Тема урока: «Отработка навыка слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Образование слов и форм слов с данными словосочетаниями».
Класс:2 А
Цели урока:
Планируемые результаты:
Тип урока - урок рефлексии
Формы работы – фронтальная, в группах;
УУД
1. Личностные:
Понимать учебную задачу и искать пути ее решения, применяя правила правописания;
2. Познавательные
а) общеучебные:
правописания слов с сочетаниями «жи - ши, ча - ща, чу - щу».
б) информационные:
3. Коммуникативные -
инициативное сотрудничество:
Уметь распределить выполнение работы и взаимопроверки.
4.Регулятивные :
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I.Мотивационный этап (1-2 мин.) Орг.момент II.Актуализация знаний III.Целеполагание. IV.Работа по теме урока. V. Физминутка VI.Продолжение по теме урока. VII. Рефлексия VIII. Итог урока | Собрались мы вместе тут. Я твой друг, и ты мой друг. Вместе за руки возьмитесь И друг другу улыбнитесь. Меня зовут Екатерина Николаевна.Вместе со мной к вам пришел на урок герой всеми любимого мультфильма. А кто он вы сейчас сами увидие. Внимание на экран. (смотрят фрагмент мультфильма) Итак, кто же наш с вами сегодня гость? Вы знайте, кто автор этой книги? Незнайка пришёл не просто так. Ему нужна помощь. К ним в город пришёл страшный паук. И оставил письмо. Давайте посмотрим, что в нём. Внимание на экран. Что вы видите? Что-то у Незнайки пошло не так. Эти три слова ну никак не хотят отгадываться. Попробуем помочь? У 1 группы получилась отгадать? 2 группа? 3 группа 2.Хвостом виляет, Зубаста, а не лает. (Щука) 4.Хлеб сегодня я купил, Деньги в кассу заплатил. Оказалось, вот удача, Что положена мне … (Сдача) 13.На обочине машина. Гвоздь попал – спустила … (Шина) Так почему же у Незнайки не получилось отгадать загадки? А мы с вами поможем ему усвоить эту орфограмму? А чтобы она легче усвоилась, Незнайке нужно узнать историю возникновения этой орфограммы. Вы поможете ему в этом? Тогда ваше внимание на экран. [Жили]-были в одной [чудесной] стране согласные буквы [ч,ш,щ,ж ] и [дружили ] они [сначала] с гласными [ы,ю,я]. Однажды они [накричали] друг на друга и навсегда поссорились. Это услышали другие гласные [И,А,У] и [решили ] они [подружиться] с капризными согласными. И так им было хорошо , что они [решили ] всегда быть вместе и никогда не расставаться. Слова для справок: Жили, чудесной, ч,ш,ж, дружили, сначала, ы,ю,я, накричали, услышали, и,а,у, решили, подружиться. Я вам уже говорила, что Незнайка пришёл к вам не с пустыми руками. У него для вас задания от закадычного друга Знайки, которые находятся в конвертах у вас на столах. За каждое выполненное задание я буду вам раздавать часть эмблемы Цветочного города. В конце у вас должна будет получиться красивая эмблема любимого города Незнайки. 1 задание. Открываем конверт. В нем письмо, которое Знайке написал его друг Винтик. Вам его нужно проверить, правильно ли написал Винтик или нет. «Привет, Знайка. Летом я приезжал на дачю. Дачя была у леса. Весь день звучяли песни птиц. Я ловил щюк и видел чяек. Я тебя с большым удовольствием жду в гости.» О чем это письмо? А как вы думаете, есть ли правила поведения на водоёмах, в лесу? Назовите мне их. А теперь давайте проверим это письмо. Отвечать будут 2 номера. Молодцы. Первая часть эмблемы у вас уже есть! 2 задание. Составьте из рассыпанных частичек слов слова с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу. Запишите эти слова в тетрадь. (Ща)вель, ча(ща), ро(ща), встре(ча), (ши)на, сме(ши)нка, сне(жи)нка, (жи)вёт, мы(ши),(щу)ка, ГРУ(щу), ту(жи)ть, мА(ши)на, ту(ча), лы(жи), да(ча), (ча)йка, (ча)й, (ши)ть, (жи)ть, сту(чу). 