Конспект занятия по патриотическому воспитанию
«Медведь -неофициальный символ России».
(Для детей старшего дошкольного возраста).
Цель: Воспитание гражданственности и патриотизма .
Задачи:
- Познакомить детей с основным неофициальным символом России – медведем.
-Донести до детей, что медведь не случайно выбран символом-животным нашей страны.
- Развивать познавательный интерес детей, развивать речь.
Воспитательные.
- Воспитывать любовь и уважение к Родине, национальным обычаям, культуре русского народа.
Оборудование: Фотографии и иллюстрации с медведем, «медвежьи» сувениры /можно фото/, фигурка Олимпийского медведя, ½ альбомного листа и цветные карандаши /фломастеры/ по количеству детей.
Ход занятия.
Воспитатель: (стих) Я косолапый мишка,
Зовут меня Топтыжка.
Чуть неуклюж я, да-да-да!
Я по лесу гуляю,
Малину собираю.
Я не боюсь в лесу
Ни волка, ни лису.
Русский народ всегда с уважением относился к «мишке» и он частый герой народных сказок, преданий, былин.
-Давайте вспомним в каких сказках мы встречались с медведем?
-Назовите эти сказки. (Ответы детей).
Воспитатель:(обобщает ответы детей) -«Три медведя», «Колобок», «Маша и медведь», «Вершки и корешки», «Теремок».
Скажите каким он был в сказках? (ответы детей)
Воспитатель: /обобщает ответы детей/
-Мишка косолапый, Топтыгин, Михайло Иванович, Сластена, «неуклюжий».
-Медведь может ходить на 2ух лапах, а в цирке даже ездить на велосипеде.
/Фото мишки из разных литературных произведений, цирка /.
-Да, верно, он простодушный, не умеет хитрить, добрый.
- А знаете почему медведя называют медведем? Медведь любит -мед-,
И знает, -вед -ает, где он находится.
-На весенний – праздник «Масленицу», когда пекли блины, первый блин несли «комам». Медведей так звали- «комами». Их старались задобрить после зимней спячки. Отсюда и выражение «Первый блин- комам» т.е. медведям.
-По народному поверью медведь символизирует плодородие и здоровье.
- В лесной зоне нашей страны медведь олицетворял главные
качества русского народа: силу; добродушие; способность защитить свои границы, свой дом. И не даром его изображение есть на гербах разных областей нашей страны. (Фото гербов Новгородской обл., Саратовской обл., Ярославской обл., Пермского края).
Воспитатель: -Однако это сильное и опасное животное, встречи с которым лучше избежать.
Не стоит задирать медведя, а то он из доброго превратиться в злобного, яростного зверя, обладающего большой мощью и силой.
-На Руси Медведя считали царем зверей, хозяином тайги, леса. Недаром древние русичи почитали медведя, изготавливали обереги в виде головы, лапы медведя, талисманы, фигурки медведя. И были уверены, что он защитит их от врагов. (Детям предлагается рассмотреть фото
талисманов и оберегов).
Физкультминутка.
Я Мишутка –не топчумба, /ходьба на месте, высоко поднимая колени/
Я гимнамбо –научумбо! /ноги на ширине плеч/
Намбо, томбо, захотембо , /поднимаясь на носки, руки через стороны вверх/.
И немного попотембо. /опустить руки вниз/.
Наклонямбо, наклонямбо /наклоны вперед/.
Приседамбо, приседамбо. /приседания/.
Будет Мишка здоровембо! /кулаки к плечам, «силачи»/.
Воспитатель: -И вот наш мишка стал сильным и ловким, и на лесных играх занял 1-ое место. И не зря его выбрали символом Олимпиады, в 1980 году, в Москве. Вот вы и познакомились с мишкой- спортсменом. (фото и фарфоровый сувенир Олимпийского мишки 1980года).
Воспитатель: -В России обитает бурый и белый медведь. (фото бурого и белого медведей).
-У медведя бурого есть собрат мишка белый, он живет далеко, на Северном полюсе.
- А еще высоко в небе есть «небесный» медведь. Его можно увидеть в ночном небе. Посмотрите, как выглядит созвездие «Большой и Малой медведицы. /Фото созвездий «Большой и Малой медведицы»/.
-Вот с каким разным медведем мы сегодня с вами познакомились.
И его по праву можно назвать настоящим символом России. / Фото медведя на фоне российского флага/.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на все эти фотографии и картинки, и подумайте, какой же Мишка вам понравился больше?
-Предлагаю вам каждому нарисовать понравившегося Мишку, а кто-то может пожелает нарисовать себе талисман «лапу» или «голову» медведя.
/Заключительное коллективное фото детей группы с рисунками в руках/.