Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания

Цель проектирование системы работы по формированию духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и сказочных героев, через различные виды деятельности. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи. Задачи Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. 2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор. 3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям. 4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту. 5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других. 6. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками и сказочными героями. 7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев сказок. 8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

План самообразования на тему "Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания"

«Путешествие по сказочной карте России»

 Актуальность темы

    Сказка неотделима от красоты,

 способствует развитию эстетических чувств,

без которых немыслимо благородство души,

сердечная чуткость к человеческому несчастью,

горю, страданию. Благодаря сказке

ребенок познает мир не только умом, но и сердцем»

                                                                                               В.А. Сухомлинский

     «Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский писал: «Дорогой друг, молодой воспитатель, если вы хотите, чтобы воспитанник ваш стал умным, любознательным, сообразительным, если у вас есть цель утвердить в его душе чувствительность к тончайшим оттенкам мысли и чувств других людей, - воспитывайте его ум красотой слова, мысли, а красота родного слова, его волшебная сила раскрывается, прежде всего, в сказке. Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так, чтобы он всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели. Красота родного слова – его эмоциональные краски и оттенки – доходит до ребенка, трогает его, пробуждает чувство собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум – ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей».

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и всем окружающим миром. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно – нравственного развития ребёнка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает и выражает своё собственное отношение к добру и злу. 

       Цель сказки - не только развлечение, но и извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Сказка прочно вошла в детский быт. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребёнка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Сказки развивают в детях нравственные качества, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Дети нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать и воспитывать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался. А чтобы процесс был интересным и увлекательным мы берем разные методы, один из которых ТРИЗ. Он даст возможность детям проявить свою индивидуальность, научит детей нестандартно мыслить, выявлять противоречия, свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач.

Формирование нравственных понятий – это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий педагога, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому с с дошкольного возраста необходимо показать ребенку нравственную суть каждого поступка. Не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.  Для решения данной проблемы и привитию таких качеств, мы выбрали сказки, так как сказки прочно вошли в детский быт ребенка, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребёнка; близка его мышлению, представлению. А чтобы этот процесс был более увлекательным, мы путешествуем по сказочной карте России и знакомимся с местами где дали жизнь героям этих сказок.

С помощью сказки мы воспитываем у детей :

Сказка преподаёт урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делает это без скучных наставлений, просто показывает, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Ожидаемый результат  взаимодействия с детьми:

Для детей:

-приобщение детей к общечеловеческим духовно-нравственным ценностям (милосердие, сострадание, доброта, справедливость)

-позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе.

-ответственность за свои дела и поступки.

Для родителей:

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;

- самореализация.

Для педагогов:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работу с детьми и их родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация

Таким образом, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социально-нравственное значение.

Формы и методы реализации:

-практические: экскурсии, дидактические и развивающие игры, театрализованные игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, инсценировки сценок, творческие мастерские, выставки.

-наглядные: открытки, плакаты, фотоальбомы, репродукции;

-словесные: беседы познавательного характера, обсуждение и моделирование ситуации.

Цель: проектирование системы работы по формированию духовно-нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и сказочных героев, через различные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи.

Задачи:  Помогать детям в освоении духовно- нравственных ценностей, формирование нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

2. Развивать способность детей отличать добро и зло, хорошее от плохого в сказке и жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Способствовать воспитанию послушания родителям на основе любви и уважения к близким людям.

4. Содействовать развитию эстетического вкуса, умение видеть, ценить и беречь красоту.

5. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

6. Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками и сказочными героями.

7. Подобрать диагностические материалы направленные на отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей на примере героев сказок.

8. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Диагностика уровня духовно-нравственного воспитания.

Методика «Закончи историю» автор Р.Р. Калинина.

Методика предназначена для изучения осознания детьми нравственнных норм. Исследование проводят индивидуально.

Инструкция. Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

Примеры ситуаций:

История I. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила...

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила...

Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Все ответы ребенка, по возможности дословно, фиксируются в протоколе.

Обработка результатов

0 баллов — ребенок не может оценить поступки детей.

1 балл - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

2 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Цель диагностики: изучить понимание детьми старшего дошкольного возраста нравственных норм (щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость, внимание к людям - равнодушие), определить умение детей соотносить эти нормы с реальными жизненными ситуациями, разрешать проблемные ситуации на основе нравственных норм, и давать элементарную нравственную оценку.

Для выяснения степени проблемы, мною изучаемой, я провела вводную диагностику на начальном этапе работы.

