Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок биологии 5 класса по теме "Химический состав клетки"

Основные понятия неорганические вещества минеральные соли и вода, органические вещества белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Ученики научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Технологическая карта урока

Тема урока

Химический состав клетки.

Внутрипредметный модуль: лабораторные опыты по теме «Химический состав растений».

Тип урока

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Основные элементы содержания

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке.

Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений.

Планируемые результаты обучения и формируемые компетенции:

предметные

Основные понятия: неорганические вещества (минеральные соли и вода), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

Ученики научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке.

метапредметные

Развивается умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава.

Формирование УУД:

а) познавательные УУД: систематизируют информацию, осуществляют постановку и формулирование темы и целей урока; осваивают приемы исследовательской деятельности.

б) регулятивные УУД: планирование – составляют план работы с учебником, выполняют задания в соответствии с поставленной целью и имеющимся алгоритмом; осуществление учебных действий – выполняют лабораторные опыты; целеполагание – осуществляют постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; осуществляют контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

личностные

Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательств единства. Развивается ответственное отношение к природе, понимание необходимости защиты окружающей среды и ведения здорового образа жизни.

Виды деятельности учащихся

Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Планируют и организуют свое рабочее место.

Выполняют лабораторные опыты.

Обобщают и систематизируют знания.

Делают выводы.

Средства обучения

Учебник, таблица «Строение растительной клетки», карточки с заданиями по теме «Строение клетки», ПСХЭ Д.И. Менделеева, диаграмма «Химический состав клетки», технологические карты лабораторных опытов.

Формы контроля

Работа с карточками по теме «Строение клетки».

Взаимоконтроль.

Составление схемы «Вещества клетки».

Организационная структура урока

Этап урока,

цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий
контроль

Осуществляемые
действия

Формируемые
умения

I . Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка отсутствующих.

II. Актуализация опорных знаний урока.

Проверка опорных знаний учащихся, необходимых для изучения нового материала

Фронтальная беседа, индивидуальный опрос

Активизирует знания учащихся, необходимые для изучения нового материала.

- Давайте вспомним, какие царства живой природы вы знаете.

(Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные).

- Из чего состоят все организмы на нашей планете?

(Из клеток).

- Какие организмы имеют неклеточное строение?

(Вирусы).

- Объясните, почему люди не сразу смогли узнать, что живые организмы состоят из клеток.

(Открытие клеток связано с успехами в оптике, с изобретением микроскопа).

- На прошлом уроке мы изучили с вами особенности строения клеток. Назовите основные составные части всех клеток.

(Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана).

- Все ли клеточные организмы имеют ядро?

(Нет).

- Представители какого царства не имеют ядра?

(Бактерии).

- Какие еще органоиды клетки вы знаете, кроме названных?

(Вакуоль, хлоропласты, пластиды, т.п.).

- Я вам говорила о том, что одно из умений, которое мы с вами будем развивать на уроках биологии, это работа со слепыми рисунками. Сейчас вы получите карточки с изображением клетки. Вам надо будет подписать названия органоидов. Затем вы поменяетесь с соседом карточкой и проведете взаимопроверку ваших ответов. Если вы считаете, что одноклассник правильно подписал ту или иную органеллу, то карандашом ставите рядом плюс, если неправильно – галочку. Не забудьте подписать свои работы, а на проверенных карточках – фамилию проверявшего. На выполнение всей работы у вас 5 минут.

(См. индивидуальные карточки в Приложении к уроку).

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают

мнения одноклассников.

Работают со слепыми рисунками.

Осуществляют анализ ответов одноклассников, уточняют по необходимости.

Сравнивают.

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Вопросы учителя, индивидуальные карточки с заданиями.

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

Обеспечение мотивации
учащихся.

Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Вводная
беседа, работа с диаграммой.

Мотивирует учащихся к определению темы и постановке познавательной цели урока.

– Итак, на прошлом уроке мы убедились, что растения
и животные состоят из клеток. Рассмотрели некоторые органоиды и их функции. Говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение и клетки имеют сходное строение. Что же мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке? Для начала я прочитаю вам небольшое стихотворение.

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят,

Из атомов разных вещества состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды.

Горы, песок и друзы кристаллов –

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят.

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.

- Скажите, а из чего состоят окружающие нас объекты живой и НЕживой природы?

(Из веществ).

- Как вы думаете, можно ли сказать, что клетки состоят из веществ?

(Да).

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

(Варианты ответов учеников).

