Конспект образовательной деятельности в старшей группе из цикла
«Откуда что берется?».
Тема: «Хлеб всему голова».
Цель: уточнить, закрепить знания и представления детей о процессе выращивания хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям, выращивающим хлеб.
Задачи:
«Познание»: продолжать знакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширять и обогащать знания детей о процессе изготовления хлеба.
Интеграция областей:
«Коммуникация»: осваивать элементарные навыки речевого общения; воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении.
«Художественное творчество»: закреплять умения лепить, используя нетрадиционный материал - тесто, формировать аккуратное и бережное отношение и уважение к хлебу, развивать детское творчество.
«Социализация»: развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, интерес к коллективному труду.
Оборудование: наглядно-дидактическое пособие «Откуда что берется?», хлебобулочные изделия, фартуки, клеенки, емкости с водой, мукой и солью, мерные ложки, глубокие пластиковые тарелки.
Предполагаемый результат: дети могут называть последовательность выращивания и изготовления хлеба, рассказать о важности хлеба для человека, дети бережно и уважительно относятся к хлебу.
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу. На столе чудесный мешочек.
Воспитатель приветствует детей:
-Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться: - Доброе утро!
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем друг другу: «Доброе утро»!
2. Основная часть.
Сегодня утром наш повар принес нам мешочек. Что же такое в этих мешочке лежит? Мне интересно, а вам?
Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Ребята, сейчас вы будите по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать один из предметов, который там находится, и отгадывать его название. Скажите, по каким признакам вы догадались об этом. Дети по очереди опускают руку в мешочек, исследуют предмет рукой и рассказывают, по каким признакам они узнали, что это за предмет. (Бублик, сухарь, сушка, печенье, кусочек хлеба, пряник, пирожок, рогалик)
Ребёнок. Я нащупал бублик. Он круглый и большой.
Ребёнок. Я нащупал сухарик. Он овальный и твердый.
Ребёнок. Я нащупал сушку. Она круглая и маленькая.
Ребёнок. Я нащупал печенье. Оно квадратное и тонкое.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично угадали все предметы.
Стук в дверь. Входит повар.
Повар: Здравствуйте, ребята! Понравился вам мой «Чудесный мешочек»? А у меня для вас есть еще один подарок. Отгадайте загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает и горелый.
Дети: Хлеб.
Повар: правильно. Этот хлеб я оставлю вам на обед. Хлеб – это продукт питания, это символ труда, благополучия и мира. Сегодня вы узнаете все о хлебе. Запоминайте, а вечером мне расскажите.
Повар уходит.
Воспитатель: На Руси раньше говорили: «Хлеб всему голова». В этих словах дань огромного уважения народа к хлебу, которое предается из поколения в поколение. С весны до осени трудятся хлеборобы, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришел. Раньше хлебназывали «жито» от слова жить. По старинному обычаю нечаянно выпавший из рук хлеб надо не только поднять, но и попросить у него прощения.
Воспитатель: А как вы думаете, хлеб полезен?
Ответы детей.
Воспитатель: Он не только вкусный, но и полезный. В нем содержатся практически все питательные вещества, необходимые человеку. Он никогда не надоедает людям.
Сегодня я вам расскажу и покажу, как хлеб к нам на стол попал?
Работа с наглядно-дидактическим пособием.
Воспитатель: Да не сразу стали зёрна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
1. Картинка «Пахота»
Загадка:
Едет конь стальной, рычит,
Сзади плуги волочит?
Дети: трактор.
Сначала поле нужно вспахать. Пашут землю трактора. Существуют различные виды тракторов: пахотные, транспортные и др. Трактор от других транспортных средств отличается тем, что имеет низкую скорость и большую тягу. Поэтому он не заменим для работы в поле.
2. Картинка «Сев»
Пришла горячая пора — пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
Есть две посевных поры – весна и осень. Яровые растения высеивают весной, а озимые – осенью. Озимые сорта всходят ранней весной и созревают раньше яровых. Они дают более высокий урожай. Во время сева к трактору прикрепляется сеялка.
3. Картинка «Хлеб растет»
«Там хлеб не родится, где кто в поле не трудится».
