Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно-нравственное воспитание во ВР учителя

Цель вспомнить о некоторых духовно-нравственных чертах человека. Задачи 1 проговорить и вспомнить о дух-нрав ценностях, 2 зафиксировать некоторые понятия, 3 создать некоторое представление о качествах, которые необходимы будущему педагогу

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Сценарий мероприятия.

Тема нашего урока: Духовно-нравственное направление ВР.

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь, а целью – человечность. В.Г. Белинский

Цель сегодняшнего мероприятия: вспомнить о некоторых духовно-нравственных чертах человека.

Задачи урока:

1) проговорить и вспомнить о дух-нрав ценностях,

2) зафиксировать некоторые понятия,

3) создать некоторое представление о качествах, которые необходимы будущему педагогу

Объектом будет являться: духовно-нравственное воспитание среди людей

Предметом является: некоторые черты характера, отвечающие за духовные ценности

Вид деятельности: лекция, беседа

Правила поведения во время мероприятия:Не выкрикивать, показать готовность к ответу с помощью поднятой руки!

Не переговариваться с соседом по парте!

Не переписываться в телефонах без крайней необходимости!

Соблюдать тишину во время просмотра фрагментов мультфильмов!.

Просим обратить ваше внимание на то, что эти задачи мы поставили только на этот урок. А вот те задачи, которые отвечают за дух-нрав воспитание:

1) повышение человеческого в человеке (В.И. Мурашов);

2) воспитание человека, понимающего обязанности нравственного выбора (Л. Е. Плескач);

3) процесс становления нравственного сознания, которое характеризуется накоплением человеком нравственных представлений и понятий, опирающихся на личный опыт переживания нравственных чувств (К.Д.Ушинский);

4) гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;

5) усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России;

6) сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитие национальной культуры; воспитание граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.

Сегодня мы с вами поговорим о той части нашей будущей профессии, где мы просто обязаны воспитать в детях духовно-нравственные ценности. Парой это бывает нелегко, не все люди это воспринимают в серьёз. И результатом того является наше современное общество. Люди без «души», без нравственное характера.

Мультфильмы: Пинокио, Том и Джери, Покахонтас, Леопольд, Монстры на каникулах, Смешарики. Как вы могли заметить по воспоминаниям, эти мультфильмы были созданы в разные поколения. На протяжении многих лет мы их смотрели, сейчас создают мультфильмы не хуже. И на их примере мы покажем, чему они учат. А также хотим напомнить, что все качества тесно взаимосвязаны друг с другом, одни выходят из других, как следствие и не могут существовать без других качеств.

В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей.

Само слово «духовность» употребляются в обиходе наших выражений очень широко. И только в силу незнания его значения люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной. Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать и др.- это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

Давайте запишем определение слова. Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» (В. И. Даль). Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

А значение слова. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

Теперь давайте немного посмотрим мультики. Что в нынешнем веке, что в прошлом, многие мультипликации учили детей дух. ценностям, добру, дружбе, честности, любви (к себе, к семье, к друзьям). И мы хотим, чтобы вы по фрагментам из известных мультфильмов, могли не только вспомнить название данного мультика, но и сказать, какая черта характера, дух. ценности в ней раскрывается. Таким образом, мы соберем цветок человеческой души. Пожалуйста, не разговаривайте во время просмотра, и по окончании фрагмента из мультфильма отвечайте по поднятой руке.

1. Том и Джерри, сострадание

(включается мульт том и джери)

Какую черту характера в духовной жизни человека вы здесь увидели? Чему данный фрагмент мультфильма может научить вас и детей?

Что для вас значит сострадание?

Сострадание, сочувствие, сопереживание — один из социальных аспектов эмпатии (эмоционального состояния), формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека (в частности, страдания).

Сегодня, как никогда прежде, люди нуждаются в помощи и сострадании. Их постигают многочисленные беды — голод, болезни, бедность, преступность, гражданские беспорядки и стихийные бедствия. Сострадание подразумевает сочувствие и участливое отношение к несчастью других, а также желание помочь им. Словно нежные солнечные лучи, сострадание может утешить человека, унять его боль и поднять дух.

Сострадание проявляется как в словах, так и в делах. Это значит быть рядом с тем, кто в нас нуждается. Хорошо проявлять сострадание не только к своим родным, друзьям и знакомым — мы можем сопереживать даже тем, кого мы не знаем.

Можете ли вы привести пример сострадания в нашем мире?

Мой пример: На другой стороне земного шара группа добровольцев находит дом, заваленный упавшими деревьями,— это последствия урагана Катрина, который обрушился на побережье Соединённых Штатов в августе 2005 года. Хотя добровольцы незнакомы с теми, кто живёт в этом доме, они целый день с помощью цепных пил убирают упавшие деревья и расчищают завалы. «Я не могу подобрать слов, чтобы выразить благодарность этим людям»,— говорит хозяйка дома.

Почему нужно проявлять сострадание?

Является ли сострадание необходимым качеством?

Должен ли обладать таким качеством педагог? Что для этого необходимо?

2. Приключения кота Леопольда, доброта

(включается мульт леопольд)

Какую черту характера в духовной жизни человека вы здесь увидели? Чему данный фрагмент мультфильма может научить вас и детей?

Что для вас именно, обозначает доброта?

Можете ли вы привести собственный пример доброго отношения, не показывая тем самым излишнее хвастовство?

Доброта — это, прежде всего, бережливое и внимательное отношение к чему либо. Когда говорят - «добрый человек», то имеют, введу, что его слова и поступки добры к другим людям и окружающему миру. Каждое доброе деяние делает нас лучше, каждый поступок, совершенный во благо другому и не в ущерб себе заслуживает уважения и поощрения.

