МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
ГОРНОУРАЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
_____________________________________________________________________________
Рассмотрена на заседании ШМО ___________/Н.Н.Морозова/ Протокол № _______ «31» августа 20__ г. | Согласована Зам. по ВР___________ Л.В.Южакова «31» августа 20___ г. | Утверждена Директор ___________ И И.С.Паньшина Приказ №________ «_01_» сентября 20___ г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юный краевед»
Котова Татьяна Андреевна | |
учитель истории, обществознания, географии | |
высшей квалификационной категории |
20____- 20___ учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности историко-краеведческого объединения «Юный краевед», работающего на базе музея МБОУ СОШ №2 с.Южаково направлена на формирование патриотических качеств личности обучающихся и для успешного освоения ими национально-регионального компонента содержания образования.
Сущность и содержание патриотического воспитания определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2020 – 2025 годы» и Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Цели и задачи, поставленные в данных документах в школе в рамках учебной деятельности выполнить очень не просто. В современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнить конституционный долг, патриотическое мировоззрение, установки и ценности, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная.
Для успешного решения поставленных государством задач и была создана данная программа, в которой основной и ведущей идеей является патриотизм.
Программа внеурочной деятельности предлагает приблизить и сделать доступным прошлое нашего края через интересную науку – краеведение. Практика показывает, что, изучая историю зарубежных стран, или историю России, учащиеся не достаточно хорошо знают историю родных мест.
Данная программа знакомит обучающихся с историей развития Свердловской области, Пригородного района, села Южаково в разные исторические эпохи.
Программа направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству; на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; на профилактику асоциального поведения; на интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка; на взаимодействие педагога ДО с семьёй.
Программа внеурочной деятельности дает возможность получить навыки экскурсовода музея, узнать историю родного села и окрестных сёл и деревень.
Цель:
познакомить школьников с процессом становления человеческого общества в Свердловской области, с историей родного края.
Задачи:
Программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 12 – 15 лет.
Общее число внеурочных часов – 70, из них 35 ч (1 час в неделю) в 7 и 35 ч (1ч в неделю) в 8 классе.
Психологическая характеристика возраста обучающихся.
Данный возраст является определяющим для становления личности человека. Именно в этот период подросток как по мосту переходит в мир взрослых. У них активно формируется оценочная система, поэтому бывает, что дети поступают неправильно, сделав неправильный выбор.
В этот же период они учатся принимать социальные нормы, и случается ярко проявляют отклоняющееся от норм поведение. Поэтому очень важно, чтобы подросток был занят, чтобы его свободное время было направлено на благо, чтобы он чувствовал себя нужным и полезным.
Занятия в историко-краеведческом объединении «Юный краевед» разовьют психологические качества личности, способствующие коммуникабельности в малой социальной группе и толерантности к окружающим людям. Занятия будут способствовать самореализации, самоопределению, самопознанию личности подростка.
Принципы обучения
Предполагается использовать как традиционные, так и личностно ориентированные принципы и методы обучения: принцип преемственности, системности, воспитания в коллективе.
При подготовке к научно-практической конференции, более ярко проявляются принципы личностно-ориентированного подхода в обучении:
Методы, приёмы и технологии.
Для наиболее прочного усвоения программного материала будет уместным использование следующих методов в организации учебно-воспитательного процесса:
Два первых предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Остальные рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся (работа с документами и их исследование, поиск и обработка материала для определенной темы).
При реализации программы автор намерен использовать следующие технологии:
Формы организации занятий
Программа предусматривает разнообразные формы работы с детьми – лекции, практические занятия, написание докладов - сообщений, исследовательская деятельность, участие в работе научно-практических конференций, проведение классных часов, контрольные зачеты, экскурсии.
