ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА, ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Месяц | Неделя | Лексическая тема | Лексика, связная речь, упражнения на развитие психических процессов и моторики | Звукопроизношение и развитие фонематических функций. Обучение грамоте | Обогащение и активизация словаря | ||
Сентябрь | 1 2 | ОБСЛЕДОВАНИЕ | |||||
3 | «Овощи, огород». «Предложения с предлогами НА, С, В, ИЗ» «Гласные звуки» [А; У; О; Э; И; Ы].
| Согласование существительных с числительными. Образование прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания (овощной салат…) Употребление предлогов: НА, В. Составление сложных предложений с предлогами НА, С, В, ИЗ, анализировать их и выделять предлог. Рассказ «В огороде». Как-то вечером на грядке Координация речи и движения «Капуста», Пальчиковая гимнастика «Корзина с овощами» Н.В.Нищева. | Формировать понятие «гласный звук». Закрепить зрительные образы гласных букв А, У, О, Э, И, Ы. | Уточнить понятия: «овощи». Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков. Ввести в активный словарь: — существительные: урожай, картофель, морковь, капуста, лук, свекла, огурцы, помидоры, баклажаны, кабачки, чеснок, грядка, парник, теплица; — прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый; — глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, пахать. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (окапывать, подкармливать, пригибать, подвязывать и т. п.) и начать обучать их образованию и практическому употреблению. | |||
4 | Сад. Фрукты. «Звуки и буквы М, П, Т, К» «Деление на слоги» Повторить звуки «М», «П», «Т», «К». | Образование сложных слов (садовод). Образование слов с ласкательными оттенками (абрикос-абрикосик…). Образование относительных прилагательных (яблочный сок, персиковое варенье…) Подбор однородных прилагательных к существительным. Составление описательного рассказа (по схеме). «Сварим суп или компот», Координация речи и движения «Садовник» Пальчиковая гимнастика «Что в корзину положу» Н.В. Нищева | Формировать понятие «согласный звук». Учить делить слова на слоги и практически определять количество слогов в словах. Уметь составлять и читать слова с пройденными буквами. Уметь подбирать готовые звуковые схемы к словам. Уметь читать слова с пройденными буквами | Уточнить понятие «фрукты». Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков. Ввести в активный словарь: — существительные: урожай, яблоки, груши, сливы, персики, абрикосы, виноград; — прилагательные: спелый, зрелый, душистый, сочный, аппетитный, гладкий, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый; — глаголы: зреть, спеть, копать, срезать, подкармливать, окапывать, зреют, наливаются, краснеют, желтеют. | |||
Октябрь | 1 | Осень. Осень в природе. «Звук и буква X (знакомство)» «Звук и буква X (продолжение)» | Употребление слов переносного значения (осень золотая, золотой ковер, золотые листья). Образование сложных слов (листопад). Распространение предложения однородными членами. Рассказывание по теме «Осень» Пальчиковая гимнастика «Дождик», Координация речи и движения «Желтый лист», «Ветер» | Познакомить со звуком и буквой X. Учить давать полную характеристику согласного звука. Формировать умение определять позицию звука в слове. Развивать внимание, память, фонематическое восприятие, мелкую моторику и графические навыки. Учить читать и печатать односложные слова. | Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы. Познакомить детей с периодами осени и осенними месяцами. Закрепить знание названий деревьев. Рассказать о причинах опадания листьев. Ввести в активный словарь: — существительные: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, туман, листопад, заморозок, изморозь, лес, листья, клен, дуб, осина, рябина, береза, тополь, ясень, ель, сосна; — прилагательные: ранний, поздний, золотой, прекрасный, грустный, богатый, алый, багряный; — глаголы: падать, лететь, шелестеть, шуршать, моросить, убирать, улетать, вянуть, сохнуть, желтеть, краснеть. Закрепить умение различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Сформировать представление о многолетних и однолетних растениях. Ввести в активный словарь: — существительные: береза, рябина, дуб, клен, ель, осина, сосна; — прилагательные: белоствольный, тонкий, могучий, раскидистый, вечнозеленый, лиственный, хвойный. | ||
