Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Круглый стол для педагогов «Кинезиологические техники для речевого развития»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 «Умка Металлург» г. Карабаша»

Круглый стол

«Кинезиологические техники для речевого развития»

Воспитатель: Е.Ф.Файзулина

«Детский сад № 9»

АПРЕЛЬ 2024.

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

Развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих различные речевые нарушения.

- Уважаемые коллеги! Давайте вместе с вами разберем причины возникновения данной проблемы? Почему могут быть нарушены речевые, познавательные функции ребенка? (осложнение при беременности, сложные роды, гипоксия плода, черепно- мозговые травмы, инфекционные заболевания)

«Мы слушаем ушами, а слышим — мозгом. Смотрим глазами, а видим —мозгом», утверждает Т.Черниговская, нейропсихолог, психолингвист, глава Института когнитивных исследований СПбГУ. Следовательно, развивая и корректируя речь ребёнка, необходимо учитывать особенности строения мозга человека. Он состоит из правого и левого полушарий, между ними находится мозолистое тело (пучок нервных волокон, соединяющих два полушария). Мозолистое тело необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. При нарушении межполушарного взаимодействия у детей наблюдаются проблемы в развитии, усвоении новых знаний, выстраивании взаимоотношений со сверстниками, выражении эмоций и так далее. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем более высоким будет интеллектуальный уровень дошкольника. В развитии межполушарного взаимодействия и помогает кинезиология.

Что такое кинезиология?

Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука, т. е. наука о движениях. Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

В 1970–х годах американским психологом, доктором наук в области образования Полом Деннисоном в Калифорнии была разработана программа под названием «Гимнастика Мозга». Деннисон разработал систему быстрых, простых специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся, не зависимо от его проблемы. Его девизом служило следующее изречение : «Движение – дверь в обучение» .То есть, осуществляет развитие по принципу от движения к интеллекту.

Кинезеология – это моторное развитие, позволяющее нарастить новые нейронные связи. Чем больше образуется нейронных связей, тем развитее интеллект. Когда человек осваивает что-то новое для себя, он наращивает нейронные связи

Суть кинезеологических упражнений в том, что различного рода движения стимулируют зоны мозга

Основной принцип – одновременная синхронная работа или перекрестные движения обеих рук или ног.

Именно такие упражнения развивают согласованную работу двух полушарий. Если задействовать еще разные типы восприятия одновременно (зрение, слух, движение, речь, то это позволяет наращивать максимальное количество нервных связей и усилить эффективность.

В России «Гимнастика Мозга» появилась в 1988 г. Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у детей.

Самый благоприятный период для интеллектуального, речевого развития – это возраст до 8-10 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.

Кинезиологические упражнения оптимально проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Эти упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный

(накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и

оптимизации интеллектуальных процессов.

Занятия проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от точности выполнения приемов, от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания усложняются, объём заданий увеличиваться, наращивается темп выполнения заданий. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день.

В чем преимущество использования кинезиологических упражнений? Прежде всего в том, что они не требуют больших материальных затрат и большого количества времени.

Этапы использования кинезиологических упражнений :

1. Разучиваем с дошкольниками кинезиологические упражнения, отрабатывая технику выполнения движения.
2. Затем, решая задачи развития речи, добавляем к этим упражнениям речевое сопровождение;
3. Подключаем движение языка к движениям рук;
4. Сочетаем дыхательные и двигательные упражнения;
5. Дополняем двигательные упражнения учебными действиями, связанными с мыслительной деятельностью (отбором, классификацией, различением).

Кинезиологические упражнения условно можно разделить на несколько видов: 

Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно- двигательного аппарата.

Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие . Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы .

Упражнение для развития мелкой моторики - стимулируют речевые зоны головного мозга . Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, стимулируют развитие речи.

Массаж - воздействует на биологически активные точки . Кинезиологический массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления, гармонизируют работу головного мозга.

Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию напряжения . Эти упражнения полезно предлагать детям, которые чем – то расстроены, не могут успокоиться после драки, ссоры; педагогам после тяжелого дня.

Кинезиологические упражнения можно использовать как в развивающей деятельности, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.

Таким образом,применяя в работе кинезиологические упражнения, мы пробуждаем интерес к занятиям, формируем умение понимать словесные инструкции, развиваем темпо-ритмическую, интонационную речь, внимание, память, обогащаем словарный запас, формируем связную речь.

Уважаемые, коллеги! Я предлагаю вам выполнить некоторые упражнения!

Растяжки: «Дерево»Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не расслабятся.

Дыхательные упражнения: «Свеча» Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

Глазодвигательные упражнения: «Глаз – путешественник» Развесить в разных углах и по стенам группы различные рисунки игрушек, животных и т.д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет названный воспитателем.

Телесные движения: «Перекрестное марширование» Любим мы маршировать, руки, ноги поднимать. Нужно шагать, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем, шагать касаясь рукой одноименного колена. Сделать 6 пар движений. Закончить касаниями по противоположной ноге.

Упражнения для развития мелкой моторики: «Домик» Мы построим крепкий дом, Жить все вместе будем в нем. Соединить концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с нажать на пальцы левой руки. Отработать эти движения для каждой пары пальцев. (10 раз)

«Лезгинка» Любим ручками играть и лезгинку танцевать.

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в

течении 6-8 раз.

«Ухо-нос» Левой рукой взяться за кончик носа, правой - запротивоположное ухо, затем одновременно опустить руки, хлопнуть в ладоши и поменять их положение.

«Кулак - ребро-ладонь» Ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе, распрямленная ладонь на столе.

Выполняется сначала правой рукой, затем - левой, потом – двумя руками вместе.

«Цепоччка» большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой- указательный, большой средний и т.д.(автоматизация звука в слоге, слове, словосочетании)

Массаж:Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.(кнопки мозга)

Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области