Содержание
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие» (Приложение)
«Физическое развитие» (Приложение)
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности детей группы №8, и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Реализация рабочей программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1. Образовательная деятельность (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение);
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов;
3. Самостоятельная деятельность детей.
Содержание рабочей программы включает совокупность
психологических и физиологических особенностей воспитанников образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально - коммуникативному, познавательно - речевому и художественно - эстетическому развитию.
Данная рабочая программа разработана на основании Федеральной образовательной программы дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 10280) и ФГОС ДО.
Срок реализации Программы - 1 год (2023 - 2024 учебный год).
Актуальность данной Рабочей программы состоит в том, что она обеспечивает полноценное формирование и развитие личности детей раннего возраста (третий год жизни) в различных видах и формах общения, взаимодействия и деятельности с учётом возрастных, индивидуальных в условиях их пребывания в Доме ребенка.
Цель рабочей программы: Обеспечение возможности гармоничного, целостного развития личности детей раннего возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей на основе духовно–нравственных ценностей российского народа, исторических и национально–культурных традиций в условиях нахождения воспитанника в Доме ребенка.
Для реализации поставленной цели программа ставит перед собой решение следующих задач:
1.2. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1. Конституция РФст.43, 72.
2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
4. Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статью 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации”»
5. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам воспитания обучающихся»
6. Обновленный ФГОС ДО - Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 № 72264)
7. Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
8. Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 № 71847)
9.«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.20г. 2.4.3648 – 20.
10. Устав ГКУЗ Калужской области « Дом ребенка специализированный для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики»
11. Дополнительная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности «Гармония» (авторы: Трояновская Н.М., Терехова Т.А., Королева А.А., Асоскова С.М., Дехова И.В.)
1.3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Для детей второго года жизни
• ребенок проявляет инициативу в общении со взрослыми и сверстниками;
• ребенок проявляет интерес к себе, желание участвовать в совместной деятельности, игре, развлечении;
• ребенок умеет группировать однородные предметы по одному из трех признаков (величина, цвет, форма) по образцу и словесному указанию;
• ребенок способен обобщать, узнавать и стремится называть предметы и объекты, изображенные на картинке (в том числе и объекты природы);
• у ребенка сформированы элементарные представления: о самом себе – о своем имени; о внешнем виде; о своих действиях; о желаниях; о близких людях; о пище; о блюдах; о ближайшем предметном окружении; о личных вещах; о некоторых конкретных, близких ребёнку, ситуациях общественной жизни;
• ребенок умеет узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними;
• ребенок понимает слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение; понимает речь взрослого и выполняет его просьбы; выполняет несложные поручения;
• ребенок использует накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно; воспроизводит за взрослым отдельные слова и короткие фразы; употребляет несложные для произношения слова и простые предложения;
• ребенок с удовольствием слушает чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением; договаривает (заканчивать) слова и строчки знакомых песенок и стихов;
• ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения, игровые действия под музыку;
• ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование);
• ребенок начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
Для детей третьего года жизни
1.5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ГРУППЫ №8 «Ягодка»
В начале года была проведена педагогическая диагностика с целью выявления индивидуальных особенностей, речевого развития, КГН, путём наблюдения за деятельностью и активностью каждого ребёнка и выявили:
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ
Режим дня – это определенное, организованное распределение периодов бодрствования и сна, оздоровительных и гигиенических процедур, приема пищи, занятий детей.
Режим группы учитывает то обстоятельство, характерное для Дома ребенка, что дети находятся в группе круглосуточно.
