Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Первая мировая война

.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Задания ОГЭ по обществознанию

4.1. Что такое экономика. Взаимосвязь жизни общества и его экономического развития. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор. Ресурсы и возможности экономики нашей страны

1. Слово «экономика» употребляется в различных значениях. Какой из примеров иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) изучение рынка недвижимости 2) производство новой модели автомобиля

3) прогнозирование спроса на товары 4) выявление законов развития рынка

2. К какому виду экономической деятельности относится продажа автомобилей в автосалоне?

1) производству 2) распределению 3) обмену 4) потреблению

3. Слово «экономика» употребляется в различных значениях. Какой из примеров соответствует значению «хозяйство»?

1) изучение рынка недвижимости 2) продажа акций предприятия

3) прогнозирование спроса на товары 4) выявление законов развития рынка

4. Учащийся 8 класса сделал на уроке сообщение о наиболее востребованных товарах и услугах, представленных на местном потребительском рынке. Сравните два вида экономического продукта: товар и услуга. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

1) результат хозяйственной деятельности

2) блага в вещественной форме

3) блага в форме деятельности

4) обмен осуществляется через куплю-продажу

5. Существует несколько значений понятия «экономика». Что из перечисленного иллюстрирует экономику как науку?

1) оказание населению банковских услуг 2) изучение роли государства в экономике

3) продажа продукции фермерских хозяйств 4) продажа акций предприятий на бирже

6. Существуют различные значения понятия «экономика». Экономику в значении «хозяйство» иллюстрирует

1) производство и распределение материальных благ и услуг

2) объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты

3) исследование причин экономического спада

4) разработка перспективных моделей развития производства

7. В 2008 г. правительство государства Z инициировало широкомасштабные социально-экономические реформы. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им задавали вопрос о тех трудностях, с которыми им приходится сталкиваться (можно было указать не более трёх позиций).

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве; б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняются указанные Вами: а) сходство; б) различие.

8. Существуют различные значения понятия «экономика». Экономику в значении «наука» иллюстрирует

1) оказание бытовых услуг 2) изучение спроса на образовательные услуги

3) производство автомобилей 4) оптовая продажа партии продуктов

9. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) открытие сети ресторанов быстрого обслуживания 2) расчёт показателей государственного бюджета

3) объяснение причин роста инфляции 4) прогнозирование спроса на товары

10. Установите соответствие между примерами и видами экономического продукта: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОДУКТА

А) стрижка волос в салоне красоты

1) товар

Б) стиральная машинка

2) услуга

В) организация туристической поездки

Г) гоночный автомобиль

Д) пара обуви

11. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

1) расширение сети продуктовых магазинов 2) оказание населению услуг по ремонту бытовой техники

3) открытие детской спортивной школы в областном центре 4) анализ причин роста цен на молочную продукцию

12. Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?

13. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) анализ изменения показателей биржевой активности 2) объяснение причин роста инфляции

3) выявление закономерностей формирования спроса 4) оказание населению парикмахерских услуг

14. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

1) продажа продукции фермерских хозяйств 2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) биржевые торги акциями предприятий 4) оказание населению бытовых услуг

15. Что из приведённого ниже иллюстрирует экономику в значении «хозяйство»?

1) экономический прогноз развития добывающих отраслей 2) управление сетью кафе быстрого питания

3) расчёт параметров государственного бюджета 4) анализ изменения курса акций нефтяных компаний

16. Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?

17. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) анализ изменения показателей биржевой активности 2) объяснение причин роста инфляции

3) расчёт показателей государственного бюджета 4) производство товаров и услуг

18. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как науку?

1) оказание населению бытовых услуг 2) выявление факторов роста спроса на услуги

3) продажа продукции фермерских хозяйств 4) биржевые торги акциями предприятий

19. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?

Государство, стратификация, прибыль, власть, издержки производства.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

20. Существует несколько значений понятия «экономика». Что иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) открытие сети продовольственных гипермаркетов 2) расчёт показателей государственного бюджета

3) объяснение причин роста инфляции 4) прогнозирование спроса на товары

21. К какому виду экономической деятельности относится приготовление блюд в ресторане?

1) производству 2) распределению 3) обмену 4) потреблению

22. Экономика – это область знаний, которая изучает

1) законы развития и функционирования общества в целом

2) общественные отношения, возникшие по поводу власти

3) способы распределения ограниченных ресурсов

4) правильное и достойное поведение человека в обществе

23. Существует несколько значений понятия «экономика». Какой пример иллюстрирует экономику как хозяйство?

