Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

Цели и задачи Цель данного плана овладение детьми дошкольного возраста 6-7 лет самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками. Основными задачами являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание, рассказ-повествование. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. В пособие включены упражнения на развитие навыков чтения, подготавливающие детей к школе. Перспективные планы коррекционной работы составляются на учебный год квартал, месяц.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Месяц

Неделя

Лексическая тема

Лексика, связная речь, упражнения на развитие психических процессов и моторики

Звукопроизношение и развитие фонематических функций. Обучение грамоте

Обогащение и активизация словаря

Сентябрь

1

2

ОБСЛЕДОВАНИЕ

3

«Овощи, огород».

«Предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ»

«Гласные звуки» [А; У; О; Э; И; Ы].


«Гласные буквы» А; У; О; Э; И; Ы.

Согласование существительных с

числительными. Образование

прилагательных со значением

соотнесенности с продуктами питания (овощной салат…)

Употребление предлогов: НА, В.

Составление сложных предложений с предлогами НА, С, В, ИЗ, анализировать их и выделять предлог.
Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении. Составление описательного рассказа (по схеме).

Рассказ «В огороде».

Как-то вечером на грядке Координация речи и движения «Капуста», Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами»

Н.В.Нищева.

Формировать понятие «гласный звук».
Учить выделять гласные звуки из начала и конца слов [А; У; О; Э; И; Ы].

Закрепить зрительные образы гласных букв А, У, О, Э, И, Ы.
Учить читать сочетания гласных букв.
Учить звуковому анализу и синтезу

Уточнить понятия: «овощи». Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

Ввести в активный словарь:

— существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица;

— прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;

— глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, пахать. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т. п.) и начать обучать их образованию и практическому употреблению.

4

Сад. Фрукты.

«Звуки и буквы М, П, Т, К»

«Деление на слоги»

Повторить звуки «М», «П», «Т», «К».

Образование сложных слов (садовод). Образование слов с ласкательными оттенками (абрикос-абрикосик…). Образование относительных прилагательных (яблочный сок, персиковое варенье…)

Подбор однородных прилагательных к существительным.

Составление описательного рассказа (по схеме).

«Сварим суп или компот», Координация речи и движения «Садовник» Пальчиковая гимнастика «Что в корзину положу»

Н.В. Нищева

Формировать понятие «согласный звук».
Формировать умение выделять согласные звуки «М», «П», «Т», «К» из начала и конца слов.
Формировать зрительный образ букв, обозначающих эти звуки.
Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику, графические навыки. Формировать понятие «слог».

Учить делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах.

Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь подбирать готовые звуковые схемы к словам. Уметь читать слова с пройденными буквами

Уточнить понятие «фрукты». Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

Ввести в активный словарь:

— существительные: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград;

— прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;

— глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, зреют, наливаются, краснеют, желтеют.

Октябрь

1

Осень. Осень в природе.

«Звук и буква X (знакомство)»

«Звук и буква X (продолжение)»

Употребление слов переносного значения (осень золотая, золотой ковер, золотые листья). Образование сложных слов (листопад). Распространение предложения однородными членами. Рассказывание по теме «Осень»

Пальчиковая гимнастика «Дождик», Координация речи и движения «Желтый лист», «Ветер»

Познакомить со звуком и буквой X.

Учить давать полную характеристику согласного звука.

Формировать умение определять позицию звука в слове.

Развивать внимание, память, фонематическое восприятие, мелкую моторику и графические

навыки.
Закрепить четкое произношение звука «X» в слогах, словах, предложениях.
Формировать навыки звуко-слогового анализа слов типа «мох».

Учить читать и печатать односложные слова.
Формировать интонационную сторону речи.
Развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику графические навыки.

Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Рассказать о причинах опадания листьев.

Ввести в активный словарь:

— существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна;

— прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный;

— глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть.

Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь:

— существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна;

— прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный.

2

Перелётные птицы.

«Звуки «K»-«Х»

«Звуки и буквы К-Х (продолжение)»

Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции; согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже). Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли», беседа, пересказ по мнемотаблице.

Подвижная игра «Журавли учатся летать».

Пальчиковая гимнастика «Птичка»

Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «К»-«Х».

Учить дифференцировать звуки и буквы К-Х при чтении и письме.

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов.

Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма).

Ввести в активный словарь:

— существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи;

— прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;

— глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть.

