализации.
2 этап – основной. На данном этапе работы проводилась реализация мероприятий проекта. А также просветительская и консультативная работа с педагогами и семьями воспитанников по данному направлению.
Содержание основного этапа проекта реализовывалась в различных формах.
Эффективной формой работы с детьми является использование
информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы.
Основное знакомство с профессиями происходит во время проведения организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (Приложение 1).Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства – это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. (Приложение 5)
Будь это целевая или виртуальная экскурсия, от того насколько тщательно она подготовлена, зависит результат. С детьми старших и подготовительных групп проведены экскурсии в аптеку, магазин, библиотеку, в «Ателье пошива одежды». Очень интересной и познавательной для детей была экскурсия в пожарную часть, где дети имели возможность познакомиться с деятельностью работников МЧС, увидеть специальную технику, оборудование для тушения пожаров.
Дети 5 - 6лет вместе с педагогами посетили кабинет кастелянши, «пищеблок», «прачечную», кабинет плотника детского сада, то есть начали свое знакомство с разнообразием профессий на примере профессий ближайшего окружения.
Знакомство с миром профессий будет успешным, если ребенок испытывает радость, положительные эмоции и имеет возможность проявить себя в доступных видах деятельности. Игра — это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления активности, самостоятельности, самореализации. Поэтому в работе по профориентации воспитанников мы используем сюжетно – ролевые игры, так как в них сочетаются элементы игры и обучения. Сюжетно – ролевая игра является формой творческого отображения профессии людей. В процессе сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Очень важно внушить детям: труд почетен и необходим для каждого человека, что каждая работа является нужной и важной. Бережное отношение к труду, умение работать в коллективе - это те качества, которые нужно воспитывать в юном поколении.
Большую роль в реализации проекта оказывают родители. Семья – это то, пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мама.
Педагогический коллектив стремится достичь единства педагогических воздействий на ребенка совместно с семьями воспитанников. Для этого использует разнообразные формы работы с родителями: оформление родительских уголков, выпуск семейных альбомов «Профессия моей мамы», «Профессия папы»» и т.д., оформление альбомов «Семейные династии» , проектная деятельность; изготовление лэпбуков; совместные экскурсии в лес.
Одной из нетрадиционных форм работы - это проведение дня родительских профессий, так называемые «Встречи с мастером», когда в детский сад приглашаются родители воспитанников – представители различных профессий. Дети быстро идут на контакт, с удовольствием слушают «профессионала своего дела» и задают вопросы. Такие встречи являются наиболее эффективными для ознакомления детей с деятельностью людей и расширяют знания детей о профессиях.
Результатами реализации проекта ДОУ за этот учебный год стали: анализ и обобщение результатов работы по данному проекту; презентация маршрутной игры «Кто нам лучше дом построит» педагогам и родителям ДОУ; оформление выставки рисунков «Лучшая профессия»; оформление тематических альбомов «Профессия моей мамы (папы)»,фотовыставки «Я у папы на работе»,видеофильм «Профессии родного города». В результате проведенной работы у детей наблюдается повышение интереса к трудовой деятельности взрослых, они осознанно высказываются, дают оценку профессиям и трудовым обязанностям родителей и знакомых людей. 3 этап – заключительный, диагностический, апрель-май 2023 г Цель: - анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОУ, корректировка;
- проведение исследований по оценке влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно – игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире технических профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни
Формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, в рамках реализации проекта, осуществляется с учётом современных образовательных технологий:
Технология проектной деятельности (Л. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность - это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования: опыты (экспериментирование), освоение причинно - следственных связей и отношений.
Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.
Информационно-коммуникационные технологии.
Применяемые информационно-коммуникационные технологии можно разделить:
- мультимедийные презентации;
- виртуальные экскурсии (на предприятия)
Ресурсное обеспечение проекта
В дошкольном учреждении имеются все необходимые условия для реализации проекта. Групповые помещения условно делятся на зоны или центры активности «Мастерские»,где ребёнок может упражнять себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать добиваться поставленной цели в своей самостоятельности ,«Мастерская» предполагает познакомить детей с многообразием профессий нашего края, представить, какими могут быть профессии будущего.
Центр познания. В этом центре расположены дидактические игры на развитие речи, развивающие и логические игры, дидактический материал по знакомству детей с профессиями
Центр науки и естествознания. Служит не только украшением группы, но и местом для самореализации дошкольников. Воспитатель размещает в нем растения, требующие разных способов ухода, необходимое оборудование (передники, лейки, палочки для рыхления, пульверизатор). Уголки природы разработаны по собственному дизайну педагогов и включает в себя наблюдение за природными явлениями, знакомство с природой в различные времена года. На все виды растений в группе имеются экологические паспорта. В природном уголке педагоги проводит наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера. Для этого в группах имеются мини-лаборатории.
Центры сюжетно-ролевых игр. Атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Поликлиника», «Семья», «Салон красоты», «Кафе» и т.д. подбираются, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы .
Литературный центр. Расположен на специально изготовленных полках, где дети без труда могут взять понравившуюся книгу. Набор книг постоянно меняется, обеспечивает литературное развитие дошкольников. Имеется достаточное количество предметным картинок.
Центр «Мир на дорогах», «Спасательная служба». Оснащен необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевыми играми. В уголке расположены всевозможные игрушки, транспортные средства, светофор, дорожные знаки.
Центр «Строительства. Строительный центр занимает немного пространства, достаточно мобилен. Содержит: конструкторы различного вида, кубики, крупный и мелкий строительный материал. Для обыгрывания построек имеются мелкие игрушки. Приобретены наборы для конструирования «Лего - дупло», «магнитное лего», которые используются при реализации педагогических проектов.