1) объяснение причин роста инфляции 2) прогнозирование спроса на товары

3) управление сетью супермаркетов 4) расчёт показателей государственного бюджета

24. Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства (кроме предпринимательских способностей) прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?

25. Любой продукт, предназначенный для продажи или обмена на рынке, называют

1) деньгами 2) ресурсом 3) ценой 4) товаром

26. Что иллюстрирует понятие «экономика» в значении «хозяйство»?

1) прогнозирование предложения на бытовую технику 2) расчёт изменения спроса на потребительский кредит

3) оказание населению парикмахерских услуг 4) законы функционирования экономики

27. Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства (кроме предпринимательских способностей) прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?

28. Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства (кроме предпринимательских способностей) прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?

29. Рассмотрите фотографию.

Какой фактор производства прежде всего может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? Объясните смысл данного фактора производства (дайте определение понятия). Чем ограничено предложение данного фактора производства? Как называют доход владельца данного фактора производства?

30. Что иллюстрирует понятие «экономика» в значении «хозяйство»?

1) прогнозирование предложения на автомобили 2) расчёт изменения спроса на потребительский кредит

3) оказание населению бытовых услуг 4) законы функционирования экономики

31. Верны ли следующие суждения об экономических благах?

А. Экономические блага специально производятся для удовлетворения потребностей отдельных людей и общества в целом.

Б. Ограниченность экономических благ заставляет людей рационально хозяйствовать и делать экономический выбор.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется только в условиях рыночной экономической системы.

Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

33. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Ограниченность ресурсов – недостаточность ресурсов для производства благ, способных удовлетворить возрастающие потребности общества.

Б. Ограниченность ресурсов заставляет общество решать проблему экономического выбора.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

34. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?

Производство, государство, кредит, страта, образование.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

35. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется только в условиях рыночной экономической системы.

Б. Проблема ограниченности экономических ресурсов полностью разрешена совместными усилиями развитых стран.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

36. Верны ли следующие суждения об экономических ресурсах?

А. Экономическая деятельность происходит в условиях ограниченности экономических ресурсов.

Б. Общество стремится найти оптимальные пути распределения и использования ограниченных ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

37. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов.

Б. Проблема экономического выбора обусловлена недостаточностью факторов производства и произведённых благ для удовлетворения потребностей общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

38. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов проявляется в принципиальной невозможности одновременного удовлетворения всех потребностей всех людей.

Б. Ограниченность ресурсов порождает проблему экономического выбора.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

39. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика изучает способы распределения обществом ограниченных ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

40. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?

Демократия, страта, государство, спрос, заработная плата.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

41. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Под ограниченностью ресурсов понимают их недостаточность для создания необходимых товаров и услуг в сравнении с безграничными человеческими потребностями.

Б. Ограниченность ресурсов требует от общества разумной организации его хозяйственной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

42. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов связана с их недостаточностью для производства необходимого объёма благ.

Б. Проблема ограниченности ресурсов ощущается даже в развитых странах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

43. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика исследует становление и развитие общества в целом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

44. Рассмотрите фотографию.

Какая сфера общественной жизни может быть проиллюстрирована с помощью данной фотографии? Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального поведения потребителя и кратко поясните каждое из правил.

45. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?

Власть, банк, демократия, наука, сбережения.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

46. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей людей.

Б. Экономика, прежде всего, закрепляет и обеспечивает равенство прав граждан.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

47. Верны ли следующие суждения об экономическом выборе?

А. В основе экономического выбора чаще всего лежит желание субъекта как можно полнее удовлетворить имеющиеся потребности.

Б. Проблема экономического выбора обусловлена ограниченностью экономических ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

48. Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?

А. Экономика обеспечивает людей материальными благами.

Б. Экономика исследует политическую организацию общества, проблемы внутренней и внешней политики.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

49. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Проблема ограниченности ресурсов может быть полностью решена современной наукой.

Б. Ограниченность ресурсов связана с ростом потребностей общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

50. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?

Власть, демократия, налог, государство, предложение производителей.

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

51. Рассмотрите фотографию.

Какой вид экономической деятельности может быть проиллюстрирован с помощью данной фотографии? (Дайте наиболее общее название.) Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите два любых фактора, необходимых для данной деятельности, и кратко поясните их необходимость.

52. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании экономической сферы общественной жизни?

Маркетинг, государство, сбережения, власть, страта.

53. Верны ли следующие суждения об ограниченности экономических ресурсов?

А. Под ограниченностью ресурсов понимают недостаточность производственных ресурсов, необходимых для создания товаров и услуг.

Б. Проблема ограниченности ресурсов определяет необходимость рациональной организации хозяйственной деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

54. Прочитайте текст и выполните задания.

Экономическая теория изучает проблемы, которые касаются всех людей без исключения, поскольку взаимоотношения между отдельными людьми и группами людей в процессе хозяйствования давно стали неотъемлемой частью жизни, так же, как и взаимоотношения человека с природой.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить – какие товары и услуги должны быть произведены и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Даже если срубить, к примеру, все леса, придётся выбирать, чему отдать предпочтение: изготовить из древесины бумагу или строительный материал?

С другой стороны, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одним потребностям рождаются другие.

Если бы человечество располагало неограниченным количеством ресурсов, не было бы необходимости экономить – определять, как наиболее рационально использовать эти ресурсы, изготовить продукт, потратив наименьшее их количество. Если бы можно было производить любой товар в неограниченном количестве или если бы человеческие потребности были полностью удовлетворены, было бы неважно, что какого-то товара произведено слишком много. Не имело бы значения и то, что ресурсы потрачены нерационально. И тогда вряд ли была бы нужда в изучении экономической теории.

Ну а пока экономическая теория пытается решить основную задачу: определить, как наиболее рационально использовать ограниченные ресурсы, чтобы по возможности полно удовлетворить потребности общества.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Какие проблемы изучает экономическая теория? Почему процесс удовлетворения потребностей бесконечен? Какую основную задачу призвана решить экономическая теория? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

Задание №3. На примере любой фирмы проиллюстрируйте три основных вопроса, которые она должна решить. (Сначала назовите вопрос, а затем приведите соответствующий пример.)

Задание №4. Существует мнение, что все ресурсы, затраченные на производство товаров, не относящихся к предметам первой необходимости, тратятся впустую. Приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

55. Прочитайте текст и выполните задания.

Национальная экономика складывается из отраслей промышленности, сельского хозяйства, непроизводственной сферы. Она во многом зависит от тех природных ресурсов, которыми наделила страну природа, от климатического пояса, в котором страна расположена, от численности её жителей.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики.

В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности. В других высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служит сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства – валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год. По величине и ежегодной динамике ВВП можно судить

о том, насколько эффективно функционирует экономика страны, какие тенденции в ней преобладают: ежегодный рост ВВП свидетельствует о развитии экономики, об улучшении благосостояния граждан. Доля ВВП данного государства в мировом валовом продукте позволяет оценить, какую роль оно играет в мировом хозяйстве.

Ещё один важнейший показатель – уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление внутри общества, какое количество того или иного товара может позволить себе приобрести среднестатистический житель.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Каковы три составляющих национальной экономики? Что такое ВВП? О чём свидетельствует ежегодный рост ВВП? (Ответы на три вопроса даются только с опорой на текст.)

Задание №3. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры любых двух мер государственной политики, направленной на рост ВВП, и объясните каждую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание №4. Какие задачи экономического развития стоят перед современной Россией? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите любые две задачи и дайте объяснение каждой из них. (Объяснение должно быть сформулировано как распространённое предложение.)

56. Прочитайте текст и выполните задания.

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.

Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, экономическая политика правительства оказывают существенное влияние на работу фирм.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли (Япония, США, страны Западной Европы), в других, например в современной России, высок удельный вес добывающих отраслей.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства – валовой внутренний продукт (ВВП) – сумма всех товаров и услуг в денежном выражении, произведённых экономикой страны за определённый период, как правило, за год. Еще один важнейший показатель – уровень и качество жизни населения. Он отражает то, как происходит распределение и потребление товаров и услуг внутри общества, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.

Наконец, существуют показатели общей экономической эффективности: производительность труда – то есть количество продукции, приходящееся на одного работающего в единицу времени; отдача основных фондов – количество продукции, приходящееся на каждую денежную единицу, вложенную в основные фонды (здания, оборудование и т.д.).