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ | ХОЛОДНОЕ ВРЕМЯ ГОДА | ТЕПЛОЕ ВРЕМЯ ГОДА |
ПОДЪЕМ, ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ, ИГРЫ | 7.00 | 7.00 |
ЗАВТРАК | 8.00 -8.30 | 8.00 -8.30 |
ОСМОТР ВРАЧОМ, ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ | 8.30 -9.45 | 8.45 – 11.35 |
СОК | 9.45 | |
ПРОГУЛКА | 10.00 -11.35 | |
ОБЕД | 11.45 – 12.00 | 11.45 – 12.00 |
СОН (ПОДЬЕМ ПО МЕРЕ ПРОБУЖДЕИЯ) | 12.00 -15.00 | 12.00 -15.00 |
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ | 15.00 -15.30 | 15.00 -15.30 |
ПОЛДНИК | 15.30 | 15.30 |
ЗАНЯТИЯ, ИГРЫ | 16.00 -17.00 | 16.00 -16.30 |
ПРОГУЛКА | 17.00 -19.00 | 16.30 -19.00 |
УЖИН | 19.00 | 19.00 |
ИГРЫ, ПОДГОТОВКА КО СНУ | 19.30 -20.30 | 19.30 -20.30 |
НОЧНОЙ СОН | 20.30 | 20.03 |
2.2 СИСТЕМА ЗАКАЛИВАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Закаливание — система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспособиться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты.
Правильно, в соответствии с возрастом построенный режим дня и его строгое выполнение — одно из важнейших условий для нормального физического и нервно-психического развития ребенка.
Закаливающие мероприятия
Мероприятие | Время проведения |
Умывание | Ежедневно |
Ножные ванны | Ежедневно |
Душ | Ежедневно в теплый период Через 2 дня в холодный период |
Хождение босиком | Ежедневно |
Воздушные ванны, солнечные ванны, купание в бассейне | Ежедневно, в летний период |
Прогулка на свежем воздухе | Ежедневно, два раза в день |
2.3. СИСТЕМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Система оздоровительных мероприятий - это спланированная система мероприятий оздоровительного, познавательного и развлекательного характера, направленная на удовлетворение потребности растущего организма в движении, творческой деятельности и отдыхе.
Система оздоровительных мероприятий
Мероприятие | Время проведения |
НОД по физкультуре | 3 раза в неделю |
Оздоровительные паузы в НОД и свободной деятельности детей | Ежедневно |
Утренняя гимнастика | Ежедневно |
Осмотры врачом | Ежедневно |
Гимнастика после сна | Ежедневно |
Прогулки | Ежедневно |
Индивидуальная работа по развитию основных движений | Ежедневно |
Дозированная ходьба (прогулки по территории) | Ежедневно |
Нетрадиционная гимнастика (приемы релаксации; минуты тишины; психогимнастика; артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика) | Ежедневно |
Ситуации общения, беседы о здоровом образе жизни | Ежедневно |
2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА
Двигательный режим в Доме ребенка включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При организации рационального двигательного режима учитываются:
Содержательная сторона двигательного режима дошкольников направлена на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.
Система двигательного режима
Мероприятие | Время проведения | Место проведения |
Утренняя гимнастика | Ежедневно | Группа |
Двигательная разминка в перерывах между занятиями | Ежедневно | Группа |
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке | Ежедневно | На участке, в течение прогулки |
Гимнастика после сна | Ежедневно после ночного и дневного сна | Группа |
Нетрадиционная гимнастика (приемы релаксации; минуты тишины; психогимнастика; артикуляционная гимнастика; пальчиковая гимнастика) | Ежедневно в течение дня | Группа, музыкальный зал, спортивный зал, Сенсорная комната |
НОД по физкультуре | 3 раза в неделю | Спортивный зал, на участке, в теплое время года |
Индивидуальная работа по развитию движений | Ежедневно | Группа, на участке, во время прогулки, музыкальный зал, спортивный зал |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Музыкальный зал |
Музыкальные развлечения | 2 раза в неделю | Музыкальный зал |