В образовательном учреждении имеются все необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, мультимедийные установки).
Заключение
У дошкольников сформировалось целостное представление о трудовой деятельности взрослых. Дети знают и называют большое количество профессий, пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии. Дошкольники не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях родного города, но уже на этом возрастном этапе задумались о выборе будущей профессии, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также ребята стали выражать уважительное отношение к труду взрослых и результатам их труда. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы, появилась возможность познакомить со своей профессией всех детей группы.
Список использованной литературы
1. Журова, Л.Е. Обучение и воспитание через игру / Л.Е. Журова. – Москва: Изд-во Школа-Пресс, 2015. – 156 с.
2. Запорожец, А. В. Психология дошкольников / А. В. Запорожец. – Москва: Изд-во Крона - Пресс, 2016. - 147 с.
3. Истомина, З.М. Мир профессий / З.М. Истомина. – Новгород: Изд-во Пресс-Маркет, 2018. - 187 с.
4. Мухина, В.С. Воспитание интеллекта детей / В.С. Мухина. - Воронеж: Изд –во Академия, 2016. – 456с.
5. Осипова, А.А. Диагностика детских способностей через игровую деятельность / А.А. Осипова. – Москва: Изд-во Сфера, 2017. – 412 с.
6. Петров, А.А. Психология детства / А.А. Петров. – Иркутск: Изд-во Пресса, 2015. – 368 с.
7. Поддьяков, Н. Н. Развитие здоровья в ДОУ/ Н.Н. Поддьяков. - Москва: Изд-во ЮНИТИ – ДАНА, 2019. — с. 119.
8. Порова, Л. Ф. Сборник тестов по психологии и педагогике / Л.Ф. Порова. — Ярославль: Изд –во Академия развития, 2014. — 192 с.
9. Урбанов, Н.И. Дошкольное воспитание талантливых детей / Н.И. Урбанов. – Казань: Изд-во Просвещение, 2017. – 156 с.
10. Урунтаева, Г.А. Педагогическая психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А, Урунтаева.- Москва: Изд-во Академия, 2018. -336с.
11. Ушков Д. Б. Развитие языка эмоций у детей / Д.Б. Ушков. – Москва: Изд-во Крона, 2019. – 362 с.
12. Фадеева Н.Г. О духовно-нравственном воспитании старших школьников / Н.Г. Фадеева // Нач. школа. – 2015. - №11 - С. 68-71.
Приложение 1
Структура методической разработки организованной образовательной деятельности
ФИО педагога (педагогов) | Филиппова Нина Васильевна |
Должность | Воспитатель |
Место работы | МБДОУ «Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка» |
Возрастная группа | Старшая группа |
Образовательная область | Познавательное развитие |
Тема занятия | Профессия – архитектор |
Используемая образовательная программа | Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой |
Цель | Формировать у детей представление о профессии архитектор |
Программные задачи | Образовательные: уточнить представления о профессии архитектора на основе системного анализа развития архитектуры как деятельности человека; учить создавать свой проект и обосновывать его достоинство. Развивающие: развивать конструктивные способности, творческую активность в процессе продуктивной деятельности; развивать речь – рассуждение в процессе поиска связи предметов и действий с ним, зданий и их назначением. Воспитательные: воспитывать доброжелательное взаимоотношение между сверстниками в процессе решения задач |
Предварительная работа | Рассказ воспитателя о профессии строителя с использованием тематических альбомов; сбор открыток об архитектуре г.Чистополя; изготовление совместно с детьми и родителями макетов домов, малых архитектурных форм. Дидактическая игра «Дом и его части». |
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность, раздаточный мате риал) | Наглядный материал: презентация на тему «Профессия – архитектор», фотостенд на тему «Достопримечательности г. Чистополя», карточка «Архитектурная грамота», схема микрорайона на магнитной доске. Раздаточный материал: карточки на каждого ребенка на тему «Архитектурная грамота»; магнитные символы частей зданий, домов разных форм и видов, деревьев, кустов, забора, качелей, каруселей, лавок, фонтана, геометрические формы; линейки и карандаши по 10 шт. Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование. |
Структура занятия | Вводная часть.(3-5 мин) 1.Рассматривание фотографий. (стоя у стенда) 2.Ситуативная беседа о г. Чистополь. 3.Чтение стихотворения. Основная часть.(20 мин) 1.Беседа на тему «Профессия – архитектор» с показом презентации (сидя на стульях). 2.Обогащение словаря «малые архитектурные формы» 3.Игра «Топни – хлопни» (стоя на ковре в кругу) 4.Самостоятельная деятельность детей линейкой и карандашами по карточкам «Архитектурная грамота» (сидя за столами) 5.Самостоятельная деятельность детей по подгруппам - составление плана – схемы микрорайона (стоя у магнитной доски) 6.Самостоятельная деятельность детей - составление макета (коллективная работа) Заключительная часть. Анализ работы. Фото проекта. |
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие. (Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно эстетическое развитие). |
Словарная работа | Обогащение словаря: «малые архитектурные формы», «ландшафтная группа» Активизация словаря: проект, фронтон, флюгер. |
Этапы работы | Водная часть. 1.Организациооный момент 2.Мотивация занятия. 3. Постановка цели и задач. Основная часть. 1.Знакомство с новой профессией. 2.Актуализация знаний и умений. -игровая деятельность: -индивидуальная работа по карточкам; -самостоятельная деятельность по подгруппам; -коллективная работа; Заключительная часть. Анализ ОД. Фото проекта. |
