«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается
с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,
к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Д. С. Лихачев
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Воспитатель Мексичева Е.Д.
В период дошкольного возраста происходит формирование культурно - ценностных ориентаций, духовно - нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, осознание себя в окружающем мире. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании гражданственности и патриотизма.
В связи с этим в рамках организации воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста - 5-7 лет организуются дополнительные занятия, которые способствуют воспитанию гражданственности, а также формированию самосознания, ведь дети являются полноправным члена общества, маленькими гражданами своей страны. В процессе реализации занятия делятся на три блока, которая включает направления: «Я и моя семья», «Я и детский сад», «Мир взрослых», «Мы живём в городе Северодвинск», «Моя страна - Россия», «Страны мира», что помогает достичь цели - воспитать гражданина своей страны!
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста включает
в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Педагоги в своей работе использую разные принципы, которые способствуют системности, преемственности, индивидуализации и обеспечивают психологический комфорт.
Принципы педагогической деятельности по воспитанию гражданственности:
Воспитание гражданственности у старшего дошкольного возраста возможно при
решении комплекса задач:
Работа строится в форме: бесед, посещений городского краеведческого музея (в рамках взаимодействия детского сада и семьи), чтение художественной и познавательной литературы, обсуждение ситуаций, проведение праздников, проигрывания дидактических игр, организации выставок совместного творчества детей и родителей, реализация проектной деятельности.
В воспитании гражданственности у детей дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Большой интерес появляется к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого, традиции семьи, своего народа, края и страны. Также важно формировать у детей представления о людях, которые прославили нашу Родину - известные художники, композиторы, изобретатели, учёные, путешественники. Но и не забывать воспитывать гуманное отношение к людям разных национальностей.
Детский сад - первая ступень в системе образования, а ведущий вид деятельности - игра, поэтому воспитанников мы также знакомим с характерными играми (обряды,
праздники, ярмарки). Важную психологическую сущность этого процесса составляет
формирование положительной мотивации у воспитанников, при которой возникает потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству.
Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации является на наш взгляд актуальным и обязательным, так как это способствует воспитанию маленького человека - гражданина!
Список литературы:
1. Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. - 3-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.
2. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Методическое пособие для ДОУ. 2-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Ривина Е. К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами: Методические рекомендации для дошкольных образовательных учреждений и учителей начальных классов. - М.: АРКТИ, 2003