Спортивный досуг и развлечение на прогулке | 1 раз в неделю | Спортивный зал, группа; на участке во время прогулки |
Самостоятельная двигательная активность детей | Постоянно. Длительности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и их состояния здоровья | Ежедневно в помещении и на открытом воздухе |
2.5. РАСПИСАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сетка занятий группы №8 "Ягодка"
Занятие (9.00 – 9.30) | Занятие на прогулке | Занятие (16.00 – 16.30) | Занятие на прогулке | |
понедельник | Лепка | Ориентировка в окружающем | Рассматривание картины Р/р (расширение представлений, ориентировка в окружающем) | Сенсорика (цвет) |
Зал № 1 по п/у 10.30 – 12.00 | ||||
вторник | ФК в зале (9.00 – 10.00) | Наблюдение за окружающим (величина) | Конструирование из стр. материала | Сенсорика (форма) |
Зал № 2 по п/у 10.30 – 12.00 | ||||
среда | ЧХЛ, рассматривание иллюстраций | Экскурсия по территории | Музыка 16.00 | Игры с природным материалом |
Зал № 1 по п/у 10.30 – 12.00 | ||||
четверг | рисование | Наблюдение за явлениями природы | ФК в зале 16.00 | Прогулка по участкам |
ЛФК по п/у 10.30 – 12.00 | ||||
пятница | Музыка 9.35 | Рассказ без показа | сенсорика | Р/р (Д/и для разв. слухового восприятия) |
Сенс. комн. по п/у 10.30 – 12.00 | ||||
суббота | Показ – инсценировка | Р/Р (Д/и на развитие звукоподражания) | Р/Р (показ предметов в действии) | Наблюдение за окружающем (р/р) |
воскресенье | Сенсорика (цвет) | Наблюдение за окружающим (р/р) | Конструирование - сенсорика (сравнение по величине) | Набл. за природными явлениями |
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ПЕРСПЕКТИВНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ НА ГОД
Месяц | Неделя | Тема недели | Цель | Пополнение развивающей среды |
Сентябрь | 1-2 | Овощи | Формирование у детей представлений о свойствах, особенностях, значении овощей | 1.Серия предметных картинок «Овощи», 2.Муляжи овощей, 3.Подбор серии стихотворений и рассказов на тему «Овощи» 4.Подбор серии Дидактических игр на тему «Овощи» 5.Подбор серии мультфильмов и аудиозаписей на тему «Овощи» 6.Подбор пальчиковых игр по теме «Овощи» 7. Подбор малоподвижных игр по теме «Овощи» 8.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Овощи» |
Сентябрь | 3-4 | Фрукты | Формирование у детей представлений о свойствах, особенностях, значении фруктов | 1.Серия предметных картинок «Фрукты», 2.Муляжи фруктов 3.Подбор серии стихотворений и рассказов на тему «Фрукты» 4.Подбор серии Дидактических игр на тему «Фрукты» 5.Подбор серии мультфильмов и аудиозаписей на тему «Фрукты» 6.Подбор пальчиковых игр по теме «Фрукты» 7. Подбор малоподвижных игр по теме «Фрукты» 8.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Фрукты» |
Октябрь | 1-2 | Осень | Знакомство детей с основными признаками времени года «Осень» Расширение кругозора детей. Формирование любознательности и интереса к природным явлениям (времена года) | 1.Наборы образных картин на тему «Осень в лесу»; «Осень в городе»; «Осенние забавы»; «Осенняя одежда» 2.Набор одежды для сюжетной игры «Соберем куклу на осеннюю прогулку 3.Стихи и рассказы на тему «Осень» 4.Мультфильмы и аудиозаписи на тему «Осень» 5.Подбор пальчиковых игр по теме «Осень» 6. Подбор малоподвижных игр по теме «Осень» |
Октябрь | 3-4 | Транспорт | Знакомство детей со значением обобщающего понятия –транспорт; с особенностями строения и функционирования транспорта; разнообразием транспорта | 1.Набор серии предметных картинок «Транспорт» 2.Набор демонстрационного материала по теме «Транспорт» 3.Набор сюжетных картинок по теме «Транспорт» 4.Оформление в группе игрового центра по теме «Транспорт. Водители» 5.Набор игр вкладышей по теме «Транспорт» 6.Набор книг с рассказами и иллюстрациями по теме «Транспорт» 7.Подбор серии раскрасок по теме «Транспорт» 8.Подбор пальчиковых игр по теме «Транспорт» 6. Подбор малоподвижных игр по теме «Транспорт» |