Доброта в словах проявляется каждый раз, когда говорящий вкладывает определенные положительные эмоции в свои слова, когда говорит спокойно, размеренно, четко и логично строит предложения. Если 2 человек произнесут одну и ту же речь, то больше доверия у нас вызовет та версия, чей спикер смог донести ее до нас вкладывая «правильные эмоции».

Скажите, можно ли прожить без доброты? А жить без неё? Вы можете разграничить два понятия Прожить без неё и Жить без неё?

Следовательно, мы, как будущее педагоги, как должны показывать свою доброту, и должны ли вообще?

3. Пиноккио, честность

(включается мульт пиноккио)

Какую черту характера в духовной жизни человека вы здесь увидели? Чему данный фрагмент мультфильма может научить вас и детей?

Объясните мне понятие честность?

Должна ли она быть в нашей жизни или мы можем прожить на лжи?

Каким образом, мы можем воспитать в людях честность?

Честность - это одна из основных человеческих добродетелей, моральное качество, которое отражает одно из важнейших требований нравственности. Включает правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, субъективную убежденность в правоте дела, искренность перед другими и самим собой в отношении тех мотивов, которыми человек руководствуется, признание и соблюдение прав других людей на то, что им законно принадлежит. Противоположностью честности является обман, ложь, воровство, вероломство, лицемерие и т.д.

Ира! Приведи пример честного отношения к людям сначала сама! Например, судебное какое-то дело!

Приведите примеры честного, справедливого отношения между людьми.

4. Покахонтас, толерантность

(включается мульт покахонтас)

Какую черту характера в духовной жизни человека вы здесь увидели? Чему данный фрагмент мультфильма может научить вас и детей?

Что, по вашему мнению, значит толерантность?

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением. Толерантное отношение проявляется не только к людям с другим мировоззрением и цветом кожи, но и к людям с ограниченными возможностями. К некоторым таким проблемам наше общество уже нашло подход и неплохо справляется. Например, существуют специальные школы развития для таких людей, создают аппараты для привычного образа жизни (слуховые, собаки-поводыри, коляски).

Что ещё делает современный мир для разрешения проблем отношения к таким людям?

Где и как проявляется наша толерантность?

Проявление толерантности может быть только к вышеперечисленным людям? (полные люди, люди с неидеальной внешностью)

Приведите примеры не толерантного отношения к людям.

Насколько важна толерантность в нашей жизни?

Толерантность в нашей работе, как мы должны её показать?

5. Смешарики, Дружелюбие

(включается мульт смешарики)

Какую черту характера в духовной жизни человека вы здесь увидели? Чему данный фрагмент мультфильма может научить вас и детей?

Чем для вас является дружелюбие?

Дружелюбие – это доброжелательное расположение к кому-либо, это миролюбие, симпатия, товарищество.

Миролюбивое общение, и как следствие – создание положительного впечатления, знакомство с новыми и интересными людьми. Проявление дружеской симпатии позволяет приобрести самое ценное для многих людей – общение. Минус дружелюбного отношения – навязчивость. Проявление навязчивого отношения не приведёт к дружбе, если человек не расположен к общению. Дружеское расположение даёт возможность иметь надёжных и преданных друзей. Настоящие друзья являются надёжной опорой в трудные для человека жизненные периоды. Умение выслушать, проявить участие и заботу, оказать необходимую поддержку поможет искреннее дружелюбие.

Скажите, важно ли дружелюбие в нашем мире? К чему бы привело не дружелюбное отношение людей друг к другу?

Приведите примеры не дружелюбного отношения к людям? К животным? К окружающей среде?

6. Монстры на каникулах, любовь к семье

(включается мульт монстры)

Какую черту характера в духовной жизни человека вы здесь увидели? Чему данный фрагмент мультфильма может научить вас и детей?

Чем для вас является любовью к семье?

Любовь к семье может рассматриваться и трактоваться по-разному. Это может быть и любовь между женой и мужем, отцом и сыном, братом и сестрой, домашнего питомца и хозяев, бабушки и внучки. Но самая сильная любовь. Родительская любовь — поведенческие и эмоциональные проявления родительского инстинкта у человека. Родительская любовь с одной стороны включает в себя биологические инстинкты, общие у человека с другими животными, а с другой стороны представляет собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры.

Приведите примеры проявления такой любви.

Как мы можем показать такую любовь через учение для школьников? Какие мероприятия тому способствуют? (день матери)

Чем чревато через чур сильная любовь родителей к ребёнку?

Приведите примеры последствий через чур сильной любви. (гибель, курение, плохая компания)

Как может и должен помочь учитель такой семье?

Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности ребёнка уже в младенческом возрасте. Без их активного участия нельзя говорить о полноценном развитии личности ребенка. Чтобы семья стала хорошей школой, а школа хорошей семьёй необходимо их правильное и тесное взаимодействие.

С переходом в школу обязанности по заботе о детях никто с родителей не снимает, они обязаны обеспечить получение детьми образования. Таким образом, законодатель должен предоставить родителям право влиять на ход учебного процесса: они могут влиять на содержание и расписание внеурочной деятельности, помогать в организации внеучебной деятельности класса и принимать в ней участие, при необходимости присутствовать на уроках. На родительских собраниях родители учащихся могут быть активными участниками дискуссий, тренингов и т. п. Другими словами жизнь ребёнка в школе никогда не будет полноценной, если родители не будут проявлять большой интерес в его школьной жизни, также самая поддержка будет являться любовью к своему ребёнку.

Вывод: все качества человека важны, они формируют личность человека, его мировоззрение, душу и чувства. Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.01.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области