- Откроем тетради и запишем тему

«Химический состав клетки».

- Какова же цель нашего урока?

(Слушаются предложения учеников).

- Итак цели нашего урока:

1. Изучить вещества, входящие в клетки живых организмов.

2. Выяснить, какие функции они выполняют.

- Действительно, живые организмы, также как и неживая природа состоят из веществ. Тогда попробуйте ответить еще на один вопрос: а из чего состоят вещества?

(Из атомов, молекул, ионов, может быть ответов не будет).

- Ученые открыли более 114 ХЭ, т.е. более 114 разновидностей атомов. Их описание мы можем с вами найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, которая находится на ваших столах.

(См. ПСХЭ в Приложении к уроку).

- Как вы думаете, объекты живой и неживой природы будут состоять из одинаковых ХЭ?

(Да).

- А все ли 114 ХЭ будут входить в состав живых организмов?

(Нет).

- Действительно, все клетки живых организмов состоят из тех же ХЭ, что входят в состав объектов неживой природы. Из 114 известных ХЭ в составе клеток можно найти 80. Но содержание этих элементов в клетках неодинаково. На ваших партах находятся диаграммы, на которых в процентах показано содержание некоторых ХЭ. Изучите их внимательно и ответьте на следующие вопросы.

(См. диаграмму в Приложении к уроку).

- Каких ХЭ больше всего в живых клетках?

(Кислород, водород, углерод, азот).

- Какие ХЭ в сумме составляют 2%?

(Калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор, сера).

- Сколько же приходится на остальные элементы?

(Менее 1% или 0,5%)

- Действительно, ученые относят первую и вторую группы элементов к макроэлементам, т.к. их содержание в клетках преобладает, а остальные элементы названы микроэлементами, т.к. их содержание маленькое. В свою очередь, атомы этих ХЭ образуют огромное количество химических веществ, из которых состоит клетка.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают мнения одноклассников.

Формулируют выводы на основе сравнения.

Формулируют (уточняют) тему урока. Ставят цели урока.

Устанавливают причинно-следственные связи

Сравнивают.

Осуществляют анализ

объекта.

Строят высказывания, понятные для одноклассников и учителя.

Вопросы учителя
и устные ответы.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Обеспечение восприятия, осмысления
и первичного запоминания

знаний, выявления учащимися новых знаний.

Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

Подведение детей к самостоятельному проведению лабораторных опытов и способов работы с информацией.

Вводная
беседа, работа с учебником, фронтальный опрос.

Объясняет новый материал, используя демонстрационный опыт и материал учебника. Проводит параллель с ситуациями, встречающимися в жизни. Организует работу учащихся с источником информации – учебником. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

– Все вещества клетки можно разделить на неорганические и органические.

- К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек
на 80 % состоит из воды. Медузы, к примеру, состоят из воды на 95 %. В клетках растений, грибов также есть вода. На ее долю в среднем приходится около 60 %.

- Вспомните, что происходит, когда мы жарим шашлыки?

(Выделяется пар, брызги шипят на раскаленных углях).

- А что произойдет, если вовремя шашлык не перевернуть?

(Мясо сгорает, на мясе образуются угольки).

- В лабораторных условиях мы можем воспроизвести подобную ситуацию.

(Учитель демонстрирует нагревание и прокаливание сочных луковых чешуй).

- Цель нашего исследования: доказать, что в клетках содержится вода.

- Объект нашего исследования: сочные луковые чешуи.

- Что мы наблюдаем при нагревании луковых чешуй?

(На стенках пробирки появляются капли воды, испаряется вода, образуется пар).

- Что мы наблюдаем, если держим объект исследования в пламени спиртовки дольше?

(На кусочках лука появляются темные пятна, пахнет жаренным луком, образуются угольки).

- Что мы доказали при проведении данного опыта?

(Мы доказали, что в клетках содержатся вода и минеральные соли. Вода испаряется в виде пара, а угольки – это зола, состоящая из минеральных солей).

- Какие же функции выполняют в клетке вода и минеральные соли? Откройте учебник на стр. 40-41 и найдите соответствующие ответы.

(Вода придает клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ. Минеральные соли используются для синтеза органических молекул. При их недостатке нарушаются процессы жизнедеятельности клетки).

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем.

Отвечают на вопросы учителя.

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы.

Работают с материалами учебника.

Устанавливают причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Находят и анализируют необходимую информацию, систематизируют ее.

Фронтальный опрос совместно с рассказом учителя.