3

Труд людей осенью.

Откуда хлеб пришёл.

«Предложение из трех слов с прямым дополнением»

«Звук и буква С (знакомство)»

«Звук и буква С (продолжение)»

Звук и буква С (продолжение). Деление на слоги»

Формировать представления о труде хлеборобов, о важности их труда. Формировать представления о труде людей в пекарне. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Хлеб». Совершенствовать навыки рассматривания картины, формирования целостного представления об изображенном на ней. Совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.

Физкультминутка «Уберём урожай»

Координация речи и движения «Дождик» Н.В.Нищева

Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить правильно произносить звук «С» в слогах, словах, предложениях и рассказе.

Учить выделять звук «С» из начала слова.

Познакомить с буквой С. Печатание и буквы С.

Закрепить произношение звука «С» в слогах, словах и предложениях.

Учить определять позицию звука «С» в слове.

Обучать звукобуквенному анализу и синтезу, чтению обратных и прямых слогов

Закрепить произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Закрепить умение определять позицию звука «С» в словах.

Учить делить слова на слоги.

Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

Уточнить понятие «хлеб». Расширить представления о труде взрослых в садах, огородах, на полях. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков.

Ввести в активный словарь:

— существительные: зерно, пшеница, рожь, хлеб;

— прилагательные: пшеничное, ржаное,

душистый, вкусный, аппетитный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый;

— глаголы: запечь, испечь, срезать, подкармливать, зреют, спеет, желтеют.

4

Здоровье. Человек.

Части тела. «Гигиена»

«Звук и буква Сь (знакомство)»

«Чтение и написание слов и предложений аналитико-синтетическим методом (звук и буква С) (продолжение)»

«Имя собственное (звук и буква С)»

Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами, синонимами.

Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х. Слова с ласкательными и

увеличительными оттенками. Составление описательного рассказа с опорой на план.

Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.

Развитие общей моторики «Сделай зарядку».

Пальчиковая гимнастика: «Очень сложен человек» Крупенчук

Закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях.

Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении данных слов на слоги. Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов.

Упражнение «Напиши по образцу».

«У Томы суп».

Упражнение «Напиши по образцу».

«Это Тома, Сэм, Эмма, Том».

Раскрыть и углубить представления о строении тела человека.

Ввести в активный словарь:

— существительные: голова, нос, темя, затылок, подбородок, уши, ноздри, локти, плечи, ладони и т.п.;

— прилагательные: голубоглазый, сероглазый, кареглазый, высокий, низкий, толстый, худой, статный, стройный, добрый, весёлый;

- глаголов: расти, отдыхать, работать.

5

Я – житель родного города, края, страны.

«Звук и буква Сь (продолжение)»

«Звук и буква Сь (продолжение)»

Дифференциация звуков [с], [с’].

Активизация и актуализация словаря по теме «Я – житель родного города, края, страны». Совершенствование грамматического строя речи (Минусинск, Минусинский, Минусинец, Минусинка). Чтение рассказа «Наше Отечество», беседа, коллективное составление плана, пересказ.

Рассказывание из личного опыта «Куда я ездил и что я видел?»

Координация речи и движения. Хоровод «Берёзка»

Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыков чтения и «печатания». Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков [с], [с’]. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов.

Упражнение «Напиши по образцу».

«У Томы суп».

Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину.

Ввести в активный словарь:

— существительные: Москва, родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица;

— прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная;

— глаголы: любить, беречь, охранять.

Расширить представления о Минусинске —родном городе.

Ввести в активный словарь:

— существительные: Минусинск, город, площадь, река, минусинцы,;

— прилагательные: прекрасный, родной, старинный;

— глаголы: стоять, раскинуться.

Ноябрь

1

Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы.

Содержание домашних животных.

«Звук [Н], буква Н

(знакомство)» Звуковой анализ слов, ударение.

«Звук [Н],

буква Н (продолжение»

Формировать умение согласовывать числительные с существительными

Формировать практическое умение определять род существительных.

Образование слов с ласкательными оттенками. Употребление притяжательных прилагательных. Распространение предложений однородными членами (прилагательными).Составление описательного рассказа по заданному плану. Составление рассказа по серии картин «Щенок». Чтение сказки «Кто всех важнее?».

Координация речи с движением «Игра в стадо» А. Барто

Игра- пятнашки «Щенок и цыплята» Н.Нищева.

Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.

Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук». Напечатать в тетрадях буквы Н, н и слова «Ната», «сон».

Звуко-слоговой анализ слов: НОТЫ. Определение количества слогов. Чтение слогов, слов.

Формировать навыки звуко-слогового и звуко- буквенного анализа и синтеза.

Добиться понимания детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме.

Ввести в активный словарь:

— существительные: животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло, кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья;

стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, клыки, мех, шкура;

— прилагательные: домашний, полезный, нужный густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, ловкий, зубастый, рогатый, добрый;

— глаголы: ухаживать, содержать, поить, кормить, линять, меняться, охранять, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться.

Закрепить и расширять знания детей о домашних птицах, их поведении.

Ввести в активный словарь:

— существительные: гуси, утки, индюки, курицы, перепёлки;

— прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;

— глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, кукарекать, крякать, шипеть.

2

Одежда

Обувь,

Головные

Уборы.

Звук и буква Н (продолжение)

Чтение сказки Р. Железновой «Приключение розовых босоножек», коллективное составление плана, пересказ.

Составление рассказа по картине «В раздевалке» Пальчиковая гимнастика «В прихожей» Н.Нищева.

Подвижная игра «Кто останется босым» Н.Нищева.

Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях.
Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук».
Формировать навыки звуко-слогового и звуко- буквенного анализа и синтеза. Формировать умение согласовывать числительные с существительными
Формировать практическое умение определять род существительных.
Развивать фонематическое восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, графические навыки.

Уточнить и расширить представления об одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны.

Ввести в активный словарь:

— существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, твид, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник;

— прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный;

— глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить.

Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр.

3

Посуда. Продукты питания.

Продукты питания.

Звук «Нь»

Закрепление знаний о различных свойствах предметов; образование относительных прилагательных (фарфоровая чашка…); образование слов с ласкательными оттенками.

Употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления (а); рассказы-сравнения; описательный рассказ. Употребление глаголов с оттенками значений (переливать, выливать)-приставочные глаголы. Употребление в речи временных конструкций (когда?)-сложные предложения. Пересказ русской народной сказки «Каша из топора»

Пальчиковая гимнастика: «Машина каша», « Помощница» Н. Нищева.

Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Нь» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.
Формировать понятие «согласный, мягкий, звонкий звук».
Формировать умение определять позицию звука в слове.
Обучать навыкам звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Развивать внимание, память, мышление, фонематическое восприятие, мелкую моторику,
графические навыки, просодическую сторону речи.

НИКА, НИК, ПОНИ, НИТКА красным, синим, зеленым
предлагает детям списать их в тетрадь в широкую линейку.

Уточнить понятия: посуда. Расширить представления о видах посуды, о частях, из которых состоят предметы посуды, о материалах, из которых сделана посуда.

Ввести в активный словарь:

— существительные: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг;

— прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный;

— глаголы: ставить, работать, убирать, пить, есть, готовить, варить, жарить, резать.

4

Дом. Семья. День Матери.

Предзимье. Пересказ.

Звуки [Н]-[Нь] Буква Н Дифференциация Н-Нь.

Д.п. мн. числа сущ-х. Распространение предложений однородными членами. Составление описательных рассказов о семье «Моя любимая семья»

Звуко-слоговой анализ слов: НОТЫ, НИТИ. Определение количества слогов. Чтение слогов, слов.Объяснить, что такое ударение в слове на именах детей Артём, Варя, Алиса

Слова – перевёртыши. «Буквы перепутались».

Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Чтение небольших текстов с пройденными буквами.

Раскрыть детям представления о семье как ячейке общества, показать её общественную значимость.

Ввести в активный словарь:

— существительные: семья, родственники, и т.д.;

— прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый;

— глаголы: ухаживать, заботиться, водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить;; защищать, охранять;

— наречия: старательно, слаженно, умело, бережно.

Используемая литература

1. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) с общим недоразвитием речи».

2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий.

3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2023. — 240 с

4. Кыласова Л. Е. Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе Волгоград: Учитель, 2008. - 332с.

Цели и задачи

Цель данного плана: овладение детьми дошкольного возраста 6-7 лет самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.

Основными задачами: являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание, рассказ-повествование. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. В пособие включены упражнения на развитие навыков чтения, подготавливающие детей к школе.

Перспективные планы коррекционной работы составляются на учебный год (квартал, месяц).

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 12.12.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области