Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка занятия учебной практики по теме «Токарная обработка на станках с ЧПУ»

Проведение качественного отбора обучающихся для участия в чемпионате профессионального мастерства "Профессионалы", популяризация конкурсов профессионально мастерства

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Симский механический техникум»

Методическая разработка занятия учебной практики

по теме: «Токарная обработка на станках с ЧПУ»

для обучающихся по специальности

15.02.08 «Технология машиностроения»

Автор:

Кожарина Ольга Александровна

Преподаватель общепрофессиональных дисциплин ГБПОУ СМТ

Сим, 2024

Методическая разработка занятия учебной практики по теме: «Токарная обработка на станках с ЧПУ» составлена для специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», предназначена для преподавателей специальных дисциплин.

ОДОБРЕНО

на заседании цикловой комиссии

Протокол № _____ от ____________________

Председатель ____________/______________/

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Симский механический техникум»

Разработчик:

Кожарина О.А., преподаватель ГБПОУ СМТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Занятие учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин» на тему «Токарная обработка на станках с ЧПУ»  проводится в учебно-производственном центре базового предприятия ПАО «Агрегат» в нетрадиционной форме. В качестве основы для разработки выступил чемпионал профессионального мастерства «Профессионалы» и оцениваемы на нём компетенции и представляет собой контрольно- проверочное занятие, которое проводится по завершении учебной практики.

В ходе занятия обучающиеся демонстрируют свой трудовой опыт, умения и профессиональные компетенции, выполняя производственное задание на токарном станке с ЧПУ LITZ Hitech LT-400. Содержание конкурсного (производственного) задания идентично конкурсным материалам, которые выдаются участникам чемпионата разного уровня. Занятие разработано с использованием:

а)современных подходов к профессиональному обучению;

б)дидактических принципов, адекватных подходам к обучению;

в)современных технологий обучения (проблемное обучение, развивающее
обучение, игровая и компьютерная технологии),

г)активных и интерактивных форм и методов обучения (метод проблемного изложения; метод кейсов; метод моделирования, самостоятельной работы; анализа, рефлексивные методы: само- и взаимоконтроль).

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

- использования конструкторской документации для проектирования технологических процессов изготовления деталей;

- выбора методов получения заготовок и схем их базирования;

- составления технологических маршрутов изготовления деталей и проектирования технологических операций;

- разработки и внедрения управляющих программ для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;

- разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов с использованием пакетов прикладных программ.

Код

Наименование результата обучения

ПК 1

Использовать конструкторскую документацию при разработке технологических процессов изготовления деталей.

ПК 2

Выбирать метод получения заготовок и схемы их базирования.

ПК 3 

Составлять маршруты изготовления деталей и проектировать технологические операции.

ПК 4 

Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей.

ПК 5 

Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей.

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- читать чертежи;

- анализировать конструктивно-технологические свойства детали, исходя из ее служебного назначения;

-проводить технологический контроль конструкторской документации с выработкой рекомендаций по повышению технологичности детали;

- анализировать и выбирать схемы базирования;

- выбирать способы обработки поверхностей и назначать технологические базы;

- составлять технологический маршрут изготовления детали;

- проектировать технологические операции;

- разрабатывать технологический процесс изготовления детали;

- выбирать технологическое оборудование и технологическую оснастку: приспособления, режущий, мерительный и вспомогательный инструмент;

- рассчитывать режимы резания по нормативам;

- оформлять технологическую документацию;

- составлять управляющие программы для обработки типовых деталей на металлообрабатывающем оборудовании;

- использовать пакеты прикладных программ для разработки конструкторской документации и проектирования технологических процессов.

- служебное назначение и конструктивно-технологические признаки детали;

- физико-механические свойства конструкционных и инструментальных материалов;

- методику проектирования технологического процесса изготовления детали;

- типовые технологические процессы изготовления деталей машин;

- виды деталей и их поверхности;

- классификацию баз;

- правила выбора технологических баз;

- виды обработки резания;

- виды режущих инструментов;

- элементы технологической операции;

- технологические возможности металлорежущих станков;

- назначение станочных приспособлений;

- структуру штучного времени;

- назначение и виды технологических документов;

- требования ЕСКД и ЕСТД к оформлению технической документации;

- методику разработки и внедрения управляющих программ для обработки простых деталей на автоматизированном оборудовании;

- состав, функции и возможности использования информационных технологий в машиностроении.