Ноябрь | 1-2 | Домашние животные (питомцы) | Формирование у детей представлений о домашних питомцах (собака, кошка, попугай, рыбки и т.д.) О разнообразии домашних питомцев, особенности ухода за ними, их значении для человека. | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Домашние питомцы». 2.Образные игрушки домашних питомцев 3.Подбор литературы по теме «Домашние питомцы» 4.Разрезные картинки (2-3 части) по теме "Домашние питомцы") 5.Подбор видео- и аудио- материала по теме «Домашние питомцы) 6.Подбор пальчиковых игр по теме 7. Подбор малоподвижных игр по теме |
Ноябрь | 3-4 | Домашние животные (скот) | Формирование у детей представлений о различии домашних и диких животных. Дать представление о понятии – домашний скот.познакомить детей с такими представителями скота как корова, свинья, коза, овца, лошадь и др. Формирование у детей представлений об особенностях ухода человека за домашним скотом | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Домашний скот». 2.Образные игрушки домашних животных 3.Подбор литературы по теме «Домашние животные (скот)» 4.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Домашние животные (скот)» 5.Пазлы – вкладыши по теме «Домашний скот» 6.Прищепки «Домашние животные» 7.Подбор серии раскрасок по теме «Домашний скот» 8.Подбор видео- и -аудио материала по теме «Домашний скот» Подбор пальчиковых игр по теме 6. Подбор малоподвижных игр по теме |
Декабрь | 1-2 | Зима. Зимние забавы | Знакомство детей с основными признаками времени года «Зима» Расширение кругозора детей. Формирование любознательности и интереса к природным явлениям (времена года). Знакомство детей с основными зимними забавами, их особенностями и значением. | 1.Серия сюжетных картинок по темам «Зима» и «Зимние забавы» 2.Наборы для элементарной опытнической деятельности (изучение свойств снега) 3.Санки, лопаты, ведра и другие атрибуты для игр со снегом и зимних забав. 4.Наборы кормушек и корм для зимующих птиц 5.Подбор литературы по теме «Зима и зимние забавы» 6.Набор для сюжетно –дидактической игры «Собираем куклу на зимнюю прогулку» 7.Подбор пальчиковых игр по теме 8. Подбор малоподвижных игр по теме |
Декабрь | 3-4 | Елка. Новый год | Знакомство детей с традицией подготовки к Новому и году и особенностями встречи новогоднего праздника. Формирование у детей представления о том, что елка –это символ Нового года. Создание положительного эмоционального настроя в ходе подготовки к празднику , его ожидания и проведения. | 1.Серия сюжетных картинок на тему «Встречаем Новый год» 2.Серия образных картинок на тему «Герои Новогодних праздников» 3.Подбор видео – и аудио- записей на темы «Подготовка к новом году» и «Новый год» 4.Елка, елочные игрушки и новогодние украшения 5.Образные игрушки героев новогодних праздников 6.Подбор новогодних стихов и песен 7.Дидактическая игра «Наряди Елочку к Новому году». |
Январь | 1-2 | Одежда и обувь | Формирование у детей знаний об одежде и обуви. О значении этих атрибутов для человека, функциях и разнообразии. Знакомство детей с зимней одеждой и обувью и их назначением в период Зимы | 1.Серия предметных картинок на темы «Одежда» и «Обувь» 2.Дидактическая игра «Посмотри и назови» 3.Дидактическая игра «Принеси мне» 4.Наборы одежды и обуви для образной куклы 5.Подбор пальчиковых игр по теме 6. Подбор малоподвижных игр по теме 7. Подбор серии раскрасок по теме |
Январь | 3-4 | Части тела и лица | Формирование у детей представлений у детей о своем теле, лице; частях тела и лица, знание их названий. Формирование умений ориентироваться в частях собственного тела и лица. Развитие крупной и мелкой моторики | 1.Иллюстрации на темы «Тело, Части тела» и «Лицо. Части Лица» 2.Картотека физ. минуток на тему «Мое тело и лицо» 3.Подбор малоподвижных игр на тему «Мое тело и лицо» 4.Побор аудио- и видео – материалов на изучаемые темы 5.Дидактическая игра «Чего не хватает?» 6.Картотека пальчиковых игр на темы «Тело» и «Лицо» 7.Картотека артикуляционных игр на тему «Тело» и «Лицо». |