2 | Перелётные птицы. «Звуки «K»-«Х» «Звуки и буквы К-Х (продолжение)» | Совершенствовать грамматический строй речи (предложно-падежные конструкции; согласование числительных и существительных в роде, числе и падеже). Чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Улетают журавли», беседа, пересказ по мнемотаблице. Подвижная игра «Журавли учатся летать». Пальчиковая гимнастика «Птичка» | Учить дифференцировать на слух и в речи звуки «К»-«Х». Учить дифференцировать звуки и буквы К-Х при чтении и письме. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений. Совершенствование навыков печатания слов. Совершенствование навыков чтения слов, предложений, текстов. | Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма). Ввести в активный словарь: — существительные: ласточки, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи; — прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый; — глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть. | |||
3 | Труд людей осенью. Откуда хлеб пришёл. «Предложение из трех слов с прямым дополнением» «Звук и буква С (знакомство)» «Звук и буква С (продолжение)» Звук и буква С (продолжение). Деление на слоги» | Формировать представления о труде хлеборобов, о важности их труда. Формировать представления о труде людей в пекарне. Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Хлеб». Совершенствовать навыки рассматривания картины, формирования целостного представления об изображенном на ней. Совершенствовать грамматический строй речи. Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Физкультминутка «Уберём урожай» Координация речи и движения «Дождик» Н.В.Нищева | Ознакомление с артикуляцией звуков [с], [с’]. Закрепление понятий о твердости и мягкости, глухости и звонкости согласных звуков. Учить правильно произносить звук «С» в слогах, словах, предложениях и рассказе. Учить выделять звук «С» из начала слова. Познакомить с буквой С. Печатание и буквы С. Закрепить произношение звука «С» в слогах, словах и предложениях. Учить определять позицию звука «С» в слове. Обучать звукобуквенному анализу и синтезу, чтению обратных и прямых слогов Закрепить произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях. Закрепить умение определять позицию звука «С» в словах. Учить делить слова на слоги. Формировать навыки звуко-слогового анализа и синтеза. | Уточнить понятие «хлеб». Расширить представления о труде взрослых в садах, огородах, на полях. Закрепить знание названий основных цветов и их оттенков. Ввести в активный словарь: — существительные: зерно, пшеница, рожь, хлеб; — прилагательные: пшеничное, ржаное, душистый, вкусный, аппетитный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, коричневый; — глаголы: запечь, испечь, срезать, подкармливать, зреют, спеет, желтеют. | |||
4 | Здоровье. Человек. Части тела. «Гигиена» «Звук и буква Сь (знакомство)» «Чтение и написание слов и предложений аналитико-синтетическим методом (звук и буква С) (продолжение)» «Имя собственное (звук и буква С)» | Обогащение экспрессивного словаря наиболее употребляемыми словами-антонимами, синонимами. Согласование количественных числительных 1,2,5,9 и сущ-х. Слова с ласкательными и увеличительными оттенками. Составление описательного рассказа с опорой на план. Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью. Развитие общей моторики «Сделай зарядку». Пальчиковая гимнастика: «Очень сложен человек» Крупенчук | Закрепить правильное произношение звука «С» в слогах, словах, предложениях. Упражнение в чтении слогов, слов, предложений с пройденными буквами. Упражнение в делении данных слов на слоги. Упражнение в определении места заданного звука в слове. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов. Упражнение «Напиши по образцу». «У Томы суп». Упражнение «Напиши по образцу». «Это Тома, Сэм, Эмма, Том». | Раскрыть и углубить представления о строении тела человека. Ввести в активный словарь: — существительные: голова, нос, темя, затылок, подбородок, уши, ноздри, локти, плечи, ладони и т.п.; — прилагательные: голубоглазый, сероглазый, кареглазый, высокий, низкий, толстый, худой, статный, стройный, добрый, весёлый; - глаголов: расти, отдыхать, работать. | |||