Вводная часть | Воспитатель рассматривает фотографии «Достопримечательности г. Чистополя» и располагает фото на стенде, тем самым привлекая внимание детей. Слайд 2 Воспитатель: Что же вы увидели на этих фотографиях? Какой же город запечатлен на фотографиях? ( выслушиваю ответы) Ты мой единственный город, Сердцу дающий покой. Каждому чистому взору Близкий, любимый, родной. Чистополь, ты бесподобен В буйстве зеленых аллей! Твой исторический облик С каждым столетьем милей.(И. Онюшкин) Воспитатель: Хотели бы узнать, каким станет наш город в будущем? Мэрия объявила конкурс на создание лучшего проекта города будущего. Вы готовы в нем участвовать? (Дети соглашаются.) Воспитатель: Но кто же проектирует дома? Кто может назвать профессию этих людей и рассказать об их работе? (выслушиваю ответы детей) Воспитатель: Чтобы больше узнать о профессии архитектора, я предлагаю вам посмотреть презентацию «Профессия - архитектор» |
Основная часть | Воспитатель: Слово «архитектор» в переводе с греческого означает «строитель». И это совершенно верно. Прежде чем построить то или иное здание архитектор сначала строит дом в уме. Затем в проектном бюро проектирует здания и целые города на бумаге и проверяет на макете, все ли правильно получилось. А вдруг улица протянулась не там, где надо? А вдруг дома друг друга загораживают? (показ слайдов презентации). Воспитатель: Что вы видите на этом слайде? Хоровые ответы детей: Фонтаны, качели, фонари, скамейки, карусели. Воспитатель: Архитекторы планируют не только строительство домов, но и продумывают, где разместить фонари, скамейки, фонтаны, по-другому все это называется «малые архитектурные формы» Воспитатель: Арина, повтори, как это все называется? (индивидуальный ответ) Воспитатель: Давайте вместе скажем «малые архитектурные формы». (хоровой ответ) Воспитатель: Также люди этой профессии занимаются проектированием озеленения улиц. (показ слайдов презентации) Делают они это для того, чтобы людям было удобно, красиво и комфортно жить и отдыхать. Если проект утвержден, архитектор идет к строителям для обсуждения строительства. Воспитатель: Как вы думаете, а в давние времена были архитекторы? ( выслушиваю ответы детей). Воспитатель: Архитектор – профессия древняя. Древний человек рисовал на песке план своего дама. Можно сказать, что древний человек Архитектор – самоучка. Старинные здания сохранились и до наших дней. (показ слайдов презентации) Воспитатель: Их почтительно называют «памятниками архитектуры». Государство охраняет эти сооружения и заботится о них. Воспитатель: Итак, чем занимается архитектор? Ребенок 1: Архитектор придумывает здания, чертит схемы домов, сооружений. Воспитатель: Чем же он пользуется, для того чтобы начертить схему? (выслушиваю ответы детей) Воспитатель: Значит, для того чтобы составить проект нам нужны инструменты, которые необходимы для работы. Мы сейчас с вами подберем эти принадлежности с помощью игры. Я предлагаю вам встать в круг. (дети встают в круг) Воспитатель: А играть мы будем в игру «Топни – хлопни». Услышав нужный для архитектора предмет - топните и хлопните. Воспитатель: Чашка, стол, компьютер, ножницы, кирпич, ковер, линейка, иголка, треугольник, замок, нитки, ластик – резинка, скрепки, ковшик, маркер, бумага, циркуль. Воспитатель: (Имя ребенка), как ты считаешь, нужен ли архитектору для работы компьютер? Ребенок 1: Да, нужен. На компьютере архитектор проектирует здания, делает расчеты. Воспитатель: (Имя ребенка), для чего архитектору линейка? Ребенок 2: С помощью линейки он чертит чертежи домов, зданий. Воспитатель: (Имя ребенка), как ты думаешь, что делает циркулем человек данной профессии? Ребенок 3: Циркулем рисует окружности, дуги. Воспитатель. Молодцы! Необходимые инструменты мы с вами выбрали. Но чтобы составить проект, архитектор должен знать архитектурную грамоту. Я вам предлагаю подойти к столам и соединить соответствующие картинки с помощью линейки и карандаша. (Работа детей за столами, в конце работы сверяют с образцом, прикрепленным к доске) Слайд 3 Воспитатель: (Имя ребенка), назови карточки, которые ты соединила. Ребенок 4: Флюгер соединила с крышей, потому что флюгер устанавливают на крыше дома. Воспитатель: (Имя ребенка), с чем ты соединил следующую картинку с крышей. Ребенок 5: Крышу я соединил с фронтоном. Воспитатель: (Имя ребенка), а как называется картинка с изображением похожим на иглу? Ребенок 6: Это - шпиль. Шпиль устанавливают на крыше домов. Воспитатель. Молодцы! Пальчиковая гимнастика « На экскурсии мы были…» (стр. 78 «Поиграем в профессии» Е.А.Алябьева) Воспитатель: Отдохнули. Инструменты подобрали, знания проверили пора составлять проект. На магнитной доске я поместила схему будущего микрорайона. Слайд 4-1 В нашем конструкторском бюро - 3 отдела. Отдел, который будет заниматься строительством зданий, выбором места для строительства. Слайд 4-2 Кто желает поработать в этом отделе? Таня, Саша, Варя, вам нужно найти на схеме место для постройки зданий, придумать само здание, определить назначение этого здания и прикрепить символы на схему. Слайд 4-3 Отдел по благоустройству территории продумает размещение фонарей, скамеек, фонтанов, горок, песочниц, качелей. ( Имя ребенка) напомни мне, пожалуйста, как это все по – другому называется? Ребенок 6: Малые архитектурные формы. Воспитатель: Кто желает поработать в этом отделе? (называю имена детей). Слайд 4-4 И отдел по озеленению или по - другому «ландшафтная группа». Давайте скажем все вместе «ландшафтная группа». Вам задание: продумать, где разобьете клумбы, посадите деревья и кусты. Но, помните, главное условие – все это необходимо сделать для удобства и комфорта людей, для красоты жизни. ( напоминаю, чтобы дети работали сообща, советовались друг с другом) (работа детей на магнитной доске) Слайд 5. Воспитатель: У вас получились планы зданий. Скажите, для чего они нужны? Ребенок 7: Архитекторы придумывают постройки, делают чертежи, а строители по чертежам строят дома. Воспитатель: Я вижу много необычных архитектурных форм. Ребенок 8: У меня картинка с изображением замка для детей. В этом здании все комнаты будут сделаны под различные игры, например, «лабиринты» или «комната Чудес» Воспитатель: Необычная крыша у вашего замка. Ребенок 8: Обычно у домов крыши бывают в форме 1 призмы, а у меня - нескольких призм. И окна у замка будут овальные. Ребенок 9: Я изобразила дельфинарий. Я очень люблю этих животных. И чтобы все знали, что здесь живут дельфины, я установила скульптуру дельфина. И еще слышала, что дельфины помогают лечить больных детей. Пусть дети не болеют. Ребенок 10:А я придумал здание цирка с крышей в форме конуса и с флюгером. В цирке можно будет не только смотреть представления, но и самим дрессировать зверей, поиграть с ними, а потом и номер показать. Воспитатель: Интересные здания вы придумали. И микрорайон получился с необычной архитектурой, красивыми и интересными зданиями, а самое главное – все это необходимо нам – жителям города. Теперь предлагаю вам воплотить эти прекрасные идеи и на макете города расставить макеты, согласно вашей схеме. Работа детей на макете. |
Заключительная часть | Воспитатель: Ну что ж, уважаемые архитекторы, вы довольны своей работой и почему? Ребенок: Да, мы смогли создать проект. Микрорайон получился красивым и удобным для жизни людей. Воспитатель: И я довольна вашей работой. Своей дружной работой придумали такой интересный проект. Осталось сфотографировать и отправить наш в мэрию города, надеюсь на победу. Спасибо за работу! До следующей встречи в конструкторском бюро. |
Используемая литература | Новиков Ф. Формула архитектуры Детская литература. М., 1984 Н.Н.Тятюшкина, Н.В Сивацкая. Архитектура для дошкольников / Под общей редакцией А.В. Корзун Е.А.Алябьева «Поиграем в профессии» |
Образовательная деятельность в старшей группе на тему «Город мастеров»
Цель: расширение знаний детей о профессиях, формирование положительного отношения детей к труду.
Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарь по данной теме; Учить употреблять в речи существительные в форме творительного падежа; Развивать умение образовывать слова, обозначающие женские профессии с суффиксом –иц-, -ниц-; Познакомить детей с образованием сложных слов, обозначающих профессии; Развивать высшие психические функции; Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий; Развивать наблюдательность и любознательность. Речевой материал: Существительные: повар, пожарный, водитель, учитель, воспитатель, врач, художник, полицейский, шприц, градусник, нож, половник; кисточка, краски, свисток, жезл, трубочист, лесоруб, землекоп, пчеловод, рыболов, певица, фокусница, переводчица, учительница, воспитательница, художница, проводница. Глаголы: учить, читать, писать, готовить, варить, жарить, управлять, водить, резать, лечить, делать уколы, мерить температуру, рубить, ловить, стричь, тушить, продавать, рисовать, строить, управлять.
Оборудование: презентация, головные уборы представителей различных профессий, инструменты.
Ход занятия
Мне на электронный адрес пришло письмо. Ребята, вы, пожалуйста, посидите, а я посмотрю свою почту. Воспитатель читает письмо: «Дорогие ребята группы №12.Приглашаем вас в наш город – Город мастеров. Будем ждать вашего приезда. Жители Города мастеров». Воспитатель обращается к детям: Письмо адресовано не только мне, но и вам, ребята. Я знакома с жителями этого города. Они веселые и трудолюбивые люди. Хотите с ними познакомиться?(ответы детей). Для этого вам нужно отгадать загадки.
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)
Встаем мы очень рано, ведь наша забота всех отвозить по утрам на работу. (водитель)
С огнем бороться мы должны.С водою мы напарники. Мы очень людям всем нужны, ответь скорее, кто же мы? (пожарные)
Кто в дни болезней всех полезней. И лечит нас от всех болезней? (врач)
Кто учит детишек писать и читать, природу любить, стариков уважать? (учитель)
«Молодцы ребята! Жители Города мастеров рады приветствовать вас и хотят узнать, хорошо ли вы разбираетесь в профессиях. Сейчас я буду называть профессию человека, а вы что он умеет делать?»
Игра с мячом.
Повар что умеет?…готовить, варить, жарить;
Учитель что умеет?…учить читать, писать;
Врач что умеет?…лечить, делать уколы, ставить градусник;
Художник что умеет?…рисовать; Пожарный что умеет?…тушить пожар;
Строитель что умеет?…строить дома; Продавец что умеет?…продавать товары; Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управлять машиной;
Мотоциклист что умеет?…управлять мотоциклом; Летчик что умеет?…управлять самолетом;
Полицейский что умеет?…управляет движением машин, защищает людей;
«Жители города мастеров предлагают нас самим стать жителями своего города. Вы согласны? Тогда сейчас мы с вами превратимся в людей разных профессий, но для этого надо закрыть глаза (воспитатель надевает на детей головные уборы представителей разных профессий). Ребята, откройте глаза».
