<Object: word/embeddings/_________Microsoft_Office_Word1.docx>
Тема: Роль имён прилагательных в тексте.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: Показать роль имён прилагательных в нашей речи и правильно их употреблять в устной и письменной речи; развивать интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения; развивать организационные умения, умение оценивать результат своих действий, контролировать свою деятельность; воспитывать интерес к русскому языку; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.
Планируемые результаты:
Предметные Познакомятся с текстом – описанием; научатся употреблять имена прилагательные в речи.
Личностные результаты Научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении; смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием.
Универсальные учебные действия (предметные)
Познавательные: показать важность употребления имён прилагательных в русской речи; владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осуществлять сравнение, находить различие и сходство текстов.
Регулятивные: формулировать тему и проблемные вопросы урока.
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Основное содержание темы, понятия и термины
Имя прилагательное. Роль имен прилагательных в тексте. Текст. Типы текстов: Научный, художественный. Текст- описание.
Формы организации деятельности учащихся на уроке: урок-исследование игровая деятельность, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Межпредметные связи. Окружающий мир, литературное чтение.
Образовательные ресурсы
Рабочая программа, учебник русский язык 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России» «Просвещение» 2015г. с.68-69, презентация, карточки для исследовательской работы; карточки для проверки усвоения знаний обучающимися.
Этап урока. Методы и приемы | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. | Почему у кошки хвост? Почему бывает дождик? И вопросам нет конца, Я хочу узнать все это. | Приветствовать учителя, проверять готовность к уроку, | Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. |
Актуализация знаний Словесный: ответы на вопросы Работа в парах. | - Наш урок сегодня пройдёт под девизом: «Хочу всё знать!» - А для того, чтобы открывать новые знания мы должны стать исследователями. - Кто такой исследователь? -У вас на партах лежат карточки с определением этого слова, прочитайте значение и дайте ответ. Словарь (читают) - Исследователь – это человек, создающий или открывающий новые знания. -Сегодня мы проведём свои исследования на уроке русского языка. Всем желаю успехов! Помните: «Исследование создаёт новое знание». 1 шаг- что я знаю. 2шаг –сам открываю свое знание. - Начинаем исследования. Открыли свои исследовательские журналы, записали дату и классная работа. | Работают с определением слова, отвечают на вопрос. | Регулятивные: умение высказывать свое мнение, умение планировать свою учебную работу; умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы. |
Постановка учебной задачи. Диалог. | - Чтобы узнать, что мы будем исследовать, выполним задание, разделите эти слова в группы: норка глубокая лисички красный бантик рыжие -Кто догадался, сколько будет групп? (будет две группы) -Кто определил 1 группу слов? -Кто определил 2 группу? -По каким признакам определили имена сущ-ые? -Для чего нужны имена существительные в русском языке? -По каким признакам определили имена прилагательные? - Понятно значение первого слова? А второго? А третьего? -Что нужно сделать, чтобы значения сущ. были понятны? -Сформируйте словосочетания сущ. + прил. - Для чего нужны имена прилагательные в русском языке? -Э то нам сегодня нужно исследовать. - Сформулируйте тему нашего урока. (Имя прилагательное) - Сформулируйте задачи урока. (Роль имени прилагательного в речи) Тема исследования : «Имена прилагательные и их роль в тексте» | Постановка учебной проблемы, выход на тему урока. (Читают по очереди группы слов) | Познавательные Логические -анализ объектов с целью выделения признаков; -выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки; -выполнение задания тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки. Коммуникативные Совместно договариваться о выполнении задания Личностные: быть толерантным к другому мнению; не бояться собственных ошибок. Регулятивные Целепологание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные Общеучебные Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. Логические Формулирование проблемы. |