5 | Я – житель родного города, края, страны. «Звук и буква Сь (продолжение)» «Звук и буква Сь (продолжение)» Дифференциация звуков [с], [с’]. | Активизация и актуализация словаря по теме «Я – житель родного города, края, страны». Совершенствование грамматического строя речи (Минусинск, Минусинский, Минусинец, Минусинка). Чтение рассказа «Наше Отечество», беседа, коллективное составление плана, пересказ. Рассказывание из личного опыта «Куда я ездил и что я видел?» Координация речи и движения. Хоровод «Берёзка» | Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Совершенствование навыков чтения и «печатания». Автоматизация правильного произношения и дифференциация звуков [с], [с’]. Упражнение в составлении и чтении слов из данных слогов. Упражнение в составлении предложений из данных слов. Упражнение «Напиши по образцу». «У Томы суп». | Углубить знания детей о России. Воспитывать чувство гордости за Родину. Ввести в активный словарь: — существительные: Москва, родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица; — прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная; — глаголы: любить, беречь, охранять. Расширить представления о Минусинске —родном городе. Ввести в активный словарь: — существительные: Минусинск, город, площадь, река, минусинцы,; — прилагательные: прекрасный, родной, старинный; — глаголы: стоять, раскинуться. | |||
Ноябрь | 1 | Домашние животные и их детеныши. Домашние птицы. Содержание домашних животных. «Звук [Н], буква Н (знакомство)» Звуковой анализ слов, ударение. «Звук [Н], буква Н (продолжение» | Формировать умение согласовывать числительные с существительными Формировать практическое умение определять род существительных. Образование слов с ласкательными оттенками. Употребление притяжательных прилагательных. Распространение предложений однородными членами (прилагательными).Составление описательного рассказа по заданному плану. Составление рассказа по серии картин «Щенок». Чтение сказки «Кто всех важнее?». Координация речи с движением «Игра в стадо» А. Барто Игра- пятнашки «Щенок и цыплята» Н.Нищева. | Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях. Формировать понятие «согласный, твердый, звонкий звук». Напечатать в тетрадях буквы Н, н и слова «Ната», «сон». Звуко-слоговой анализ слов: НОТЫ. Определение количества слогов. Чтение слогов, слов. Формировать навыки звуко-слогового и звуко- буквенного анализа и синтеза. | Добиться понимания детьми роли человека в подготовке домашних животных к зиме. Ввести в активный словарь: — существительные: животное, детеныш, корова, бык, теленок, лошадь, конь, жеребенок, баран, овца, ягненок, козел, коза, козленок, свинья, кабан, поросенок, кролик, крольчиха, крольчонок, хлев, стойло, кормушка, сено, пойло, кот, собака, лошадь, корова, овца, баран, коза, козел, свинья; стадо, ферма, конюшня, сено, пойло, рога, грива, копыта, клыки, мех, шкура; — прилагательные: домашний, полезный, нужный густой, пушистый, шелковистый, плотный, толстый, ловкий, зубастый, рогатый, добрый; — глаголы: ухаживать, содержать, поить, кормить, линять, меняться, охранять, жевать, хрюкать, мычать, блеять, мяукать, кусаться, бодаться, царапаться. Закрепить и расширять знания детей о домашних птицах, их поведении. Ввести в активный словарь: — существительные: гуси, утки, индюки, курицы, перепёлки; — прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый; — глаголы: летать, нырять, клевать, заглатывать, кукарекать, крякать, шипеть. | ||
2 | Одежда Обувь, Головные Уборы. Звук и буква Н (продолжение) | Чтение сказки Р. Железновой «Приключение розовых босоножек», коллективное составление плана, пересказ. Составление рассказа по картине «В раздевалке» Пальчиковая гимнастика «В прихожей» Н.Нищева. Подвижная игра «Кто останется босым» Н.Нищева. | Закрепить правильное произношение звука «Н» в слогах, словах, предложениях. | Уточнить и расширить представления об одежде, обуви, головных уборах. Углубить представления о материалах, из которых они сделаны. Ввести в активный словарь: — существительные: ботинки, полуботинки, туфли, кроссовки, сапоги; плащ, куртка, пальто, перчатки, шарф, берет, кепка, шапка, платок; фетр, шерсть, кожа, мех, трикотаж, вельвет, драп, твид, резина; рукав, капюшон, подол, пуговица, петля, манжета, подошва, шнурки, каблуки, носок, задник; — прилагательные: фетровый, шерстяной, кожаный, меховой, трикотажный, вельветовый, драповый, твидовый, резиновый, осенний, удобный, модный, нарядный; — глаголы: надевать, одевать, обувать, носить, снимать, расстегивать, застегивать, развязывать, завязывать, вешать, складывать, ставить. Развивать вариативность лексики, способствовать формированию точности смыслового значения слов и выражений, включая переносные, абстрактные и пр. | |||