На тебе каска строителя, кем ты стал? Строителем.
На тебе колпак повара, кем ты стал? Поваром.
На тебе шляпа художника, кем ты стал? Художником. На тебе шапочка врача, кем ты стал? Врачом.
На тебе фуражка полицейского, кем ты стал? Полицейским.
А еще в нашем городе живут много мастериц. Как же нам назвать их профессии?» Он певец, а она… певица; Он летчик, а она… летчица; Он художник, а она… художница; Он учитель, а она… учительница; Он писатель, а она… писательница; Он воспитатель, а она… воспитательница
Ребята, скажите, все ли у нас для работы или чего не хватает? Конечно, нам не хватает инструментов. Посмотрите, у меня в коробочке лежат инструменты для разных профессий. Вам нужно будет взять 1 инструмент, или предмет, необходимый для работы тогда, когда перестанет играть музыка».
Игра «Найди нужный инструмент»
«Ребята, посмотрите, жители города просят нас помочь им. Они говорят, что для всех жителей хватило профессий, а как назвать их профессию никто не знает. Давайте им поможем, и придумаем название профессии».
Просмотр слайдов.
Этот человек рыбу ловит, он кто? Рыболов. А этот лес рубит, кто он? Лесоруб. А этот трубы чистит, он кто? Трубочист. А этот землю копает, он кто? Землекоп.А этот пчел разводит, кто он? Пчеловод. Спасибо вам, ребята, теперь и у нас есть профессии.
Работа за столами. Дети соединяют линейкой парные картинки. (профессию и инструмент, необходимый для данной профессии) Игра «Расскажи о профессии». Воспитатель: «А теперь давайте каждый вас расскажет о той профессии, которую он получили в Городе мастеров. А поможет вам вот эта схема». Дети по очереди составляют описательный рассказ о своей профессии с опорой на план: Назови профессию. Чем занимается человек данной профессии? Чем он работает? Где он работает? Итог занятия. Воспитатель: «Наше путешествие подошло к концу. Скажите, вам понравилось в Городе мастеров? Вспомните, а кто там живет?» Дифференцированная оценка ответов детей.
Приложение 2
Дидактические игры
«Кто где работает?»
Цель: уточнить представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место.
Воспитатель – в детском саду;
учитель – в школе;
врач – в больнице, поликлинике, детском саду, школе;
повар – в кухне, столовой, ресторане, кафе… и т.д.
«Кто это знает и умеет?»
Цель: расширять представления детей о том, какими знаниями и умениями должны обладать люди разных профессий.
Знает детские стихи, рассказывает сказки, играет и гуляет с детьми… воспитатель.
Играет на пианино, знает детские песни, учит петь, танцевать, играет с детьми в музыкальные игры… музыкальный руководитель.
Знает организм человека, может оказать первую медицинскую помощь, умеет распознавать и лечить болезни… врач и т. п.
«Кто это делает?»
Цель: упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий.
Подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер.
Замачивает, намыливает, стирает, стряхивает, сушит, гладит… прачка.
Фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Чистит, моет, жарит, варит, стряпает, солит, пробует, кормит… повар и т.п.
«Кто что делает?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о труде (трудовых операциях) людей разных профессий.
Дворник подметает, убирает, поливает, сгребает…
Музыкальный руководитель поет, играет, танцует, учит…
Младший воспитатель (няня) моет, убирает, вытирает, застилает, одевает, читает… и т.д.
«Исправь ошибку»
Цель: учить детей находить и исправлять ошибки в действиях людей различных профессий.
Повар лечит, а врач готовит.
Дворник продает, а продавец подметает.
Учитель подстригает, а парикмахер проверяет тетради.
Музыкальный руководитель стирает, а прачка поет с детьми песни… и т.д.
«Для человека какой профессии это нужно?»
Цель: расширять представления детей о предметах, необходимых человеку определенной профессии.
Весы, прилавок, товар, кассовый аппарат… - продавцу.
Метла, лопата, шланг, песок, лом, снегоуборочная машина… - дворнику.
Стиральная машина, ванна, мыло, утюг… - прачке.
Расческа, ножницы, фен, шампунь, лак для волос, машинка для стрижки… - парикмахеру и т.д.
«Кому что нужно для работы?»
Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира (материалах, инструментах, оборудовании и т.п.), необходимых для работы людям разных профессий.
Учителю - указка, учебник, мел, доска…
Повару – кастрюля, сковорода, нож, овощерезка, электропечь…
Водителю – автомобиль, запасное колесо, бензин, инструменты…
Преподавателю изобразительной деятельности – кисти, мольберт, глина, краски... и т.д.
«Хлопните в ладоши, если это надо для … (название профессии)»
Цель: упражнять в умении соотносить слова и словосочетания с определенной профессией человека.
Детям предлагается хлопнуть в ладоши, услышав слово или словосочетание, подходящее профессии, например, врача: стрижка, простуда, весы, «Скорая помощь», швейная машинка, прием больных, модная прическа, стиральный порошок, белый халат, снегоуборочная машина и т.д.
«Кто больше назовет действий?» (с мячом)
Цель: учить детей соотносить действия людей различных профессий.
Педагог называет какую-либо профессию и по очереди бросает мяч детям, которые называют, что делает человек этой профессии.
«Продолжи предложение»
Цель: упражнять в умении заканчивать предложения, используя слова и словосочетания, соотносимые с определенной профессией человека.
Повар чистит… (рыбу, овощи, посуду…),
Прачка стирает …(полотенца, постельное белье, халаты…).