0 баллов -10 чел-к (50%)

1 балл – 7 чел-ка (30%)

2 балла – 5 чел-ка (20%)

3 балла – 0 (0%)

Данные показатели дают представление того, что у половины диагностированных детей наблюдался минимально низкий уровень духовно-нравственного развития. В ответах дети находились в затруднении, а именно, ответы детей были односложными «да» или «нет». Вторая половина (1 и 2 балла) продолжала истории, не умея дать оценку поступкам и, соответственно, затруднялись в объяснение своего выбора в ответе.

Мной было выявлено, что из всех моральных качеств дети все же имеют некоторые понятия о доброте и дружбе.

Повторная диагностика выявила рост уровня духовно-нравственного воспитания.

0 баллов - 0 (0%)

1 балл – 10 чел-к (50%)

2 балла – 7чел-ка (30%)

3 балла – 5 чел-ка (20%)

Дошкольники более уверенно продолжали ситуативную историю с точки зрения духовно-нравственных норм, верно давая оценку поведению детей в ситуациях.

Методика «Сюжетные картинки» авторы Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик. 

Методика «Сюжетные картинки» предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам.

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Инструкция. Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов

0 баллов - ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла - ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются к мимике, активной жестикуляции и т. д.

Тест «Лесенка»  В.Г.Щур

Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.

Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.

Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?

Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.

Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это очень серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к дегрессиям, неврозам, асоциальности у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребенок. Он приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведет. А так как дети не могут быть хорошими постоянно и уж тем более не могут соответствовать всем притязаниям взрослых, выполнять все их требования, то, естественно, дети в этих условиях начинают сомневаться в себе, в своих силах и в любви к ним родителей. Также не уверены в себе и в родительской любви дети, которыми вообще не занимаются дома. Таким образом, крайнее пренебрежение ребенком, как и крайний авторитаризм, постоянная опека и контроль, приводят к сходным результатам.

Конкретно об отношении родителей к ребенку и их требованиях говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама, воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано с появлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставил ребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самый хороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит». Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любви взрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития в этом возрасте.

Признаком неблагополучия как в структуре личности ребенка, так и в его отношениях с близкими взрослыми являются ответы, в которых все родные ставят его на нижние ступеньки. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставит воспитательница?» помещение на одну из нижних ступенек нормально и может служить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае, если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания от воспитательниц

План работы на год

Дата

Содержание работы

Практические выходы

Работа с родителями

Сентябрь- Октябрь

«Страна вежливости и уважения»

1.Анализ изученной литературы по теме.

2.Создание предметно-развивающей ср

3.Создание картотеки сказок.

4.Разработка дидактических игр по теме.

5.Консультация для педагогов , на создание утреннего круга с детьми «Комплименты» словесная игра с детьми

1.« Буратино идет в школу»

Экспериментальная деятельность «Буратино и золотой ключик»

Мастерская Папы Карло

2.Беседы: «Что такое этикет?», «Какие волшебные слова мы знаем», «Как вести себя в общественном месте», «Что такое дружба», « О красоте в непохожести и доброжелательности»

3.Творческая мастерская «Волшебный декупаж» Подарок ко дню матери.

4.«День именинника. Традиции нашей группы «День рождения у Чебурашки» Традиции нашей группы

Творческая мастерская : Оригами «Чебурашка»

5. Театрализация сказки «Там, где дружат-живут , не тужат ( по сказке «Репка»)

6.О.Н. Пахомова «Добрые сказки.

1.Проведение родительского собрания: «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания» Буклеты: «Как подружить ребенка с книгой»

2.Выставка рисунков «Мой друг»

3.Выставка «Моя любимая сказка»

4.Выставка поделок «Огород сказок»

5.Изготовление «Палочка-выручалочка»

6.Изготовление «Шляпа именинника»

7.Посмотреть мультфильм «Самый большой друг», «Подарок для самого слабого» Беседа после просмотра

Ноябрь

1.«Мир не без добрых людей»

2.«Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

1.Создание видеоролика «День добрых дел» Традиции нашей группы.

2. Изготовление плоскостного театра.

3.Онлайн консультация для педагогов«Традиции нашей группы»

1.Театрализация сказки «Мешок яблок» ; Театр на фланелиграфе «Путешествие муравьишки»

2. «Непослушный колобок» занятие с приемами триз

3. Знакомство с профессией «Кинолог»

Чтение сказки «Верность» авт. Александра Ленарская

Просмотр мультфильма «Верните Рекса» Беседа

после просмотра

1.Изготовление макета муравейника «Наши маленькие друзья».