Физкультминутка

Проводит релаксационные упражнения.

- Сейчас мы с вами сделаем небольшую разминку, и с новыми силами будем заниматься исследованиями.

Выполняют упражнения.

Осуществляют профилактику утомляемости.

Наблюдение.

IV. Проведение лабораторных опытов.

Освоение способа действия при проведении исследовательской работы с применением знаний в практической деятельности.

Работа по технологической карте лабораторного опыта.

Проводит конкретизацию знаний о методах изучения природы. Вместе с учащимися повторяет правила ТБ на уроке. Поясняет ход лабораторной работы, организует работу учащихся в парах и индивидуально. Регулирует работу и контролирует ее выполнение.

- Какие методы научных исследований вы знаете?

(Наблюдение, эксперимент, измерение).

- Какие органические вещества вы знаете?

(Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

- Сейчас мы с вами будем проводить лабораторные опыты – маленькие эксперименты, которые позволяют определить нахождение некоторых органических веществ. Работать вы будете в паре. Прежде, чем приступить к выполнению работы, давайте вспомним основные правила ТБ, которые надо соблюдать при проведении опытов в биологической лаборатории?

(Действовать строго по инструкции, приступать к работе только с разрешения учителя, аккуратно обращаться со стеклянным оборудованием, чтобы ничего не разбить, после окончания работы привести свое место в порядок...)

- Итак, на ваших партах лежат технологические карты опытов. Следуя инструкции, вы проведете опыты и составите устные отчеты по полученным результатам.

(См. технологические карты лабораторных работ в Приложении к уроку).

Вспоминают основные методы биологических исследований. Планируют и организуют свое рабочее место.

Выполняют лабораторную работу под руководством учителя.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем и одноклассниками.

Работают с материалами учебника.

Планируют исследовательскую работу.

Фиксируют результаты.

Формулируют выводы по результатам исследования.

Учатся правильно объяснять результаты проведенных экспериментов.

Находят и анализируют необходимую информацию, систематизируют ее.

Наблюдение.

V. Анализ результатов лабораторной работы.

Формулирование выводов.

Индивидуальная работа,

фронтальный опрос

Обобщает знания учащихся, помогает в формулировании выводов. Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

- Вы закончили проведение своих опытов. Т.к. у ребят, сидящих на разных рядах, были разные задания, то необходимо выслушать отчеты ваших одноклассников, чтобы у всех создалась полная картина о проведенных экспериментах.

(Заслушиваются выступления учеников с устными отчетами по результатам проведенных опытов).

- Таким образом, мы провели с вами простейшие эксперименты, иллюстрирующие химический состав клетки.

- Какие вещества мы с вами обнаружили?

(Углеводы, белки, жиры).

- Какие же функции в клетке, а значит, и в организме выполняют эти вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте материал учебника на стр. 41. Первый ряд находит функции углеводов, второй – белков, третий – жиров.

(Углеводы выполняют энергетическую, запасающую и структурную функции. Белки – структурную, регуляторную и запасающую. Жиры – энергетическую и запасающую).

- И последние важные вещества, которые мы не рассмотрели – это нуклеиновые кислоты. Давайте прочитаем информацию про них на стр. 41.

(Один из учеников читает абзац вслух).

- Так какие функции выполняют нуклеиновые кислоты?

(Сохраняют наследственную информацию и передают ее потомкам).

- Вспомните, какая органелла клетки отвечает за содержание наследственной информации?

(Ядро).

- Правильно, ядро. Именно там находится вещество под названием ДНК – дезоксирибоНУКЛЕИНОВАЯ кислота.

Осуществляют самоанализ деятельности. Обобщают и систематизируют знания. Формулируют выводы
к лабораторной работе

Воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами.

Устный отчет о проделанной работе.

VI. Подведение итогов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями

Закрепляющая беседа.

Рефлексия.

Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся во время урока, комментирует оценки.

- Что мы изучили сегодня на уроке?

- Какие ХЭ в клетке преобладают?

- Какие вещества образуются из ХЭ?

- Какие вещества относят к неорганическим?

- Какие вещества относят к органическим?

- Вспомните, какие цели мы перед собой ставили?

(1. Изучить вещества, входящие в клетки живых организмов. 2. Выяснить, какие функции они выполняют).

- Достигли ли мы этих целей?

- Все ли вам было понятно в течение урока?

- Какая часть урока показалась самой интересной?

- Какая часть урока вызвала затруднение?