Воспитатель утром с детьми…(делает зарядку, завтракает, проводит занятия…)
Дворник зимой во дворе…(сгребает снег, расчищает участки, посыпает песком дорожки…) и т.д.
«Кто на фото?»; «Найди и расскажи» (по фотографии)
Цель: закреплять представления детей о работе сотрудников детского сада.
Детям предлагается назвать сотрудника детского сада (по фотографии) или выбрать нужную фотографию и рассказать об этом человеке: как зовут, в каком помещении работает, какой он, что делает?
«Нарисуем портрет» (речевой)
Цель: учить детей составлять речевые портреты сотрудников детского сада.
Детям предлагается составить описательный рассказ (Кто это? Как выглядит? Чем занимается? и т.п.) о сотруднике детского сада по образцу, плану, алгоритму, используя фотографии, мнемотаблицы.
«Я начинаю предложение, а вы заканчиваете»
Цель: закреплять представления детей о значении и результатах труда людей разных профессий.
Если бы не было учителей, то …
Если бы не было врачей, то …
Если бы не было дворников, то…
Если бы не было водителей, то … и т.д.
Приложение 3
Мониторинг сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников
В ходе мониторинга используются методы анкетирования родителей, наблюдения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с детьми. Метод анкетирования проводится в начале и конце проекта среди родителей воспитанников. Метод анализа продуктов детской деятельности направлен на выявление уровней освоения ребенком представлений об окружающем мире. Метод беседы с детьми позволяет выявить знания детей о родном крае, городе, стране. В ходе бесед используются наглядные пособия в виде иллюстраций, фотографий, видеоматериалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.
Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников.
Критерии | Показатели | Средства | |
Когнитивный | Знание о видах труда | Знание о профессиях | Тестирование |
Мотивационно-потребностный | Наличие интереса к трудовой, учебной и профессиональной деятельности | Отношение к труду, к профессиям, желание овладеть какой-либо профессией | Наблюдение, методика неоконченных предложений |
Деятельностно-практический | Проявление трудолюбие | Активность, добросовестность, ответственность | Наблюдение, анализ продуктов трудовой деятельности |
Тест «Знаешь ли ты профессии?» включают в себя вопросы и три варианта ответа, из которых дети выбирают один, который более всего соответствует их представлениям. Каждый вариант ответа оценивается определенным количеством баллов. Полученный средний балл позволяет отнести ребенка по данному критерию к одному из трех уровней проявления когнитивного критерия. Беседа проводится индивидуально. Воспитаннику предлагается рассказать о том, какую бы профессию он хотел выбрать, что он знает об этой профессии, каковы ее особенности.
Методика неоконченных предложений. Ребенку предлагаются незаконченные предложения, которые он должен продолжить. Выявляется отношение воспитанника к трудовой деятельности, интерес к той или иной профессии, наличие потребности ребенка в трудовой деятельности.
Анализ продуктов деятельности. Анализ продуктов деятельности осуществляется в художественно-эстетическом воспитании ребенка, в общественно-полезном труде и включает в себя оценку следующих трудовых навыков детей:
– аккуратность выполнения работы;
– соответствие продукта деятельности предложенному образцу;
– наличие элементов творчества в продукте деятельности;
– проявление трудолюбия в процессе работы.
Наблюдение. Наблюдение осуществляется в трудовой деятельности детей. Обращается внимание на активность участия дошкольников в общественно-полезном труде. Отмечается проявление добросовестности, трудолюбия, самостоятельности, инициативы, проявления творческого подхода к работе, ответственности, умения работать в коллективе.
Оценка сформированности представлений о мире труда и профессий осуществляется по трём уровням: высокий, средний, низкий.
Характеристика уровней сформированности представлений о мире труда и
профессий у дошкольников:
Воспитанники активно участвуют в труде, проявляют трудолюбие в ООД. Дети активны, ответственны, помогают друг другу в процессе труда.
Тест «Знаешь ли ты профессии?»
Как называется профессия, представитель которой занимается покрасочными работами?
а. Художник
б. Оформитель
в. Маляр (1 балл)
а. Печет хлеб
б. Выращивает хлеб (1 балл)
в. Сеет зерно
а. Строитель
б. Чертежник
в. Архитектор (1 балл)
а. Врач
б. Животновод
в. Ветеринар (1 балл)
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Оборудование: 14 картинок с профессиями для детей 3-5 лет; 16 картинок с профессиями для детей 5-7 лет.
Высокий уровень – 15 и более баллов для детей 3-5 лет; 17 и более баллов для детей 5-7 лет
Средний уровень – 10-14 баллов для детей 3-5 лет; 13-17 баллов для детей 5-7 лет
Низкий уровень – 9 и менее баллов для детей 3-5 лет; 12 и менее для детей 5-7 лет
Методика неоконченных предложений.
Дополни предложения своими взглядами и отношениями к труду и профессии.
Высокий уровень. Воспитанник понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения себе. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.
Средний уровень. Воспитанник представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У ребенка имеются определенные профессиональные интересы.
Низкий уровень. У воспитанника отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.
Приложение 4 Конспект родительского собрания
Тема: «Роль семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии».
Цель: развивать интерес родителей к проблемам профессионального определения детей;
Задачи:
- формирование у родителей заинтересованности, активного творческого участия в образовательном процессе;
- побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания интересов и увлечений у детей в семье.
