Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, использование дидактического пособия «Экокуб».

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Темой моего педагогического опыта являются игровые технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста, использование дидактического пособия «Экокуб».

Актуальность поднимаемой мной проблемы заключается в том, что экологическое воспитание детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Экологическое воспитание выстраиваю по программе «Юные эколог» С.Н. Николаевой и руководствуюсь ФГОС и ФОП.

Экологическое воспитание дошкольников - это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания: игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Поэтому первый момент, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), заключается в том, чтобы «погрузить детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания. Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Всё, что нравится детям, всё, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры, в которые они готовы играть многократно.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не оказывать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. А экологические знания, вызывающие эмоциональную реакцию у детей войдут в их самостоятельную игру, станут её содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу.

В экологических играх обязательно должны быть задействованы взрослые.

Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников - это формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.

Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются следующие задачи:

• углубляются и расширяются у детей экологические знания;

•прививаются начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;

•развивается познавательная, творческая активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;

• воспитывается у дошкольников чувство бережного отношения к природе.

Я предположила, что познавательная активность у детей посредством эколого-игровой деятельности будет выше, чем при использовании традиционных методов экологического воспитания (бесед, наблюдений,занятий).

Работа проводилась в три этапа:

-подготовительный,

-основной,

-заключительный.

1этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе  работы,  изучена парциальная программа дошкольного образовательного учреждения С.Н. Николаевой «Юный эколог», методический материал, предметно – развивающая среда. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки:

-недостаточно методических разработок по экологическому воспитанию для детей;

-скудная картотека экологических игр;

-мало информации и дидактического материала для работы с родителями.

2-й этап – основной.

На котором мы разработали пособие «Эко Куб» для детей старшего дошкольного возраста, который включает 3 уровня развивающих игр экологической направленности. Данное пособие помогает решать интегрированные задачи всех образовательных областей.

Что такое экокуб – это дидактическое пособие с развивающими играми по экологическому воспитанию.

Что нового в моем педагогическом пособии (разработке) :

Содержание заданий -воспитательная ценность, знакомство с экологическими технологиями в игровой форме

Оформление куба – необычный формат соединенных коробок, объеденных общей игровой тематикой, с возможностью постоянного обновления игр, добавления игр.

Игровая механика – пособие, которое охватывает все образовательные области , которое интересно всем детям. Возможность взять с собой поиграть дома, на улице.

Игроки: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Для чего игровое пособие «Экокуб» - говорить интересно о глобальных экологических проблемах, формировать первичные представления об экологических технологиях, о способах защиты природы, ее сбережения и грамотного использования ресурсов.

Развивающий потенциал – мышление, моторика, речь, коммуниция, внимательность, ответственность

Результативность – Счет, аргументация, мышление, инициатива, любознательность, ориентация, речь, ценности, коомуникация, речь

В данное пособие входят следующие дидактические игры экологической направленности:

Данная экологическая игра знакомит детей с деревьями России. Учит определять дерево по листьям, плодам, шишкам, семенам.

Дидактическая игра на закрепление многообразия форм листьев и их основных различий.

Познавательная осенняя игра с фонариком для детей старшего дошкольного возраста, которая даёт возможность ребёнку самому стать волшебником и совершить для себя маленькие «открытия», познакомится с насекомыми и листьями деревьев.

Игра научит ребенка сопоставлять два объекта между собой и запомнить не только название животных, но и среду их обитания.

Игра поможет детям лучше познакомиться с животными, с их особенностями и различиями.

Данная игра расширяет знания детей о животном мире. Учит правильно называть животных, классифицировать их, узнавать известных зверей по неполному изображению.

Доббль — это быстрая весёлая игра, развивающая зрительное восприятие, внимательность и реакцию, знакомит символами и знаками природоохраняемых мероприятий, экологическими технологиями, утилизацией отходов.

Игра поможет ребенку при закреплении знаний о разнообразии окружающего мира, в частности экологических технологий, связанных с переработкой и утилизацией мусора.

Набор пазлов поможет ребёнку закрепить навыки счёта от 1 до 10. Способствует расширению словарного запаса ребёнка, знакомит с морскими животными и развивает мелкую моторику пальцев рук.

Дидактическая игра знакомит детей с цифрами и порядковым счетом от 1 до 10, помогает осваивать простые арифметические действия. 

Дидактическая игра «Шнуровка» способствует развитию ориентировки в пространстве, развитию мелкой моторики рук, развитию глазомера, самостоятельности, усидчивости.

Цель данной игры это развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук с помощью использования деревянного конфетти.

Так же в это пособие можно включить «Поиск животных по описанию в деревянном конфетти». Целью данной игры является воспитывать умение находить животное по его наиболее характерным признакам в деревянном конфетти, развивать наблюдательность, находчивость ,память, внимание, речь, воспитывать выдержку.

Все данные игры способствуют развитию познавательных процессов, интеллектуальных, речевых навыков, коммуникационных навыков, умению работать в паре, способствуют формированию бережного отношения к природе.

3-й этап – заключительный

Весь разработанный дидактический и методический материал систематизирован и будет использован для дальнейшей работы с детьми и родителями. Данный эко-куб, позволяет менять наполнение экологических игр, в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей и предпочтений детей. В работе с родителями будем планировать совместные игровые интерактивные экологические викторины, тесты, марафоны.

Так же в рамках экологического воспитания ребята моей группы приняли участие в Всероссийском природоохранном социально-образовательном проекте «Эколята –дошколята», в Всероссийском детском экологическом форуме «Зелёная планета -2022», в экологических акциях «Покормите птиц зимой» , «Синичкин день», «Сдай батарейку – сохрани природу!». На территории детского сада ребята посадили дерево и активно ухаживают за ним. Осенью дети вместе с родителями активно участвовали в экологических прогулках по лесу, где заботливо убирали разбросанный мусор. Это свидетельствует об их ответственном отношении к окружающей среде и стремлении сохранить ее чистой и прекрасной.

Таким образом моя гипотеза нашла подтверждение, что познавательная активность у детей стала выше по результатам мониторинга. Для того, чтобы провести мониторинг познавательной активности детей - разработала диагностическое пособие «Мини-эко-куб» на основе разработки Кубик Блума. Таким образом, используя его в игровой форме я могу оценить уровень знаний детей по теме, уровень критического мышления, уровень осведомленности детей. Дети самостоятельно используют эко-куб в соревновательных играх с родителями в вечернее время, принимают активное участие в экологических акциях.

Игра позволяет одновременно решать задачи по развитию словесно-логического мышления, умению обобщать, классифицировать и сравнивать предметы. Устанавливать причинно-следственные, логические связи. Способствует развитию памяти, внимания, творческого воображения, монологической и диалогической речи.

Планирование работы на будущее.

1. Продолжить поиск новых игровых методов и новых технологий по экологическому воспитанию дошкольников.

3. Принимать участие с воспитанниками в конкурсах, проектах различного уровня по формированию экологического сознания.

4. Продолжать формировать экологическую культуру у дошкольников через игровые технологии.

5. Продолжать формировать у детей умение осознавать себя частью мира, углублять систему представления детей о явлениях и объектах неживой природы как факторах экологического благополучия, обобщать знания природоохранного характера во всех видах детской деятельности.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области