Структура занятия

Элементы внешней структуры

Элементы дидактической структуры

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Формируемые компетенции

I.Вводный инструктаж

Целевая установка

Сообщение темы и целей занятия

Восприятие объяснений преподавателя

ПК1,

ОК 1-ОК -8

Формирование ориентировочной основы действий обучающихся

Проблемное изложение условий конкурса

Объяснение правил техники безопасности.

Восприятие показа и объяснений преподавателя

II.Основная часть занятия:

Самостоятельная работа обучающихся и текущий инструктаж

Организация и контроль (наблюдение) за действиями обучающихся.

Выполнение конкурсного задания Отработка правильных способов самоконтроля хода и результатов работы.

ПК 1, ПК 2, ПК 3, ПК4, ПК 5,

ОК 1-ОК -9

Применение, закрепление, и углубление освоенных технологий.

Организация проведения и руководство самостоятельной работой обучающегося по управлению технологическими процессами. Обеспечение качества деятельности. Побуждение обучающегося к самостоятельности и самоконтролю в работе.

Освоение способов применения профессиональных знаний, умений и навыков при выполнении разнообразных, постепенно усложняющихся учебных заданий, характерных для специальности. Накопление профессионального опыта. Развитие творческих способностей, технического мышления, самостоятельности культуры труда.

III.Заключительный инструктаж

Подведение итогов, награждение победителей

Подведение учебно-производственных итогов экспертами конкурса

Самоанализ итогов занятия.

ПК1, ПК3, ПК 4, ПК 5

ОК 1-ОК -9

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«Токарная обработка на станках с ЧПУ»

Время, отведенное на проведение учебного занятия: 270 минут (6 учебных часов по 45 минут).

Цели занятия:

Образовательная: закрепление и контроль умений и навыков при выполнении работ комплексного характера, включающих проектирование технологических операций с использованием CAD\CAM–технологий.
Развивающая: способствование развитию познавательного интереса к будущей специальности.

Воспитательная: способствование воспитанию трудовых качеств личности и привитие умения коллективной работы.

Профориентационная: формирование представления о применении информационных технологий в профессиональной деятельности техника.

Материально-техническая база:

Учебно-техническая документация и дидактические материалы:

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемно-поисковый, проектный подход, процессный подход, командные методы принятия решений.

Форма организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальные задания

Тип занятия: контрольно - проверочный

Межпредметные связи: МДК 01.01, МДК 01.02, УД «Технология машиностроения», «ПФО и И», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Технологическое оборудование», «Программирование для автоматизированного оборудования», «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1.1 Организационный момент (5 мин.)

1.2 Формирование ориентировочной основы действий обучающихся

Уважаемые студенты, сегодня, на заключительном занятии учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин» мы смоделировали для Вас ситуацию, соответствующую условиям участия конкурса профессионального мастерства «Профессионалы».

Каждый из Вас получит кейс с заданием, содержание которого идентично заданиям на конкурсе профессионально мастерства. По итогам нашего конкурса пройдет награждение победителей. Призеры конкурса будут приглашены в состав группы студентов-кандидатов для подготовки к участию в региональных этапах конкурса по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ».

У каждого из Вас на столе лежит кейс с заданием. В него входят:

На выполнение конкурсного задания отводится 180 минут. На работу с компьютером Вам выделяется 1 час, по истечении которого Вы можете подойти к станку, настроить его и обработать деталь. Время фиксируется экспертами конкурса.

В качестве экспертов могут выступать преподаватель профессиональных дисциплин и представители машиностроительных предприятий (в том числе преподаватели-совместители).

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ И ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Участники конкурса приступают к выполнению задания. Эксперты фиксируют время работы, наблюдают за ходом выполнения заданий. По условиям конкурса каждый студент имеет право на 3 подсказки экспертов.

2.1 Выполнение самостоятельной работы

Задание для самостоятельной работы обучающихся:

1. Разработать маршрут обработки детали

2. Разработать операционные карты и карты эскизов на выполняемую операцию.