3 | Посуда. Продукты питания. Продукты питания. Звук «Нь» | Закрепление знаний о различных свойствах предметов; образование относительных прилагательных (фарфоровая чашка…); образование слов с ласкательными оттенками. Употребление в речи сложных предложений со значением противопоставления (а); рассказы-сравнения; описательный рассказ. Употребление глаголов с оттенками значений (переливать, выливать)-приставочные глаголы. Употребление в речи временных конструкций (когда?)-сложные предложения. Пересказ русской народной сказки «Каша из топора» Пальчиковая гимнастика: «Машина каша», « Помощница» Н. Нищева. | Уточнить и закрепить правильное произношение звука «Нь» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях. НИКА, НИК, ПОНИ, НИТКА красным, синим, зеленым | Уточнить понятия: посуда. Расширить представления о видах посуды, о частях, из которых состоят предметы посуды, о материалах, из которых сделана посуда. Ввести в активный словарь: — существительные: посуда, поднос, чайник, чашка, блюдце, стакан, кофейник, сахарница, конфетница, молочник, масленка, солонка, супница, тарелка, салфетница, ложка, вилка, нож, поварешка, кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг; — прилагательные: стеклянный, фарфоровый, металлический, серебряный, чугунный, эмалированный, чайный, столовый, кухонный; — глаголы: ставить, работать, убирать, пить, есть, готовить, варить, жарить, резать. | |||
4 | Дом. Семья. День Матери. Предзимье. Пересказ. Звуки [Н]-[Нь] Буква Н Дифференциация Н-Нь. | Д.п. мн. числа сущ-х. Распространение предложений однородными членами. Составление описательных рассказов о семье «Моя любимая семья» | Звуко-слоговой анализ слов: НОТЫ, НИТИ. Определение количества слогов. Чтение слогов, слов.Объяснить, что такое ударение в слове на именах детей Артём, Варя, Алиса Слова – перевёртыши. «Буквы перепутались». Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений. Чтение небольших текстов с пройденными буквами. | Раскрыть детям представления о семье как ячейке общества, показать её общественную значимость. Ввести в активный словарь: — существительные: семья, родственники, и т.д.; — прилагательные: нужный, полезный, трудный, интересный, необходимый; — глаголы: ухаживать, заботиться, водить, управлять, воспитывать, учить, лечить, готовить, стирать, выдавать; кроить, шить;; защищать, охранять; — наречия: старательно, слаженно, умело, бережно. |
Используемая литература
1. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей дошкольного возраста (с 3 до 7 лет) с общим недоразвитием речи».
2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий.
3. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2023. — 240 с
4. Кыласова Л. Е. Развитие речи: конспекты занятий в подготовительной группе Волгоград: Учитель, 2008. - 332с.
Цели и задачи
Цель данного плана: овладение детьми дошкольного возраста 6-7 лет самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками.
Основными задачами: являются развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, знакомство с обобщающими понятиями, формирование практических навыков словообразования и словоизменений, умения употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном и событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание, рассказ-повествование. Специальные занятия по формированию звуковой стороны речи помогут научить правильному произношению звуков, развить фонематический слух и восприятие, сформировать навыки произнесения слов различной звуко-слоговой структуры, подготовить к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. В пособие включены упражнения на развитие навыков чтения, подготавливающие детей к школе.
Перспективные планы коррекционной работы составляются на учебный год (квартал, месяц).