Планируемые результаты обучения
Личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по краеведению:
К важнейшим личностным результатам изучения краеведения в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Личностными результатами изучения курса краеведения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Малой Родины, эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта
предшествующих поколений;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения краеведения в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Метапредметные результаты изучения краеведения включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результата ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;_
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предметные результаты изучения краеведения включают:
• определение исторических процессов, событий во времени,
• установление синхронистических связей истории Руси и своей Малой Родины;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества, судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли Свердловской области во всемирно-историческом процессе;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности и сегодня, памятников культуры, событий истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия народов Урала;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в архивах школьного краеведческого музея,
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности людей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
Предполагается, что в результате изучения краеведения в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий своего региона и всеобщей истории;
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) о событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
использовать знания об истории и культуре своего народа в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
Ожидаемые результаты
В ходе усвоения программы внеурочной деятельности, обучающие подходят к прогнозируемой модели выпускника:
Формы подведения итогов реализации программы
Текущий контроль | Итоговый контроль |
Знания экспозиций и фондов, организация выставок, проведение экскурсий, классных часов. | Участие в научно-практических конференциях школы, района. |
Учебно-тематическое планирование:
№ | Тема занятия | Количество часов | Дата | |
План | Факт | |||
1 | Знакомство с предметом краеведения. | 1 | 07.09 | |
2 | «Природные условия нашего края в разные исторические эпохи». | 1 | 14.09 | |
Заселение Урала. | ||||
3 | Племена каменного и новокаменного века на Урале. | 1 | 21.09 | |
4 | Верования древнейших жителей Урала. | 1 | 28.09 | |
5 | Племена бронзового и железного века. Изменение в жизни уральских племен. | 1 | 05.10 | |
6 | Наш край в эпоху Великого переселения народов. | 1 | 12.10 | |
7 | Наш край в 6-10 вв. | 1 | 19.10 | |
8 | Наш край в 10-15 вв. | 1 | 26.10 | |
9 | Первое проникновение русских на Урал. | 1 | 09.11 | |
10 | Освоение Урала в новое и новейшее время. | 1 | 16.11 | |
Свердловская область на карте России | ||||
11-12 | Свердловская область на карте Урала. | 2 | 23.11 30.11 | |
13-14 | Свердловская область во время Гражданской войны | 2 | 07.12 14.12 | |
15-16 | Свердловская область во время Великой Отечественной войны | 2 | 21.12 28.12 | |
17-18 | История Добровольного уральского танкового корпуса | 2 | 11.01 18.01 | |
19-20 | Свердловская область: население и хозяйство. | 2 | 25.01 01.02 | |
21-22 | Природные богатства Свердловской области | 2 | 15.02 22.02 | |
23-24 | Города Свердловской области: Екатеринбург | 2 | 01.03 15.03 | |
25-26 | Города Свердловской области: Нижний Тагил | 2 | 22.03 05.04 | |
27 | Города Свердловской области: Алапаевск | 1 | 12.04 | |
28 | Города Свердловской области: Реж | 1 | 19.04 | |
29 | Города Свердловской области: Невьянск | 1 | 26.04 | |
30 | Города Свердловской области: Кировград, Новоуральск | 1 | 03.05 | |
История Пригородного района | ||||
31 | Особенности географического положения, природа Пригородного района | 1 | 10.05 | |
32 | История заселения и освоения территории Пригородного района | 1 | 17.05 | |
33 | Путешествие по реке Чусовой | 1 | 24.05 | |
34 | Гражданская война и НЭП в истории района | 1 | 31.05 | |
35 | Вклад Петрокаменского района в Великую Победу | 1 | ||
36 | Память поколений хранят монументы… | 1 | ||
37 | Хозяйственная деятельность, занятия населения | 1 | ||
38 | Горноуральский городской округ сегодня | 1 | ||
39 | Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа | 1 | ||
40 | Природа и интересные уголки Горноуральского городского округа | 1 | ||
Летопись уральских деревень | ||||
41 | История села Мурзинка | 1 | ||
42 | Самоцветные сказки Мурзинки | 1 | ||
43 | Мурзинский минералогический музей имени А.Е.Ферсмана | 1 | ||
44 | Две Алабашки | 1 | ||
45 | Деревня Сизикова и деревни Зырянки | 1 | ||
46 | История села Кайгородского | 1 | ||
47 | Деревенька Корнилова | 1 | ||
48 | История села Башкарка | 1 | ||
49 | Новая деревня и деревня Луговая | 1 | ||
50 | История села Южаково | 1 | ||
51 | Они сражались за Родину… | 1 | ||
52 | Они сражались за Родину… | 1 | ||
53 | Трудное военное детство сельчан | 1 | ||
54 | История совхоза «Южаковский» | 1 | ||
55 | История хлебопекарного дела в селе Южаково | 1 | ||
56 | История здравоохранения в селе Южаково | 1 | ||
57 | Южаковский водопад | 1 | ||
58 | Экскурсия по селу Южаково. | 1 | ||
59 | Экскурсия по селу Южаково. | 1 | ||
Школа, в которой я учусь | ||||
60 | История МБОУ СОШ № 2: прошлое и настоящее. | 1 | ||
61 | Защита проекта « История школы, в которой я учусь» | 1 | ||
62 | Защита проекта « История школы, в которой я учусь» | 1 | ||
63 | Мы и наши учителя | 1 | ||
Живёт наш маленький музей. | ||||
64 | Истории экспонатов музея. Пополнение фондов и архивов. | 1 | ||
65 | Истории экспонатов музея. Пополнение фондов и архивов. | 1 | ||
66 | Экскурсия по школьному краеведческому музею | 1 | ||
67 | Экскурсия по школьному краеведческому музею | 1 | ||
История моей семьи | ||||
68-69 | Исследовательская деятельность (работа с экспонатами, фондами библиотек). | 2 | ||
70 | Итоговое занятие. | 1 | ||
Всего | 70 ч. |