Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации
В детском саду создан психолого-медико-педагогическое консилиум детей (далее - ПМПк) осуществляющий, сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения. В консилиум входят специалисты: учителя – логопеды, педагог-психолог, воспитатели, медицинские работники – медсестра и врач педиатрического отделения ЦГБ, прикрепленные к учреждению. Общее руководство ПМПк возлагается на заведующего учреждения, председателем ПМПк является заместитель заведующего по учебно-воспитательной работе. В МАДОУ ДСКН № 9 г. Сосновоборска осуществляется своевременное выявление детей с ОВЗ: ранняя (с первых дней пребывания ребёнка в учреждение) диагностика отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка с ОВЗ, выявление его резервных возможностей; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей воспитанников; изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребёнка; анализ успешности коррекционно-развивающей работы. Содержание коррекционной работы в учреждении направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечивает: ‒ выявление особых образовательных потребностей детей, обусловленных недостатками в физическом и психическом развитии детей; ‒ осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ГПМПк); ‒ возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в учреждении. В дошкольном учреждении на основании заключений ГПМПК, решения ПМПк организуются подгрупповые и индивидуальные занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Причины необходимости создания модели работы с детьми с ОВЗ: • Поиск оптимальных подходов к организации эффективной коррекционной, воспитательной и образовательной помощи детям; • Необходимость совершенствования методов психологической и коррекционно-- развивающей работы; • Недостаток в специальных знаниях (теоретических работ и научных исследований в области специального образования детей с ОВЗ); • Недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса для лиц с ОВЗ. Цель сопровождения детей с ОВЗ - создание оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада: • На максимальное всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями; • Коррекцию его психофизических недостатков; • Актуальное включение его в окружающую среду; • Подготовку к школьному обучению. Алгоритм сопровождения детей с ОВЗ: • Сбор информации и составление банка данных с ОВЗ; • Повышение психолого-педагогической компетенции и профессиональное самосовершенствование всех участников комплексного сопровождения, в том числе и родителей: • Выбор технологии воспитания и развития детей с ОВЗ; • Разработка основных областей деятельности специалистов сопровождения с учетом комплексности взаимодействия; • Психолого-педагогическая диагностика детей, определение основных направлений коррекционно-развивающей работы, составление АОП/АООП; • Включение родителей в процесс комплексного сопровождения ребенка; • Информирование родителей о результатах работы с детьми; • Оценка эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели; • Проектирование последующей работы с детьми. Этапы организации комплексного сопровождения детей с ОВЗ: 1) Диагностико-прогностический; 2) Коррекционно-формирующий; 3) Оценочно-проективный. Основные направления диагностико-прогностического этапа: • Информация о развитии и воспитании ребенка (анамнез, особенности воспитания в семье); • Всесторонняя оценка интеллектуального развития; • Диагностика развития психических функций; • Оценка психомоторного развития; • Оценка развития эмоционально-волевой сферы; • Оценка поведения и психологических механизмов его регуляции; • Оценка характера и особенностей личности в целом; • Прогноз пути и характера дальнейшего развития ребенка. В процессе диагностики выявляется уровень развития психических функций, определяется, какие из них развиваются наиболее успешно, а какие отстают. Это необходимо, чтобы опираться на сохраненные функции в процессе воспитательно-образовательной работы. Стимулировать развитие отстающих функций рекомендуется с помощью специальных психолого-педагогических приемов. (Параллельно с психологической диагностикой обследование проводится и другими специалистами комплексного сопровождения ребенка, для каждого в своей области). Коррекционно-формирующий этап предполагает ежедневную коррекционно-развивающую работу всех специалистов согласно режиму и расписанию НОД, ежегодное диагностическое обследование детей с ОВЗ в начале и конце учебного года. По результатам обследования на ПМПк определяется стратегия этого этапа работы с ребенком, которая реализуется через АОП/АООП, составляется прогноз развития. В конце курса реализации АОП/АООП проводится диагностика, позволяющая сделать выводы о динамике развития и достоверности прогноза. Основной целью работы на этом этапе является обеспечение позитивных сдвигов в психическом и физическом развитии ребенка и целенаправленное продвижение относительно его собственных возможностей. Оценочно-проективный этап включает: • оценку эффективности совместной деятельности участников сопровождения в рамках разработанной модели в работе с детьми с ОВЗ; • проектирование последующей работы с детьми. Работа ПМПк с педагогическим коллективом: • повышение психологической компетентности педагогов через различные формы просвещения: семинары, практикумы, консультации, беседы, дискуссии; • оказание помощи в профессиональном самосовершенствовании и самореализации; • взаимодействие в системе сопровождения в вопросах анализа совместной деятельности; • разработки АОП/АООП, обсуждение поэтапных итогов, их реализации эффективности; • реализация рекомендаций специалистов ГПМПК. • Взаимодействие с родителями, имеющих детей с ОВЗ: Сотрудничество с родителями - очень непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей обучения, воспитания и коррекции. «Взаимодействие» рассматривается как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. Эффективные формы работы с родителями: • консультации по запросу родителей; • обсуждение проблемных психологических ситуаций, приемов общения, поведения детей и родителей. • информирование родителей о результатах психолого-педагогических обследований, результатах коррекционно-развивающей работы; • знакомство семьи с АОП/АООП; Формы работы с родителями носят как индивидуальный, так и групповой характер. Расширить диапазон взаимодействия с ними позволит работа родительского клуба, где комплексный подход к организации занятий с родителями позволяет наладить взаимодействие детско-родительских отношений и проработать основные психологические проблемы. Прогнозируемые результаты: Дети: • позитивная адаптация к условиям ДОУ; • динамика психического, физического, интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающую работу; • эффективное формирование нарушенных функций; • развитие личности ребенка, развитие навыков общения; • приобретение социального опыта. Педагоги: • развитие психолого-педагогической компетентности, понимание специфики работы с детьми с ОВЗ; • профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приемов работы, разработку индивидуальных программ развития детей с ОВЗ на основе психолого-педагогического прогнозирования; • приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей. Родители: • получение квалификационной медико-психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ; • адекватность установок в отношении перспектив ребенка; • информированность о результатах коррекционно-развивающей работы с ребенком, в том числе в рамках ПМПк ДОУ; • приобретение основ психолого-педагогических знаний по воспитанию ребенка с ОВЗ; • получение психологической поддержки по гар