- создание условий способствующих выявлению факторов влияющих на формировании интересов детей и выборе будущей профессии;
-обучение родителей конкретным приёмам и методам развития ранних представлений о мире современных профессий у детей дошкольного возраста
-включение родителей в моделирование развивающей предметно пространственной среды
-установление доверительных взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами в вопросах профориентации дошкольников
Форма проведения: игра
Участники: родители, педагоги
Предварительная работа:
*Оформление пригласительных билетов
*Изготовление памяток «Алгоритм ознакомления с профессиями»
*Подготовка видео-слайдов : «Кем работают мои родители»; эпизоды сюжетно-ролевых игр
*Подготовка выставки «Кем я хочу быть»
* Подготовка памятки «Для детей и их родителей по выбору профессии»
Ход встречи
«Профессий много есть на свете,
Профессии нужны, важны,
Но чтобы выбрать, знайте, дети,
Мы очень много знать должны!
А пока мы подрастаем,
Мы в профессии играем!»
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады вновь приветствовать вас в нашем зале. Сегодня мы поговорим с вами о роли семьи в формировании интересов детей и выборе будущей профессии.
- Наш план работы сегодня:
План работы
Выступление педагога (10 мин)
- Педагогический коллектив нашей группы, детского сада считает, что начинать знакомства детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширять у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащать словарный запас. Возможно, когда ваш малыш подрастёт, детские впечатления смогут повлиять на выбор его профессии.
- Мы уже с вами хорошо знакомы, но что мы знаем про профессии друг друга? Предлагаю встать в круг и при передаче клубка назвать свою профессию и место работы (после игры родители садятся на свои места)
-А вот, что ребята знают о ваших профессиях
Показ видео-слайдов «Кем работают мои родители»
Вопрос-ответ
- Сейчас вам будут выданы листочки с вопросом. Попробуйте ответить на них. Каждый из присутствующих также может высказаться по любому вопросу, основываясь на личном опыте.
1. Как вы думаете, нужно ли знакомить детей дошкольного возраста с профессиями?
2. С чего и как лучше начать знакомить детей дошкольного возраста с профессиями?
3. Рассказывали ли Вы своим детям о своей профессии? Были ли они у Вас на работе?
4. Как и чем могут помочь родители, чтобы их ребенок в будущем не разочаровался в выборе жизненного пути?
5. Какова роль родителей и что они должны учесть?
6. Как игры могут помочь детям познать профессию?
7. Играете ли Вы с детьми в ролевые игры?
8. В какие ролевые игры играют ваши дети?
9. Принимаете ли Вы участие в ролевых играх?
10.Считаете ли Вы необходимым, рассказывать ребёнку-дошкольнику о своей
профессии?
11. Знают ли Ваши дети, кем работали их бабушки и дедушки?
12. Есть ли у Вас дома развивающие игры по ознакомлению детей с
профессиями? Если есть, то какие?
13. Кем бы хотел стать Ваш ребёнок?
14. Кем бы Вы хотели видеть своего ребёнка в будущем?
15. Как и во что играют наши дети дома? От чего это зависит?
- Обобщить сказанное вами хочется словами известного педагога Антона Семеновича Макаренко:
- «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А.С. Макаренко.
- У вас есть прекрасная возможность «подсмотреть» как ребята играют в сюжетно-ролевые игры в садике
Показ видео-слайдов
- Чтобы ребенок лучше ориентировался в мире профессий, с ним необходимо об этом разговаривать. Предлагаем вам план составления детского рассказа о профессиях:
Игра «Составь схему действий»
- Сейчас нам предстоит работа в компаниях. Выберите карточку и разделитесь по их цвету.
– Перед вами алгоритм составления рассказа. Каждой команде нужно выбрать одну профессию и презентовать ее. Желательно не повторяться.
- Подводя итог, хочется сказать, что для того, чтобы наши дети были разносторонне развитыми, нужно в разных формах давать им познавательный материал. Вопрос выбора профессии поднимается уже в начальной школе. Поэтому и в дошкольный период стоит знакомить детей с различными профессиями.
-Ну а заканчиваем мы наше собрание презентацией выставки работ наших юных художников.
- Благодарить вас за активное участие!
Памятка «Для детей и их родителей по выбору профессии»
Уважаемые папы и мамы!
Выбор профессии — важное и ответственное дело! Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы.
Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
Если ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
Если ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т.д.
Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Успех профессиональной деятельности заключается в том, чтобы ХОЧУ (желание подростка), МОГУ (способности и возможности подростка) и НАДО (ответственность) совпадали.
Приложение 5
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область:
«Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Экскурсия в пожарную часть»
(Для воспитанников 5-6 лет)
Цель: ознакомить воспитанников с профессией пожарного.
Задачи:
-формировать умение различать людей разных профессий, определять принадлежность человека к профессии по характерным особенностям спецодежды, используемому транспорту, орудиям труда;
-способствовать развитию понимания того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
-воспитывать в детях уважение к такой профессии, как пожарный, положительное отношение к их нелегкому труду, осознание опасности этой профессии.
Предварительная работа
Виды деятельности:
Методы и приёмы
1.Организационный момент:
- рассмотривание картинок с изображением людей разных профессий;
-загадывание загадок;
-сюрпризный момент (телеграмма).
2. Основная часть ( экскурсия в пожарную часть) .
-рассказ работника МЧС «О профессии пожарного»;
-Игровая ситуация «Ребёнок- пожарный»;
- рассматривание специальной одежды и приспособлений с коментариями работника МЧС;
- рассматривание пожарной машины
- игра «Горит – не горит»;
-разбор ситуаций «Спички детям не игрушка».
3.Рефлексия.
-игра «Можно - нельзя»;
-составление альбома «Правила безопасного поведения».
Интеграция областей: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое.
Ход экскурсии
1.Организационный момент (беседа).