1 группа составляет буквосочетания жи-жи, 2 группа ча-ща, 3 группа чу-щу. Молодцы! Вторая часть эмблемы тоже заработана! Вижу, сильно вы устали. Позову Весельчака. Проведёт он физминутку Всем понравится она. ШИ-ШИ-ШИ – ТЫ РУКАМИ ПОМАШИ! Жи-жи-жи – лево-право покажи! ЧА-ЧА-ЧА – РУКУ ТЯНЕМ ДО ПЛЕЧА. ЩА-ЩА-ЩА – КУЛАКАМИ ПОВРАЩАТЬ, ЧУ-ЧУ-ЧУ – ГОЛОВОЙ Я ПОКРУЧУ. ЩУ-ЩУ-ЩУ – РУКИ ВНИЗ Я ОПУЩУ! Мы с вами отдохнули. Теперь давайте продолжим работу. Открываем 3 конверт. 3 задание. Ребусы. Отгадки записываем в тетрадь и подчеркиваем буквосочетания. Вы большие молодцы. Заработали уже 3 часть эмблемы. Осталось совсем чуть-чуть! 4.Задание. Открываем учебник на странице 73 и выполняем упражнение 105. Выполнили. Теперь 1 номера меняются своими терадями со 2, а 3 номера с 4. Делаем взаимопроверку и ставим на полях оценку. Получили 4 эмблему. Итак, мы с вами выполнили все задания. Незнайка очень рад за вас! Ведь у нас с вами получились красочные эмблемы его любимого Цветочного города! А сейчас я Вам предлагаю оценить себя. У вас на столах есть лестница успеха. Нарисуйте смайлик на той ступеньке, на которой вы находитесь сегодня по вашему мнению. Ответьте мне на такой вопрос. Как вы думаете, получилось ли у нас научить Незнайку грамотно писать данные буквосочетания, запомнил ли он правила, которые пригодятся ему в этом? Но всё же,давайте быстренько напомним ему правила, которые помогут ему быть ещё грамотнее. (А сейчас я предлагаю Вам раскрасить Незнайку и оставить себе на память этот вкладыш. –если останется время)Спасибо Вам за урок! | Незнайка. Да. Открывают письмо. Читают его. Почти разгаданный кроссворд. Да. Капитаны зачитывают загадки. Остальные члены группы отгадывают их. Да. Щука. Сдача Жираф Наверное, он не знал правило написания буквосочетаний Жи-ши, ча-ща, чу-щу. Да Да. ...ли …..были в одной …десной….стране согласные буквы [ч,ш,щ,ж ] и дру…. ли… они …сна…ла .с гласными [ы,ю,я]. Но однажды они …накри…ли …друг на друга и навсегда поссорились. Это услышали другие гласные [И,А,У] и …ре…ли ..они …подру…ться ..с капризными согласными. И так им было хорошо, что они обе…ли друг другу больше не расставаться. Дети смотрят и отвечают. Нет не правильно Незнайка разгадал кроссворд. На правила жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а и чу-щу пиши с буквой у. О буквосочетаниях жи-ши,ча-ща, чу-щу. Правило. Да. Жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а,чу-щу пиши с буквой у. Запомнить как пишутся данные буквосочетания и научить этому Незнайку. Дети открывают конверт читают задание и выполняют его. Отвечают дети под номером 1. Дети отвечают. Дети отвечают. Отвечают дети под номером 2 Составляют слова с указанными буквосочетаниями. Дети разгадывают ребусы. Отгадки записывают в тетрадь и подчёркивают буквосочетания. Дети выполняют упражнение с взаимопроверкой. Дети оценивают себя рисуя смайлик. Да, запомнил. Дети озвучивают правила по номерам. 1 группа хором Жи-ши пиши с буквой и, 2 группа хором ча-ща пиши с буквой а, 3 группа чу-щу пиши с буквой у |