2.Совместное изготовление ребенка и родителя ,книги своими руками счастливый конец известной сказки «Салат из сказок».

3.Онлайн консультация «Сказки помогут справиться с детским непослушанием»

4.Акция «Большая помощь маленькому другу»

5. Оформление альбома

«Мой домашний питомец»

Декабрь

1. «Доброта- она бесценна»

2.«Наш волшебник Дед Мороз» «Желание помочь другим»

Оформление инсталляции «Снежная королева»

Педагогический опыт: показ видео-занятия «Кинолог»

1.«Доброта от века- украшенье человека» Обсуждение сказки «Снежная королева»

2.«В гости к деду морозу»

3.Изготовление птичьей столовой «Как помочь зимующим птицам?»

Театральная постановка «Птичий теремок»

4. Творческая мастерская: Изготовление украшений для группы «Веселые животные»

5. Беседы: «Что такое бескорыстная помощь»; «Спешите делать добро»

1.Изготовление атрибутов совместно детей и родителей для инсталляции по сказке «Снежная королева»

2.Совместное изготовление ребенка и родителя ,кормушек для детей младших групп.

3. Мастер класс для детей и родителей «Эко-кормушки»

Январь

«Без труда не вытащить и рыбку из пруда»

Сотрудничество с молодыми специалистами

Создан«Буккроссинг» книжная библиотека, которая находится в холле детского сада.

Оформления мини-музея «Сундук сказок»

1.«Приключения с золотой рыбкой» занятие с приемами триз

2. Беседа о жадности и щедрости

3.Творческая мастерская : оригами «Рыбка»

3. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» логические игры

4.Трудовые поручения

5.« Дружно не грузно, а врозь хоть брось» помощь малышам

Создание атрибутов для оформления мини-музея «Сундук сказок»

Посмотреть мультфильм: «Маша больше не лентяйка» Беседа после просмотра.

Просмотр мультфильма

«Нехочуха» Беседа после просмотра

Февраль

«Воспитание трудолюбия и уважения к труду людей»

Деловая игра с педагогами . Мозговой штурм «В гостях у сказки»

1.«Посиделки у Марьи искусницы»

2.Беседы: «Чудесные поделки из бросового материала»

3. «Как Иванушка Родину защищал»

4.Творческая мастерская: изготовление конвертов для «Добрых писем защитникам»

1.Выставка фотографий: «Умелые руки не знают скуки»

2.Выставка работ «Умелые руки наших бабушек и дедушек»

3.Мастер-класс для детей и родителей «Кукла-оберег»

Просмотр мультфильма «Сказка про Лень» Беседа после просмотра

Март

«Умей быть благодарным»

Мероприятие ко дню 8 Марта «Поздравление от Василис»

Творческая мастерская: «Подарок для любимой мамочки»

Оформление газеты  «Моя мама самая…»

Акция «Всей семьей идем в театр»

Апрель

«Крепка семья-Сильна Россия»

Педсовет «Сказка как могучие средство нравственного патриотического воспитания

Диагностика результатов проекта.

1.Беседы: «Письма добра солдатам: всероссийская акция», «Как написать письмо солдату»

2.Творческая мастерская: «Ангелочек для солдата»

3.Спортивные развлечение «Эстафеты Ильи Муромца»

Акция «Посылка для солдата»

«Письмо солдату СВО»

Консультации для родителей: «Разговоры о важном»

Акция «Сирень Победы»

  Литература:

1.Вдовина, В. Путешествие в сказку. / В. Вдовина //Библиотекарь.– 1991. – № 6.– с.37.

 2. Зинкевич-Евстигнеева,Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева.- М.: СПб.: Речь, 2000. -112 с.

 3.Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации /. В.И. Петрова -  М.: Мозаика-Синтез, 2005.-80с.

 4.Петрова В.И.Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В.И. Петрова – М.: Мозаика-Синтез, 2007.-80с.

5. Сказка как источник творчества детей. / Науч. рук. Лебедев Ю.А. - Владос, 2001.

  6.Шиян, О. Я. Развитие творческого мышления: Работаем по сказке/ О.Я.Шиян - М.: Мозаика – Синтез, 2013.-72с.

7. Белая К.Ю. Художественно-эстетическое и социально-нравственное воспитание дошкольника, М.: Школьная пресса, 2007.

8. Э. И Иванова: «Расскажи мне сказку». Литературные сказки для детей. Просвещение 2001г.

9.Ильин И.: «Духовный мир сказки».

10.Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с.35 – 40.

11.Гриценко З. А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области