Хлеборобы не сидят сложа руки в ожидании урожая. Если нет дождей, поля поливают. Делают подкормку. Борются с сорняками и насекомыми вредителями.
4. Картинка «Жатва»
Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки взлелеял агроном.
И хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели,
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
Уборка зерна - трудоемкий процесс. Здесь тоже не обойтись без машин. Существуют специальные комбайны для уборки зерновых культур, рисоуборочные и кукурузоуборочные.
Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
Элеватор – это зернохранилище. Там зерно очищают от разных примесей, перерабатывают или закладывают на хранение.
5. Картинка «Помол зерна»
Едет хлеб на мельницу,
Мельницу — чудесницу.
Там муку смололи из зерна
На хлебозавод отправилась она.
Название муки зависит от того, из какого зерна она произведена.
Игра «Назови какой, какая, какое?»
Хлеб из ржи – ржаной,
Хлеб из пшеницы – пшеничный,
Каша из пшена – пшенная,
Каша из овса – овсяная,
Поле с рожью – ржаное,
Поле с пшеницей – пшеничное.
6. Картинка «Приготовление теста»
Существуют сотни рецептов приготовления теста. Самые важные компоненты – это вода и мука. Муку просеивают, чтобы она насытилась кислородом, воду берут чистую, без примесей, добавляют соль и дрожжи. Тесто энергично замешивают, пока оно не «запищит» - из него со звуком начинает выходить воздух. Затем тесто формуют и оставляют в «покое» перед выпечкой.
7. Картинка «В печи»
Процесс выпечки хлеба очень ответственный. От него зависит цвет, толщина, глянец корочки, как пропечен мякиш, аромат и вкус хлеба.
Здесь пекарь постараться смог:
Такие булки вкусные испёк!
8. Картинка «На прилавках»
В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Все названия и виды хлеба сложно перечислить. Существуют национальные традиции хлебопечения. В Армении – лаваш, в Азербайджане – мадаури, шоти, в Казахстане любят лепешки осемдык, а в России традиционный хлеб – каравай.
Воспитатель: вот такой путь проделывает хлеб, чтобы попасть к нам на стол.
Надо уважать труд каждого, кто трудился, чтобы мы с вами не остались без вкусного хлебушка.
А теперь я предлагаю вам побывать в роли пекаря, замесить тесто и испечь свое хлебобулочное изделие.
Перед работой немного отдохнем.
Физминутка.
«Зёрнышко».
В землю зёрнышко попало, (приседают).
Прорастать на солнце стало (руки над головой).
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают).
К свету и теплу тянулся (тянутся вверх)
И красавцем обернулся. (поворот вокруг себя)
Творческая работа: «Изделиям из теста на столе всегда найдется место».
Игра «Какая мука»
Мука из зерна пшеницы (какая?) - пшеничная. Из нее пекут белый хлеб.
Мука из зерна ржи (какая?) – ржаная. Из нее пекут черный хлеб.
Мука из зерна гречихи (какая?) – гречишная.
Мука из зерна кукурузы (какая?) - кукурузная.
Сейчас я предлагаю вам стать настоящими пекарями. Мы с вами будем готовить хлебобулочные изделия для нашего магазина. А кто знает, что нужно обязательно сделать перед тем, как начать готовить? (помыть руки). Я иду мыть руки вместе с вами. Теперь надевайте колпаки и фартуки. Мы с вами будем замешивать соленое тесто, изделия из этого теста долго хранятся, с ними можно играть.
Берем мерную ложку. Насыпаем в миску три мерных ложки муки и соли, перемешиваем. Добавляем две мерных ложки воды, замешиваем тесто. Под музыку каждый из детей делает разнообразные хлебобулочные изделия, воспитатель складывает их на поднос.
Воспитатель: Мойте руки, проходите к столу. Вы напомните мне, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел? На столе лежат картинки. Давайте разложим картинки в правильном порядке.
Воспитатель: Каждый из нас должен помнить всегда: иметь хлеб на столе - большое счастье.
Запомните правила:
Берегите хлеб, он дорого достается.
Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
Никогда не бросайте хлеб.
Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Воспитатель: Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!
Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал, что…” (Ответы детей).
Всем спасибо, молодцы!