Работа в группах Диалог, письменное выполнение. | Приступаем к первому исследованию. - Прочитайте текст на экране. Наступила весна. Светит солнце. Тает снег. Журчат ручьи. - О чём текст? - Чего не хватает в тексте? -Работать будем в группах. -Для этого нужно вспомнить правила работы в группе. Правила работы в группе: 1. Думай, слушай, высказывайся. 2. Уважай мнение других. 3. Коллективно обсуждайте предложения, идеи и приходите к единому мнению. -Посовещайтесь и запишите - вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. Текст для 1 группы: Наступила …весна. Светит… солнце. Тает …снег. Журчат… ручьи. Слова для справок (ранняя, ласковое, последний, говорливые) Текст для 2 группы: На деревьях лопнули… почки. Из земли показалась… травка. Дружно жужжат… пчёлы. Слова для справок (душистые, молодая, трудолюбивые) Текст для 3 группы: Петька бежит по… тропе. …лес наполнен жизнью. Вот … берег ручья. Петя пьёт … воду. Слова для справок (узкой, весенний, низкий, холодную) - Прочитаем текст с прилагательными. Текст для 4 группы: … весна прилетела к нам на … крыльях. … солнце светит и греет. С крыш свисают … сосульки. Слова для справок (ранняя, солнечных ,яркое, прозрачные) Текст для 5 группы: Оживает … лес. В… зелени поют… птицы. По ветвям скачут… белки. Слова для справок (весенний, густой, певчие, проворные) -Читаем по предложению и проверяем имена прилагательные, которые вы подчеркнули. -Для чего же нужны имена прилагательные в русском языке? -Для красоты описания предметов ,чтобы предложения были красивые. - Для точного описания предметов. | Строят грамматические рассуждения. Проверяют работу. | Коммуникативные участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания. Личностные: быть толерантным к чужим ошибкам и другому мнению; не бояться собственных ошибок. |
Физ. Минутка Практический, выполнение упражнений. | - Исследователи устали, им необходимо отдохнуть. | Выполняют физические упражнения. | Личностные: установка на ЗОЖ |
Работа по учебнику стр. 68 Словесный: ответы на вопросы Практический: выполнение упражнений Словарная работа | Отдохнули. Теперь приступаем ко второму исследованию. - Откройте учебники на странице 68, найдите упражнение 119. (выполняется устно) - Прочитайте первый текст. -Прочитайте второй текст. -Определите тип текстов. -В чём их различие и сходство? -Какой текст описывает наиболее точно, какой – более образно? -Где можно встретить каждый из текстов: в художественной, научной или в справочной литературе? -Объясните, с какой целью употреблены имена прилагательные в данных текстах. -Чтобы приступить к третьему исследованию, нужно отгадать загадку У ……. солнышка Лучи не горячи, Что это? (ромашка) (Слова для справок: жёлтенького, белые) -Прочитайте значение слова ромашка у себя на карточках. -Запишите словарное слов в тетрадь, выделите орфограмму, которую нужно запомнить. -Составьте с данным словом предложение. - Слова какой части речи помогли отгадать загадку? - Почему эти слова помогли отгадать загадку? -Отгадайте следующую загадку: Дышит, растёт, А ходить не может. -Что это? (растение) -Прочитайте значение слова растение у себя на карточках. -Запишите словарное слов в тетрадь, выделите орфограмму, которую нужно запомнить. -Составьте с данным словом предложение. | Анализируют текст и его стиль, определяют тип текста, размышляют над значением имён прилагательных в тексте. | Познавательные: общеучебные – владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; логические – осуществляют сравнение, находят различие и сходство текстов; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
Закрепление изученного материала. Практическийсамостоятельная работа. | Приступаем к четвёртому исследованию. - На странице учебника 69 упражнение 120. ( Выполняют письменно) -Прочитайте текст Ивана Соколова - Микитова - Можем ли мы сказать, что это текст-описание? -Докажите. -Какое это описание научное или художественное? - Почему цветок так называется? -Какие прилагательные дают характеристику цветку? - Прочитайте текст без прилагательных. -Изменился текст? Обоснуйте свой ответ. - Какую роль играют прилагательные в речи? -Запишите, текст, вставляя пропущенные буквы. -Проверьте работу у соседа по парте. -Поставьте оценку друг другу. | Записывают предложение | Регулятивные: высказывают своё предположение (версию)на основе жизненного опыта, иллюстрации. |
Итого урока Словесный. Коллективное составление предложения. | - Нравится рисунок? Почему? - Что скажите теперь? - Что общего у рисунка с текстом? -Какую роль выполнил цвет в рисунке и прилагательные в тексте? Обобщая высказывания учащихся, учитель подводит их к выводу о том, как цвет украшает рисунок, так прилагательные украшают нашу речь. -Какое исследование мы провели? - Что такое имя прилагательное? - На какие вопросы отвечает? - Для чего служит? - С какой частью речи связано? - Каким членом предложения является? -Какую роль выполняют в тексте? | Отвечают на вопросы. | Коммуникативные умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других. Познавательные: умение перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт. |
Рефлексия | УРОК (какой?) … НАСТРОЕНИЕ (какое?) … УЧЕНИКИ (какие?) … УЧИТЕЛЬНИЦА (какая?) … - Оцените свою работу на уроке выбрав цвет и геометрическую фигуру. (зелёный круг) Мне всё понятно. Я молодец! (жёлтый квадрат) У меня не всё получилось, но я старался! (красный круг) Мне надо быть внимательнее! | Осмысление полученных знаний, формулирование трудностей, возникших на уроке и путей их решения. | Личностные: уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Домашнее задание | Выполнить упражнение 121. Составить текст – описание в художественном стиле. Составить текст-описание в научном стиле. |