3. Разработать управляющую программу обработки детали для станка с ЧПУ по чертежу детали (2 D-модель).

4. Обработать деталь на станке с ЧПУ.

5. Провести контроль детали.

Деятельность обучающихся при этом делится на несколько этапов:

I этап – Разработка маршрут обработки детали

II этап – Разработка операционной карты и карты эскизов на выполняемую операцию

III этап- Разработка программы обработки детали для станков с ЧПУ

IV этап – Обработка детали на станках с ЧПУ

V этап – контроль детали

1) Измерить размеры обработанной детали, сравнить с операционными размерами и при необходимости ввести требуемую величину коррекции. Результаты измерений зафиксировать в оценочном листе, где прописаны заданные критерии качества.

2) Обработать новую заготовку и сравнить фактические и операционные размеры детали.

2.2 Текущий инструктаж преподавателя (проводится по ходу выполнения обучающимися самостоятельной работы):

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ

1. Подведение итогов занятия

На данном этапе эксперты проверяют качество деталей, изготовленных студентами, вносят коррективы в оценочные листы (при необходимости). Затем следует анализ выполнения самостоятельной работы обучающихся, который включает разбор типичных ошибок, вскрытие причин их допущения, объяснение способов их устранения.

Эксперты объективно оценивают результаты индивидуального труда обучающихся на занятии, объявляют победителей в личном зачете.

2. Уборка рабочих мест.

ЛИТЕРАТУРА

Приложение А

Приложение Б

ВЫПОЛНЕНИЕ РАЗМЕРОВ ДЕТАЛИ «ВТУЛКА»

№ п/п

Размер

Допуск

Выполнен/нет

1

ø11

+0,012

+0,001

2

2

±0,2

3

1,5

±0,2

4

ø15

-0,050

-0,077

5

33

±0,2

6

38

-0,1

7

Ø6

+0,03

8

Ø10,4

-0,16

Приложение В

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

№ п/п

Наименование критерия оценки

Самооценка

Оценка эксперта

1.

Наличие маршрута обработки детали, операционной карты эскизов (10 баллов).

2.

Наличие управляющей программы (10 баллов).

3.

Соответствие размеров детали размерам, указанным в операционных картах, (50 баллов).

4.

Соответствие качества поверхностей детали технологической операции (25 баллов).

5.

Неиспользованные подсказки (3 балла).

6.

Избегание ситуаций, требующих вмешательства технического эксперта (2 балла)

7.

Итого по сумме баллов максимальная оценка - 100 баллов (сумма строк 1-6).

8.

Использованные подсказки (-2 балла за каждую), может быть использовано 3 лишь подсказки.

9.

Ошибки, требующие вмешательства технического эксперта (-2 балла за каждую), всего может быть 3 ошибки.

10.

ИТОГОВЫЙ результат конкурса

(с учетом пунктов 7, 8).

Приложение Г

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИТОГОВОЙ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Приложение Д

ПРАВИЛА ПОДСЧЕТА КОНКУРСНЫХ БАЛЛОВ

а)эксплуатация станка - вопрос об отдельно взятой операции,
проводимой на станке;

б)программирование - вопрос о переходе, операции или коде
управляющей программы.

3.В случае явной угрозы жизни и здоровью, а также при опасности
столкновения и повреждения оборудования технический эксперт может
остановить любые действия обучающихся. После третьего вмешательства
обучающийся досрочно прекращает свое участие в конкурсе. При этом
результат, полученный им, будет зафиксирован и оценен наравне с
остальными обучающимися.

Приложение Е

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЯ

I. Обязанности обучающихся

II. Обязанности эксперта-наблюдателя

1. Эксперт-наблюдатель обязан присутствовать на протяжении всего времени проведения чемпионата.

III. Обязанности и полномочия технического эксперта

IV. Обязанности и полномочия главного эксперта

1. Главный эксперт уполномочен принимать решения по спорным вопросам.

Решение фиксируется в письменном виде в присутствии двух экспертов-наблюдателей и технического эксперта

Приложение Ж

ПОРЯДОК И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОНКУРСА

Приложение З

РАБОЧЕЕ МЕСТО УЧАСТНИКА КОНКУРСА

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области