- Какое у вас настроение после урока?

ОЦЕНКИ за урок:

- Вы все получите оценку за работу по карточкам.

- За работу на уроке получают оценки...

Слушают учителя

Формулируют выводы на основе наблюдений. Высказывают свое мнение и позицию

Устные ответы.

Домашнее задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

§ 8, в. 1-4 и «Подумайте!» устно; в тетрадях составить схему «Химический состав клетки».

Записывают задание.

Читают задание.

Задают уточняющие вопросы.

Наблюдение

Конспект урока

Этап урока

Деятельность учителя и учеников

I . Организационный момент.

Приветствие учеников, проверка отсутствующих.

II. Актуализация опорных знаний урока.

- Давайте вспомним, какие царства живой природы вы знаете.

(Вирусы, бактерии, грибы, растения, животные).

- Из чего состоят все организмы на нашей планете?

(Из клеток).

- Какие организмы имеют неклеточное строение?

(Вирусы).

- Объясните, почему люди не сразу смогли узнать, что живые организмы состоят из клеток.

(Открытие клеток связано с успехами в оптике, с изобретением микроскопа).

- На прошлом уроке мы изучили с вами особенности строения клеток. Назовите основные составные части всех клеток.

(Ядро, цитоплазма, цитоплазматическая мембрана).

- Все ли клеточные организмы имеют ядро?

(Нет).

- Представители какого царства не имеют ядра?

(Бактерии).

- Какие еще органоиды клетки вы знаете, кроме названных?

(Вакуоль, хлоропласты, пластиды, т.п.).

- Я вам говорила о том, что одно из умений, которое мы с вами будем развивать на уроках биологии, это работа со слепыми рисунками. Сейчас вы получите карточки с изображением клетки. Вам надо будет подписать названия органоидов. Затем вы поменяетесь с соседом карточкой и проведете взаимопроверку ваших ответов. Если вы считаете, что одноклассник правильно подписал ту или иную органеллу, то карандашом ставите рядом плюс, если неправильно – галочку. Не забудьте подписать свои работы, а на проверенных карточках – фамилию проверявшего. На выполнение всей работы у вас 5 минут.

(См. индивидуальные карточки в Приложении к уроку).

II. Мотивация к изучению нового материала. Формулирование темы и целей урока.

– Итак, на прошлом уроке мы убедились, что растения
и животные состоят из клеток. Рассмотрели некоторые органоиды и их функции. Говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение и клетки имеют сходное строение. Что же мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке? Для начала я прочитаю вам небольшое стихотворение.

На нашей планете от края до края

Природа повсюду тебя окружает.

Тела ее массу загадок таят,

Из атомов разных вещества состоят.

Лед, облака и капли росы –

Они состоят из обычной воды.

Горы, песок и друзы кристаллов –

Они состоят из простых минералов.

Растения тоже загадку хранят.

Хотите узнать, из чего состоят?

Их корень и листья, плоды, семена

Раскроют нам тайну состава сполна.

- Скажите, а из чего состоят окружающие нас объекты живой и НЕживой природы?

(Из веществ).

- Как вы думаете, можно ли сказать, что клетки состоят из веществ?

(Да).

- Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

(Варианты ответов учеников).

- Откроем тетради и запишем тему

«Химический состав клетки».

- Какова же цель нашего урока?

(Слушаются предложения учеников).

- Итак, цели нашего урока:

1. Изучить вещества, входящие в клетки живых организмов.

2. Выяснить, какие функции они выполняют.

- Действительно, живые организмы, также как и неживая природа состоят из веществ. Тогда попробуйте ответить еще на один вопрос: а из чего состоят вещества?

(Из атомов, молекул, ионов, может быть ответов не будет).

- Ученые открыли более 114 ХЭ, т.е. более 114 разновидностей атомов. Их описание мы можем с вами найти в ПСХЭ Д.И. Менделеева, которая находится на ваших столах.

(См. ПСХЭ в Приложении к уроку).

- Как вы думаете, объекты живой и неживой природы будут состоять из одинаковых ХЭ?

(Да).

- А все ли 114 ХЭ будут входить в состав живых организмов?

(Нет).

- Действительно, все клетки живых организмов состоят из тех же ХЭ, что входят в состав объектов неживой природы. Из 114 известных ХЭ в составе клеток можно найти 80. Но содержание этих элементов в клетках неодинаково. На ваших партах находятся диаграммы, на которых в процентах показано содержание некоторых ХЭ. Изучите их внимательно и ответьте на следующие вопросы.