Февраль | 1-2 | Мебель | Формирование у детей представлений о мебели, ее значении для человека, функциях и разнообразии. | 1.Набор серии предметных картинок «Мебель» 2.Набор демонстрационного материала по теме «Мебель» 3.Набор сюжетных картинок по теме «Мебель» 4.Набор игр вкладышей по теме «Мебель» 5.Набор книг с рассказами и иллюстрациями по теме «Мебель» 6. Подбор серии раскрасок по теме 7.Подбор пальчиковых игр по теме 8. Подбор малоподвижных игр по теме |
Февраль | 3-4 | Посуда | Формирование у детей представлений о посуде, ее значении для человека, функциях и разнообразии. | 1. Набор серии предметных картинок по теме «Посуда» 2.Набор демонстрационного материала по теме «Посуда» 3.Набор сюжетных картинок по теме «Посуда» 4.Оформление в группе игрового центра по теме «Кухня» 5. Наборы игрушечной чайной, столовой посуды; посуды для приготовления пищи. 6. Дидактическая игра «Волшебный мешочек» по теме «Посуда» 7.Набор книг с рассказами и иллюстрациями по теме «Посуда» 8.Подбор стихотворений по теме «Посуда» 9. Подбор серии раскрасок по теме 10.Подбор пальчиковых игр по теме 11. Подбор малоподвижных игр по теме |
Март | 1-2 | Дикие животные | Формирование у детей представлений о диких животных, их разнообразии, особенностях жизнедеятельности. Знакомство детей с представителями диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Формирование у детей представлений о различиях в жизнедеятельности диких и домашних животных | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Дикие животные». 2.Образные игрушки диких животных 3.Подбор литературы по теме «Диких животные » 4.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Дикие животные » 5.Пазлы – вкладыши по теме «Дикие животные» 6.Подбор видео- и -аудио материала по теме «Дикие животные» 7. Подбор серии раскрасок по теме 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
Март | 3-4 | Весна | Знакомство детей с основными признаками времени года «Весна» Расширение кругозора детей. Формирование любознательности и интереса к природным явлениям (времена года). | 1.Наборы сюжетных картин на тему «Весна в лесу»; «Весна в городе»; «Весенняя одежда»; 2.Набор одежды для сюжетной игры «Соберем куклу на весеннюю прогулку 3.Стихи,рассказы и загадки на тему «Весна». 4.Мультфильмы и аудиозаписи на тему «Весна» 5.Дидактическая игра «Когда это бывает?» 6.. Подбор серии раскрасок по теме 7.Подбор пальчиковых игр по теме 8. Подбор малоподвижных игр по теме |
Апрель | 1-2 | Игрушки | Знакомство детей со значением обобщающего понятия - «игрушки». Формирование у детей представлений о разнообразии игрушек, их назначении, функциях и свойствах. | 1.Мягкие образные игрушки домашних и диких животных. 2.Образные игрушки -куклы. 3.Игрушки –транспортные средства 4.Наборы игрушечной посуды 5.Наборы игрушечной мебели 6.Наборы игрушечных продуктов питания 7.Наборы кукольной одежды 8.Наборы кукольного постельного белья 9.Наборы игрушек – забав 10.Наборы игрушек –рукавичек. 11.Наборы игрушечного конструктора 12.Игрушечные коляски 13.Игрушечные атрибуты для игры «Больница» 14.Игрушечные атрибуты для игры «Парикмахерская» 15.Игрушечные атрибуты для игры «Мастера» 16.Игрушечные атрибуты для игры «Шоферы» 17. Наборы игрушечных музыкальных инструментов 18. Сюжетные картинки на тему «Игрушки» 19.Предметные картинки на тему «Игрушки» 20.Аудио- и видео – материалы на тему «Игрушки» |