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Какие два уровня экономики государства названы в тексте? Какое определение ВВП приведено в тексте? Какие два показателя общей экономической эффективности упомянуты в тексте?

Задание №3. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами, как каждый из участников экономической жизни (правительство, производители, потребители) может использовать информацию об экономическом состоянии государства. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

Задание №4. Один политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не отражают уровня экономического развития страны, и целый ряд экспертов с ним согласился. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

57. Прочитайте текст и выполните задания.

В основе экономической теории лежат три основных вопроса. Что нужно производить и в каком количестве? Как будут производиться товары, то есть с помощью каких ресурсов, какой технологии? Для кого предназначаются производимые товары, то есть кто должен владеть этими товарами и извлекать из них пользу?

Ответы на эти вопросы не составляли бы большого труда, если бы возможности человечества были безграничны. Но, к сожалению, это не так. На Земле имеются определённые ресурсы: вода, леса, поля, полезные ископаемые. Количество этих ресурсов ограничено. Вместе с тем, каждый человек обладает определёнными потребностями, процесс удовлетворения которых бесконечен: на смену одним потребностям приходят другие.

В каждой стране свои экономические условия. Они определяют тип экономической системы. Экономическая система – это совокупность устойчивых, взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и организационно-правовых форм хозяйственной деятельности, обеспечивающих распределение ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей.

В командной (или плановой) экономике государство решает, что и в каком объёме производить. Государство также играет важную роль в перераспределении товаров и услуг, определяя, кто, что и сколько получит. В такой экономике у человека совсем нет выбора. В экономике свободного рынка множество самостоятельно действующих покупателей и продавцов, для координации экономической деятельности и управления ею используются системы рынков и цен. Каждый хозяйствующий субъект стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Роль государства в экономике ограничена эмиссией денег, защитой частной собственности.

В реальности мы наблюдаем смешанную экономику. В её основе – рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности на средства производства и рыночном механизме, который включает в себя спрос, предложение, цену, конкуренцию. Государство с помощью налогов и займов регулирует свои затраты и частично перераспределяет блага.

(По материалам интернет-издания)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Как в тексте характеризуется экономическая система общества? Какие примеры ограниченных ресурсов приведены? (Укажите любые три примера из текста.) Какие четыре элемента рыночного механизма названы в тексте?

58. Прочитайте текст и выполните задания.

Прежде всего, экономика – это совокупность отношений между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления результатов деятельности, соответствующая определённой ступени развития общества.

Экономика – это хозяйственный комплекс, включающий в себя различные отрасли и виды производства и непроизводственной сферы. Каждая страна имеет свою экономику. Она складывается из различных производств (отраслей промышленности, сельского хозяйства) и непроизводственных отраслей (транспорта и связи, образования, медицины, науки и т.д.). Совокупность национальных хозяйств образует мировую экономику.

В экономике обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства, регионов, мира в целом. Микроэкономика – уровень отдельных домохозяйств, фирм, рынков. Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. От того, как существуют эти предприятия, сколько их, насколько результативно они работают, зависит уровень экономического развития государства в целом. Вместе с тем, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая

и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия.

Экономика – это состояние того или иного хозяйствующего субъекта, которое может быть оценено целым рядом критериев и показателей.

Наконец, экономика – это наука о том, как общество использует определённые ограниченные ресурсы для производства продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Что характеризует экономику как хозяйственный комплекс? Что такое макроэкономика? Что изучает наука экономика? (Ответы на вопросы даются только с опорой на текст.)

Задание №3. Назовите любые три вида экономической деятельности из текста. Проиллюстрируйте примерами каждый из них.

Задание №4. В некоторых странах основными показателями экономического развития считаются темпы роста производства в различных отраслях, увеличение золотовалютных запасов государства. Объясните, почему продолжительность и качество жизни населения – более «показательный» критерий экономического развития. (Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения.)

59. Прочитайте текст и выполните задания.

За последние 250 лет человечеству удалось существенно увеличить производство и улучшить качество жизни. И сейчас экономический прогресс общества открывает всё более и более эффективные способы превращения имеющихся в его распоряжении ресурсов в желанные товары и услуги. Но это не отменяет фундаментального закона – человечество всё равно испытывает и будет испытывать дефицит. Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать.