(См. диаграмму в Приложении к уроку).

- Каких ХЭ больше всего в живых клетках?

(Кислород, водород, углерод, азот).

- Какие ХЭ в сумме составляют 2%?

(Калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор, сера).

- Сколько же приходится на остальные элементы?

(Менее 1% или 0,5%)

- Действительно, ученые относят первую и вторую группы элементов к макроэлементам, т.к. их содержание в клетках преобладает, а остальные элементы названы микроэлементами, т.к. их содержание маленькое. В свою очередь, атомы этих ХЭ образуют огромное количество химических веществ, из которых состоит клетка.

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

– Все вещества клетки можно разделить на неорганические и органические.

- К неорганическим веществам относятся вода и минеральные соли. Вы наверняка слышали, что человек
на 80 % состоит из воды. Медузы, к примеру, состоят из воды на 95 %. В клетках растений, грибов также есть вода. На ее долю в среднем приходится около 60 %.

- Вспомните, что происходит, когда мы жарим шашлыки?

(Выделяется пар, брызги шипят на раскаленных углях).

- А что произойдет, если вовремя шашлык не перевернуть?

(Мясо сгорает, на мясе образуются угольки).

- В лабораторных условиях мы можем воспроизвести подобную ситуацию.

(Учитель демонстрирует нагревание и прокаливание сочных луковых чешуй).

- Цель нашего исследования: доказать, что в клетках содержится вода.

- Объект нашего исследования: сочные луковые чешуи.

- Что мы наблюдаем при нагревании луковых чешуй?

(На стенках пробирки появляются капли воды, испаряется вода, образуется пар).

- Что мы наблюдаем, если держим объект исследования в пламени спиртовки дольше?

(На кусочках лука появляются темные пятна, пахнет жаренным луком, образуются угольки).

- Что мы доказали при проведении данного опыта?

(Мы доказали, что в клетках содержатся вода и минеральные соли. Вода испаряется в виде пара, а угольки – это зола, состоящая из минеральных солей).

- Какие же функции выполняют в клетке вода и минеральные соли? Откройте учебник на стр. 40-41 и найдите соответствующие ответы.

(Вода придает клетке упругость, определяет ее форму, участвует в обмене веществ. Минеральные соли используются для синтеза органических молекул. При их недостатке нарушаются процессы жизнедеятельности клетки).

Физкультминутка

- Сейчас мы с вами сделаем небольшую разминку, и с новыми силами будем заниматься исследованиями.

IV. Проведение лабораторных опытов.

- Какие методы научных исследований вы знаете?

(Наблюдение, эксперимент, измерение).

- Какие органические вещества вы знаете?

(Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты).

- Сейчас мы с вами будем проводить лабораторные опыты – маленькие эксперименты, которые позволяют определить нахождение некоторых органических веществ. Работать вы будете в паре. Прежде, чем приступить к выполнению работы, давайте вспомним основные правила ТБ, которые надо соблюдать при проведении опытов в биологической лаборатории?

(Действовать строго по инструкции, приступать к работе только с разрешения учителя, аккуратно обращаться со стеклянным оборудованием, чтобы ничего не разбить, после окончания работы привести свое место в порядок...)

- Итак, на ваших партах лежат технологические карты опытов. Следуя инструкции, вы проведете опыты и составите устные отчеты по полученным результатам.

(См. технологические карты лабораторных работ в Приложении к уроку).

V. Анализ результатов лабораторной работы.

- Вы закончили проведение своих опытов. Т.к. у ребят, сидящих на разных рядах, были разные задания, то необходимо выслушать отчеты ваших одноклассников, чтобы у всех создалась полная картина о проведенных экспериментах.

(Заслушиваются выступления учеников с устными отчетами по результатам проведенных опытов).

- Таким образом, мы провели с вами простейшие эксперименты, иллюстрирующие химический состав клетки.

- Какие вещества мы с вами обнаружили?

(Углеводы, белки, жиры).

- Какие же функции в клетке, а значит, и в организме выполняют эти вещества? Для того чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте материал учебника на стр. 41. Первый ряд находит функции углеводов, второй – белков, третий – жиров.

(Углеводы выполняют энергетическую, запасающую и структурную функции. Белки – структурную, регуляторную и запасающую. Жиры – энергетическую и запасающую).

- И последние важные вещества, которые мы не рассмотрели – это нуклеиновые кислоты. Давайте прочитаем информацию про них на стр. 41.

