"Путешествие по стране финансовой грамотности"(старшая группа)
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Закрепление полученных экономических знаний в разных видах экономической деятельности. Расширять социальные представления о современном обществе.
Задачи:
- воспитывать социально - личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги - с одной стороны и нравственными понятиями: такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;
- закреплять представления детей об экономических понятиях: деньги, семейный бюджет: доход и расход; формирование положительных взаимоотношений детей.
- выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас;
- закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации;
- формировать двигательную активность детей.
Оборудование: разрезные картинки, конверт, монеты шоколадные, пластмассовые игрушки, муляжи овощей и фруктов, хлеб, сундучок.
Ход занятия.
Давайте поздороваемся и с нашими гостями.
Воспитатель: Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте узнаем от кого оно и что в нем написано: «Здравствуйте ребята, меня зовут Буратино, надеюсь вы меня знаете. У меня сегодня для вас есть сюрприз, но чтобы его получить вам нужно пройти несколько испытаний. Я для вас приготовил интересные задания, надеюсь вы с ними справитесь. Желаю удачи! »
Воспитатель: "Дети, ну что вы готовы выполнить задания?
Дети: Да
Воспитатель: Путешествие у нас будет не простое. Если мы справимся с заданиями, всех ждет сюрприз!
1 задание «Финансовая школа»
Воспитатель: Отгадайте загадку:
«Бывают они медные, блестящие, бумажные,
Но для любого из людей, поверьте, очень важные!
Что это?» (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно - «деньги».
А как называются Российские деньги (Ответы детей).
Ребята, раз мы заговорили про деньги, скажите, всё ли можно купить за деньги? (Ответы детей)
Дидактическая игра "Можно и нельзя" (Здоровье? Хлеб? Счастье? Игрушки? Радость? Книги? Одежду? Посуду? Дружбу? Удачу?)
Воспитатель: Да, деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. А где же люди берут эти деньги? (Ответы детей).
Воспитатель: Совершенно верно. Люди работают. Их труд оплачивается.
2 задание «Сказки»
Воспитатель: - И выполняем следующее задание.
- Ребята, нам предлагают ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту иллюстрацию:
1. Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)
2. Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)
3. Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)
4. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)
5. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала себе подарок на именины? (Муха-Цокотуха)
Мы бежали по дорожке (бег на месте)
Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)
Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы,
обеими руками одновременно)
Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)
Воспитатель: Ребята, отдохнули? Отправляемся на следующую остановку.
3 задание «Магазин»
Воспитатель читает задание от Буратино: Ребята, на днях я захотел купить себе туфли, и зашел в магазин, но туфли там не продавали, а продавали продукты. Пошел в другой магазин, но там продавали хлеб, туфли там тоже не продавали… И тут я задумался, ведь у нас много магазинов и все они разные. А все вы знаете, что магазины бывают разные, ответьте мне на вопросы: В каком магазине мы будем туфли покупать? (в обувном магазине) В каком магазине мы будем покупать хлеб? Овощи и фрукты? Продукты? Одежду? Книги?
- И вот следующее задание? Нужно разобрать товар по магазинам? (овощной, рыбный, булочная, кондитерская)
- Чтоб выполнить задание, вам нужно разделиться на группы
- И с этим заданием вы справились.
4 задание «Озеро загадок» Кинетический песок или различная крупа: фасоль, рис, горох + коробочки из под киндера внутри записки.
Воспитатель: Ну что же отыщите в песке (крупе) загадку и отгадку назовите.
Отправляемся на озеро загадок (в контейнере с кинетическим песком лежат коробочки с загадками, дети по очереди ловят рыбу, воспитатель загадывает загадки детям)
1. И врачу, и акробату
Выдают за труд …
(Зарплату)
2. Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата?
(Банкомат)
3. Как ребёнка нет без мамы,
Продажи нету без…
(Рекламы)
4. Всё, что в жизни продаётся,
Одинаково зовётся:
И крупа, и самовар
Называются …
(Товар)
5. На товаре быть должна
обязательно …
(Цена)
6. Чтоб хранить свои доходы
На карманные расходы
Хрюшка требуется мне,
Та, что с дыркой на спине.
(Копилка)
Воспитатель: Молодцы, следующее задание.
5 задание
Воспитатель: Ребята, а что мама берет с собой, когда отправляется в магазин?
Дети: Кошелёк
Воспитатель: А что у неё в кошельке?
Дети: Деньги (купюры и монеты)
Воспитатель: Правильно, они лежат в кошельке в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные, т. е. электронные. Их у нас в наличии нет, а они есть в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них.
Дети рассказывают о пластиковых карточках, о их назначении.
Воспитатель: Замечательно.
Словесная игра «Скажи наоборот»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Молодцы! Всё правильно называете.
Дидактическая игра «Сложи картинки с денежными единицами»
(Дети предлагают собрать купюры и посмотреть на них.)
6 задание «Семейный бюджет»
Воспитатель: Семейный бюджет я считаю: то складываю, то вычитаю.
Любые деньги любят счёт.
Мама в семейный кошелёк их кладёт.
Все деньги в вашей семье, которыми она может распоряжаться, называются бюджетом.
Ребята, вы знаете, где можно хранить деньги? (Ответы детей).
В кармане можно? (Ответы детей).
А у кого есть копилка? (Ответы детей). Опишите свою копилку.
Воспитатель: Когда я была маленькой, у меня тоже была своя копилка. Подросла, узнала, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. И за то, что люди принесли свои сбережения в банк, через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё, то есть начисляет проценты.
Воспитатель: Существуют ещё такие понятия: доход и расход. Подсчет доходов и расходов – это и есть бюджет.
Доход- это деньги, полученные в результате работы.
Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей и продуктов.
Игра: «Доход-расход»
А сейчас я вам предлагаю поиграть в «Доход - расход» : Я начну читать сейчас, а вы хором отвечайте: доход или расход.
Папа получил зарплату - доход
Бабушка заболела - расход
Выиграл приз - доход
Потеряла кошелёк - расход
Продала бабушка пирожки - доход
Заплатили за квартиру - расход
Нашли монетку - доход
Купили куклу - расход
Воспитатель: А почему иногда, когда вы просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?
(Ответы детей)
Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет.
Когда оплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.
7 задание «Кошелек»
Воспитатель: Последнее задание.
- У каждой монеты — есть дом, в котором они живут.
- Как он называется? (кошелек)
Воспитатель: А вот и сюрприз от Буратино - красивые кошельки с денежкой внутри.
Молодцы! Вы успешно прошли все испытания.