МКДОУ детский сад комбинированного вида «Полянка»
г. Советска Кировская область
Проект
«Мама, папа и я – счастливая семья»
(вторая младшая группа)
Воспитатель:
Полушина Н.Н.
Семья – источник вдохновенья,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение
Здесь друг за друга все в ответе.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребёнка любовь к самому близкому – родному дому, семье, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом – жителем планеты Земля.
Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Именно в семье у ребёнка формируется чувство любови и привязанности к родному дому, семейным традициям и обычаям. Каждая семья интересна по-своему; у каждой – свои традиции: встречать гостей, организовать труд и отдых; проводить семейное торжество. Семьи отличаются друг от друга привычками, укладом, обычаями, атмосферой.
Актуальность темы «Мама, папа и я – счастливая семья»
Я работаю с детьми второй младшей группы, где воспитаются и развиваются дети 3-4 лет.
Прогнозировать результаты мониторинга в начале учебного года, я заметила, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», «члены семьи», о родословной семьи, слабо сформированы представления о профессиях родителей, значимости этих профессий в обществе, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные традиции и праздники. Они, стремясь заработать на хлеб насущный, всё меньше уделяют внимание детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой родной дом, семью. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства быть внимательными друг к другу, словом и делом помогать.
Вот поэтому я решила поработать над этой темой более детально. Мы с родителями и детьми участвуем во всех конкурсах, проводимых в нашем детском саду. Это: «Чудеса с грядки», фотобатлл «Мамы нежные объятья», «Съел голодный карапуз сладкий сахарный арбуз», конкурс новогодних поделок «Символ нового года» и во многих других конкурсах и выставках. Цель таких мероприятий: укрепление сотрудничества детского сада и семьи, дать возможность родителям ощутить ценность эмоционального, духовного, нравственного и познавательного общения ребёнка с близкими людьми, ну и конечно же развитие творческих способностей.
Сейчас мы с детьми и родителями работаем над проектом «Мама, папа и я – счастливая семья».
Цель моего проекта: способствовать самопознанию ребенка, формированию у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитанию уважения к членам семьи.
Задачи проекта:
Новизна проекта.
Проект «Мама, папа и я – счастливая семья» направлен на объединение детей и родителей в одну большую и дружную семью. Роль семьи в жизни ребёнка неизмеримо велика по своей важности. В семье должна проходить вся его жизнь. Ребёнок, живя в семье, проживает всю гамму чувств и взаимоотношений в ней. Это ложиться неизгладимой печатью на его душу. Даже в самой «плохой» семье вырабатывается нечто, незаменимое для ребёнка. Семья всегда стоит на первом месте для каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усиливает тенденцию самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило не носит позитивных результатов. А семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Совместная работа педагогов, родителей и детей сплачивает их друг с другом, создаётся особая форма общения, которая обозначается как доверительный деловой контакт. Только на основе этой достигнутой доверительности возникает потребность у родителей поделиться сведениями о семье, о ребёнке, что является главным условием успешной работы с семьей.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Срок реализации: 6 месяцев (с ноября по апрель)
Тип проекта: средней продолжительности
Участники проекта: дети второй младшей группы, родители, педагоги
По числу участников: групповой
Условия реализации проекта:
- создание интереса у детей к своей семье;
- участие родителей в реализации проекта;
- подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед, консультаций, викторины о семье.
Предполагаемый результат:
- у детей сформированы представления о себе, своей семье, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
- имеются знания о том, где работают родители, как важен для общества их труд,
- стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему своей семьи, чувства ответственности, гордости, любви, привязанности к родному дому, семье;
- эмоциональная отзывчивость детей на эмоции близких и родных;
- дети привлекаются к посильному участию в подготовке различных семейных праздников, к выполнению постоянных обязанностей по дому и несение ответственности за их выполнение.
Предварительная работа:
Основной:
Работа с детьми:
Речевые ситуации общения при рассматривании альбома с семейными фотографиями детей.
Рассматривание иллюстраций с изображением диких и домашних животных, птиц и их детенышей; рассматривание сюжетных картинок с изображением членов семьи и их занятий.
Цель: Объяснить дошкольникам важность семьи в жизни детей, семьи для каждого. Закрепить имена членов семьи и других близких родственников, их профессии. Закрепить диалогическую, грамматически правильную речь, обогащение словарного запаса.
Цель: Учить называть членов семьи, называть свой адрес; ласково, с любовью общаться к своим близким; развитие памяти, связной речи; воспитывать любовь к своей семье.
Цель: Развитие мелкой моторики рук, продолжать учить детей согласовывать свои движения с текстом.
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
А. Барто «Как Вовка бабушек выручил»
обработка А.Н. Толстого «Волк и козлята»
Н. Григорьева «Мама заболела»
Цель: Довести до сознания детей, что семья – это самое главное и дорогое в жизни каждого человека. Развитие слухового восприятия, речи, мышления.
Цель: совместная деятельность родителей и детей, развитие памяти, речи, интереса к художественным произведениям.
Рисование, лепка, аппликация на темы: «Бусы для мамы», «Цветочек для мамы», «Моя любимая мамочка», «Дом для своей семьи» и другие.
Цель таких мероприятий: продолжать формировать представления детей о семье и её членах; учить составлять предмет из нескольких частей; учить работать с клеем, карандашом, кисточкой; соблюдать определенную последовательность; развивать внимание, мелкую моторику; закреплять знание геометрических фигур.
Цель: Развитие творчества, воображения, мелкой моторики, желание делать приятное окружающим.
Цель: Учить детей взаимодействовать в игре (мама-дочка); развивать взаимодействовать и ладить друг с другом.
«Моя семья», «Мой папа», «Мамочка моя» и другие.
Цель: помочь детям понять родственные отношения в семье.
Цель: Научить детей работать сообща, коллективно; развивать фантазию, мелкую моторику рук; вызвать радость от восприятия общей работы.
2.Работа с родителями:
«Семейное древо – Моя семья», изготовление семейного альбома с фотографиями и вовлечение детей в ситуации речевого общения при его рассматривании в самостоятельной деятельности; изготовление макета дома из бросового материала; выставка рисунков «Моя семья»; изготовление книжки-малышки «Моя семья».
Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству по представлению своей семьи.
3. Консультации, день открытых дверей, папки-передвижки для родителей.
- «Куда сходить с ребёнком в выходные дни»
- «Семья и семейные ценности»
- «Семейные традиции»
Цель: Способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей в нравственно-духовном развитии подрастающего поколения; способствовать сплоченности отношений в семье.
Заключительной этап:
Внедрение проекта позволило создать для изучения детьми семейных традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на своих близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально-положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью. Работа над проектом не закончилась, мы еще продолжаем работать.
В ходе совместного проекта, мы еще не раз убедились в том, что взаимосвязь с семьей нам очень важна. Воспитанники, родители и педагоги – все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогло нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, анализировать творческое общение родителей с детьми. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.