(Один из учеников читает абзац вслух).

- Так какие функции выполняют нуклеиновые кислоты?

(Сохраняют наследственную информацию и передают ее потомкам).

- Вспомните, какая органелла клетки отвечает за содержание наследственной информации?

(Ядро).

- Правильно, ядро. Именно там находится вещество под названием ДНК – дезоксирибоНУКЛЕИНОВАЯ кислота.

VI. Подведение итогов.

- Подведем итоги нашего урока.

- Что мы изучили сегодня на уроке?

- Какие ХЭ в клетке преобладают?

- Какие вещества образуются из ХЭ?

- Какие вещества относят к неорганическим?

- Какие вещества относят к органическим?

- Вспомните, какие цели мы перед собой ставили?

(1. Изучить вещества, входящие в клетки живых организмов. 2. Выяснить, какие функции они выполняют).

- Достигли ли мы этих целей?

- Все ли вам было понятно в течение урока?

- Какая часть урока показалась самой интересной?

- Какая часть урока вызвала затруднение?

- Какое у вас настроение после урока?

ОЦЕНКИ за урок:

- Вы все получите оценку за работу по карточкам.

- За работу на уроке получают оценки...

Домашнее задание

Комментарии к домашнему заданию: § 8, в. 1-4 и «Подумайте!» устно; в тетрадях составить схему «Химический состав клетки».

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ

Фамилия имя ученика __________________________

Вариант 1.

Назовите органоиды клетки, изображенные под номерами:

1. ____________________________________________

3. ____________________________________________

5. ____________________________________________

7. ____________________________________________

Работу проверил _______________________________

Фамилия имя ученика __________________________

Вариант 1.

Назовите органоиды клетки, изображенные под номерами:

1. ____________________________________________

3. ____________________________________________

5. ____________________________________________

7. ____________________________________________

Работу проверил _______________________________

Фамилия имя ученика __________________________

Вариант 2.

Назовите органоиды клетки, изображенные под номерами:

2. ____________________________________________

4. ____________________________________________

6. ____________________________________________

8. ____________________________________________

Работу проверил _______________________________

Фамилия имя ученика __________________________

Вариант 2.

Назовите органоиды клетки, изображенные под номерами:

2. ____________________________________________

4. ____________________________________________

6. ____________________________________________

8. ____________________________________________

Работу проверил _______________________________

===========================================================================

Лабораторные опыты по теме «Химический состав клеток».

Опыт №1: «Нахождение крахмала в растительных клетках».

Инструкция для проведения опыта:

Опыт №1: «Нахождение углеводов (крахмала) в растительных клетках»

Цель опыта: доказать, что _____________________________________________________________.

Объект исследования: _________________________________________________________________.

Оборудование и реактивы: раствор йода, пипетка, химический стаканчик.

Ход опыта.

1. Для проведения опыта мы взяли _________________________________________ и на место среза _______________________________________________________________________________.

2. При этом мы наблюдали _____________________________________________________________.

Вывод: в ходе данного опыта мы доказали, что ____________________________________________

____________________________________________________________________________________.

===========================================================================

Лабораторные опыты по теме «Химический состав клеток».

Опыт №2: «Нахождение белков в растительных клетках».

Инструкция для проведения опыта:

Опыт №2: «Нахождение белков в растительных клетках».

Цель опыта: доказать, что _____________________________________________________________.

Объект исследования: _________________________________________________________________.

Оборудование: химический стаканчик, бинт.

Ход опыта.

1. Из бинта мы сделали _____________ и поместили в него _____________. Затем мы опустили _____________ в _____________.

2. Когда мы отжали _____________ от воды, развернули и пощупали, то почувствовали ____________________________________________________________________________________.

Вывод: в ходе данного опыта мы доказали, что ____________________________________________

____________________________________________________________________________________.

===========================================================================

Лабораторные опыты по теме «Химический состав клеток».

Опыт №3: «Нахождение жиров в растительных клетках».

Инструкция для проведения опыта:

Опыт №4: «Нахождение жиров в растительных клетках».

Цель опыта: доказать, что _____________________________________________________________.

Объект исследования: _________________________________________________________________.

Оборудование: салфетка (бумага).

Ход опыта.

1. Мы очистили от _____________ несколько _____________________________________________. Затем завернули их в _____________________, а потом с помощью ручки ____________________.

2. После этого мы наблюдали __________________________________________________________.

Вывод: в ходе данного опыта мы доказали, что ____________________________________________.

===========================================================================

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области