Если для производства какого-либо одного товара мы используем труд, станки, природные ресурсы, – это вынуждает отказываться от других товаров, которые могли бы быть произведены в иной ситуации. Этот выбор в рыночной экономике осуществляют потребительский спрос и издержки производства. Спрос на товар – сигнал потребителя, указывающий предпринимателю, что следует производить. Однако чтобы произвести, исходные ресурсы должны быть «откуплены» у других направлений их использования. Издержки на закупку ресурсов напоминают предпринимателю, что существуют и другие производства, требующие тех же ресурсов.

В результате производители имеют сильный стимул поставлять на рынок только те товары, которые могут быть проданы по цене, по крайней мере равной издержкам их производства, и особенно те товары, ценность которых в глазах потребителя в наибольшей степени превышает затраты на их производство.

Важно понимать, что товар может быть предоставлен человеку или группе людей бесплатно, только если его кто-то оплатит, и это лишь перераспределит бремя издержек, ничуть его не уменьшая. Политики часто говорят о «бесплатном образовании», «бесплатной медицине» или «бесплатном жилье». Эти выражения способны лишь ввести в заблуждение. Ни одно из благ не предоставляется бесплатно – для производства каждого из них требуются дефицитные ресурсы. Например, здания, труд и другие ресурсы, вовлечённые в процесс обучения, могли бы использоваться для производства продовольствия, оказания услуг в сфере отдыха и развлечений и т.д. Издержки «производства образования» есть стоимость тех товаров, от которых пришлось отказаться в результате того, что требуемые для их производства ресурсы были потрачены на образование. Правительство может переложить эти издержки с одних плеч на другие, но избавиться от них невозможно. Правило «за всё надо платить» верно во всех случаях жизни.

(Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Какой фундаментальный закон отметили авторы? Какие две стороны экономического выбора они указали? Как в тексте характеризуется проблема экономического выбора?

Задание №3. Автор говорит о дефицитных ресурсах для производства товаров и услуг. Используя обществоведческие знания, назовите и проиллюстрируйте примерами любые три фактора производства.

Задание №4. Существует мнение, что производство «бесплатных» благ тормозит экономическое развитие страны. Согласны ли Вы с этим мнением? Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в обоснование своей позиции.

60. Прочитайте текст и выполните задания.

В экономике государства обычно различают макро- и микроуровень. Макроэкономика – это экономика большого масштаба: государства в целом, регионов, хозяйственных отраслей. Микроэкономика – уровень отдельных хозяйств: домашних, личных и семейных, фирм.

Безусловно, макро- и микроэкономика тесно взаимосвязаны, между ними сложно провести чёткую границу. Экономика государства в целом определяется экономическим положением множества предприятий, её составляющих. От того, как существуют эти предприятия, сколько их, насколько результативно они работают, зависит уровень экономического развития государства в целом. С другой стороны, макроэкономические факторы определяют экономическое положение отдельных предприятий. Уровень безработицы и инфляции, налоговая и таможенная политика правительства оказывают существенное влияние на экономические «правила игры», по которым живут предприятия.

Экономическое состояние любого государства можно оценить с помощью различных показателей. Прежде всего, об уровне развития страны говорит отраслевая структура национальной экономики. В экономике одних стран преобладают высокотехнологичные отрасли промышленности. В других высок удельный вес добывающих отраслей. Есть страны, в которых основой экономики служат сельское хозяйство, туризм.

Другой важнейший показатель оценки экономики государства – валовой внутренний продукт – рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведённых в стране за год.

Ещё один важнейший показатель – уровень и качество жизни населения. Он отражает структуру использования валового внутреннего продукта: то, какие товары преобладают во внутреннем продукте страны, как происходит их распределение и потребление в обществе, какое количество того или иного товара может приобрести среднестатистический гражданин.

(По материалам энциклопедии для школьников)

Задание №1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Задание №2. Какие два уровня обычно различают в экономике государства? Как проявляется влияние макроэкономических факторов на экономическое положение отдельных предприятий? Какой смысл вкладывают в понятие «валовой внутренний продукт»? (Ответы на все вопросы даются только с опорой на текст.)

Задание №3. Используя содержание текста, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами, как правительство, производители, потребители могут практически применить информацию об экономическом состоянии государства. (Приведите для каждого названного участника экономической жизни по одному примеру.)

Задание №4. Известный политик высказал мнение, что уровень и качество жизни населения не связаны с макроэкономическими показателями страны. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Время Знаний

Россия, 2015-2025 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 13.01.2025


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области