Апрель | 3-4 | КГН. Туалетные принадлежности | Формирование у детей представлений о необходимости ля здоровья знать и развивать свои культурно –гигиенические навыки. Знакомство детей с основными атрибутами КГН (полотенце, мыло, расческа, вода, зубная паста, зубная щетка, шампунь, салфетка) | 1.Предметные картинки средств гигиены. 2.Сюжетные картинки по теме «Культурно гигиенические навыки» 3.Игровые атрибуты (расчески, полотенца, салфетки, емкости «Шампунь», безопасные зеркала) 4.Набор для Сюжетно –дидактической игры «Купание куклы» 5.Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (предметы гигиены) 6.Аудио–и видео- материалы на тему «Культурно -гигиенические навыки» 7.Подбор литературы на тему «Культурно- гигиенические навыки» 8.Подбор бесед на тему «Культурно гигиенические навыки» 9.Картотека пальчиковой гимнастики на тему «Культурно гигиенические навыки» 10.Подбор серии раскрасок по теме 11. Подбор малоподвижных игр по теме |
Май | 1-2 | Птицы | Знакомство детей с птицами. Формирование представление об особенностях строения птиц, их жизнедеятельности, многообразии. | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Птицы». 2.Образные игрушки птиц 3.Подбор литературы по теме «Птицы » 4.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Птицы» 5.Пазлы – вкладыши по теме «Птицы» 6.Подбор видео- и -аудио материала по теме «Птицы» 7. Подбор серии раскрасок по теме 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
Май | 3-4 | Дома, улицы, транспорт | Формирование у детей представлений об особенностях улицы, структурных частей улицы (проезжая часть, тротуар), о разнообразии и многофункциональности домов и транспорта. Формирование у детей основ правил безопасного поведения на улице. | 1.Наборы сюжетных картин на тему «Улицы города»; «Транспорт на улице»; «Дома на улицах города»; 2.Наборы конструктора для сюжетно –дидактической игры «На городских улицах» 3.Стихи и рассказы на тему «Улицы. Транспорт. Дома». 4.Мультфильмы и аудиозаписи на тему «Улицы. Транспорт. Дома» 5.Дидактическая игра «Возьму и подниму» 6.Наборы игрушечного транспорта, фигурок людей, домов для сюжетно–дидактической игры «Мы гуляем по улице» 7. Подбор серии раскрасок по теме 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
Июнь | 1-2 | Лето | Знакомство детей с основными признаками времени года «Лето». Расширение кругозора детей. Формирование любознательности и интереса к природным явлениям (времена года). | 1.Наборы образных картин на тему «Лето в лесу»; «Лето в городе»; «Летняя одежда»; «Летние забавы». 2.Набор одежды для сюжетной игры «Соберем куклу на летнюю прогулку» 3.Стихи и рассказы на тему «Лето». 4.Мультфильмы и аудиозаписи на тему «Лето» 5.Дидактическая игра «Когда это бывает?» 6. Подбор серии раскрасок по теме 7.Подбор пальчиковых игр по теме 8. Подбор малоподвижных игр по теме |
Июнь | 3-4 | Продукты питания | Знакомство детей с основными продуктами питания (хлеб, молоко, яйца, масло, сахар, соль, каши, супы и т. д.). Формирование представлений об особенностях приготовления пищи и ее значении для жизнедеятельности человека. | 1.Предметные картинки на тему «Продукты питания». 2.Сюжетные картинки по теме «Продукты питания» 3.Игровые атрибуты (муляжи овощей, фруктов, хлеба, мясных продуктов, молочных продуктов) 4.Набор для сюжетно –дидактической игры «Готовим еду на кухне» 5.Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (продукты питания) 6.Аудио– и видео- материалы на тему «Продукты питания» 7.Подбор литературы на тему «Продукты питания» 8. Подбор серии раскрасок по теме 9.Подбор пальчиковых игр по теме 10. Подбор малоподвижных игр по теме |
Июль | 1-2 | Насекомые | Знакомство детей с насекомыми. Формирование у детей представлений об особенностях строения насекомых, их жизнедеятельности, многообразии, пользе для человека и мира природы. | 1. Набор серии предметных и сюжетных картинок на тему «Насекомые» 2.Набор демонстрационного материала по теме «Насекомые » 3.Набор игр вкладышей по теме «Насекомые » 4.Набор книг со стихами, рассказами, сказками и иллюстрациями по теме «Насекомые» 5. Картотека артикуляционной гимнастики на тему «Насекомые» 6.Мультфильмы и аудиозаписи на тему «Насекомые» 7. Подбор серии раскрасок по теме 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