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением профессий взрослых людей.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Потушу пожар любой, быстро справлюсь я с бедой.
За опасный этот труд нас (… .) зовут.
А вы знаете кто такие пожарные?
Дети: Да!
Воспитатель: Чем занимаются люди этой профессии?
Дети: (предположительные ответы)
Воспитатель: А знаете ли вы, что пожарные не только тушат пожары, но и спасают жизни людей. Что может быть причиной пожара?
Дети: (предположительные ответы)
Воспитатель: Ребята! Нам сегодня пришла телеграмма. Вот она! (показывает телеграмму детям). Сейчас я вам её прочитаю. «Ребята (тчк). Приглашаем вас в гости (тчк). Подпись: Пожарные». Ну что, ребята, поедем в гости?
Дети: Да!!!
Воспитатель: Тогда сейчас мы с вами сейчас поедем на автобусе в пожарную часть и там поговорим о профессии пожарного, посмотрим на спецодежду, спецтехнику, а также на приспособления для тушения пожаров.
2.Основная часть ( экскурсия в пожарную часть) .
Дети приезжают в пожарную часть, где их встречает командир отряда пожарных.
Пожарный: Здравствуйте, ребята! Знаете ли вы куда приехали? Правильно, это пожарная часть. А как называется профессия людей, которые здесь работают? (Пожарные) Вы знаете кто такой пожарный?
Дети: (предположительные ответы)
Пожарный: Правильно, мы- специалисты по борьбе с пожаром. Очень давно пожары тушили «Всем миром», колокольный звон извещал о пожаре, и жители соседних домов бежали тушить огонь. Но испуганная толпа больше мешала тушению пожара, чем помогала. Тушить пожар лучше небольшой организованной группе специально обученных людей. Сейчас пожарные команды есть в каждом городе, у них есть мощная техника – пожарные машины, корабли, катера, специальные пожарные поезда, теплоотражающие костюмы и множество огнетушителей. Но главную работу выполняет человек, он должен не только бороться с огнем, используя достижения науки и техники, но и уметь оказать первую помощь пострадавшему, успокоить людей, вывести их из горящего здания. Профессии пожарного считается одной из самых опасных в мире, потому, что о своей безопасности пожарный думает в последнюю очередь. Пожарный должен быть бесстрашным, мужественным, самоотверженным.
Пожарный: Посмотрите (обращает внимание детей на диспетчера), вот сюда поступает сигнал о пожаре. Здесь есть телефон приема звонков, за ним и днем и ночью следит диспетчер, который и принимает вызов первым. А вы знаете, как позвонить в пожарную часть, если случился пожар?
Игровая ситуация «Ребенок-пожарный»
Воспитатель- пожарный, ребенок звонит по телефону и сообщает, что у него начался пожар.
Вывод:
Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен,
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнем!
Пожарный: Молодцы, правильно, да номер телефона 01, этот номер очень простой и короткий, его легко запомнить и быстро набрать, ведь во время пожара каждая минута дорога.
Пожарный показывает детям специальную одежду.
Пожарный: Ребята! Посмотрите внимательно на одежду пожарного. Она сделана из специального материала ( брезент со специальной пропиткой) и служит для защиты от воды, от высокой температуры, от травм при тушении пожаров. В комплект входит: куртка, брюки, рукавицы, каска, сапоги, ремень. Пожарная каска с гребнем наверху защищает от ударов. Пояс широкий с петлей- «карабином», которым можно прикрепиться к лестнице, чтобы не упасть. Пожарному нужен топор, который висит на поясе. Ребята, как вы думаете, для чего он нужен? (Рассуждения детей).
Пожарный приглашает детей посмотреть пожарные машины.
Пожарный: Посмотрите внимательно на пожарные машины. Они бывают разные. Есть машины с цистерной для воды, есть с раздвижной лестницей. (Обращает внимание детей на цвет машин). Красный – это цвет опасности, машину видно издалека, когда она спешит на помощь с мигалкой и сиреной, водители других машин уступают дорогу.
Дети рассматривают машины, пожарный рукав, его длину, краны для подачи воды и пены, фотографируются у пожарной машины.
Разбор ситуации «Спички детям не игрушка».
Пожарный: Ребята, а вы знаете правила пожарной безопасности? Сейчас мы это проверим: кто скажет, чего не должны дети делать, чтобы избежать пожара?
Дети: (предположительные ответы)
Пожарный: Молодцы, если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими помощниками пожарных.
Проводиться игра «Горит – не горит».
Пожарный: Ребята, наша экскурсия подошла к концу, вы сейчас поедете в детский сад, но не забываете правила пожарной безопасности, ведь от этого зависит ваша жизнь и жизнь других людей. Нарисуйте, пожалуйста, что вы здесь увидели, что вам понравилось и запомнилось больше всего. Мы будем ждать ваши рисунки! До свидания!
Дети прощаются с инспектором пожарной части, благодарят его за экскурсию.
3.Рефлексия.
В группе проводится игра «Можно-нельзя».
Игра «Можно - нельзя» (с мячом)
Воспитатель: А теперь я вас проверю и игру для вас затею. Вам задам сейчас вопросы. Отвечать на них не просто.
Вопросы:
1. Можно играть спичками?
2. Можно если ты один дома,включать утюг?
3. Можно играть в кубики?
4. Можно при пожаре звонить 01?
5. Можно убирать игрушки на место?
9. Можно помогать маме?
10. Можно при пожаре прятаться под кровать? И тд.
Воспитатель: Молодцы! Чтоб опасностей избежать будем правильно поступать.
Воспитатель предлагает составить альбом «Правила безопасного поведения».