Июль | 3-4 | Растения и деревья | Знакомство детей с растениями. Формирование у детей представлений об особенностях строения растений, их жизнедеятельности, многообразии, пользе для человека и мира природы. | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Растения ». 2. Комнатные растения 3.Подбор литературы по теме «Растения» 4.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Растения» 5.Атрибуты для ухода за растениями (лейки, лопаточки, цветочные горшки) 6.Раскраски на тему «Растения» 7.Подбор видео- и аудио- материала по теме «Растения» 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
Август | 1-2 | Цветы | Формирование у детей представлений о диких животных, их разнообразии, особенностях жизнедеятельности. Знакомство детей с представителями диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, белка, еж). Формирование у детей представлений о различиях в жизнедеятельности диких и домашних животных. | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Цветы ». 2. Цветы, растущие на участке группы, на территории Дома ребенка. 3.Подбор литературы по теме «Цветы» 4.Разрезные картинки (2-3 части) по теме «Цветы» 5.Атрибуты для ухода за цветами (лейки, лопаточки, ведра) 6.Раскраски на тему «Цветы» 7.Подбор видео- и аудио- материала по теме «Цветы» 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
Август | 3-4 | Ягоды | Формирование у детей представлений о ягодах, их разнообразии, особенностях произрастания в природе. Знакомство детей с ягодами (земляника, смородина, крыжовник, малина). Формирование у детей представлений о пользе ягод для человека. | 1.Серия сюжетных и предметных картинок по теме «Ягоды ». 2.Ягодные кустарники на территории. 3.Подбор литературы (стихи, рассказы и загадки) по теме «Ягоды» 4. Муляжи - ягоды 5.Атрибуты для сбора ягод (корзиночки) 6.Раскраски на тему «Ягоды» 7.Подбор видео- и аудио - материала по теме «Ягоды» 8.Подбор пальчиковых игр по теме 9. Подбор малоподвижных игр по теме |
4. СИСТЕМА МОНИТОРИНГА
С целью оценки эффективности работы по Программе проводится мониторинг образовательного процесса. Важнейшим способом педагогического мониторинга является систематическое наблюдение за изменениями в разных сферах развития детей, получение информации об индивидуальных особенностях каждого ребенка и динамике его продвижения в развитии.
Мониторинг основан на системе контроля за развитием ребенка разработанный К.Л. Печорой, Г.В. Пантюхиной, Э.Л. Фрухт.
Контроль осуществляется по эпикризисным срокам: 1г.3м., 1г.6м., 1г.9м., 2г., 2г.6м. и 3 года.
Оценка уровня развития ребенка идет по следующим линиям:
Результаты вписываются в индивидуальную «Карту нервно – психического развития и поведения» каждого ребенка. Так же ведется дневник наблюдения (заполняется раз в квартал).
Динамика развития воспитанников фиксируется и анализируется во время медико–педагогических совещаний при участии главного врача, врачей – педиатров, старшего воспитателя, воспитателей группы, педагогов – специалистов, медсестер.
В результате систематического контроля удается не только определить уровень развития каждого ребенка, но и увидеть первоначальные отклонения в его развитии, поведении, а главное, своевременно скорректировать воспитательные задачи, определив для него индивидуальные психолого-педагогические воздействия.
На основе этого в конце месяца разрабатывается карта индивидуального маршрута каждого ребенка.
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Научно-методическая литература