Проект «Мы любим сказки Пушкина» в подготовительной группе.
«Сказка ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам – урок!»
AКТУАЛЬНОСТЬ
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка, а также играет важную роль в процессе общего развития ребенка (речь, мышление, познание, развитие личности).
В наше время родители в силу своей занятости, часто процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек или уповают на дошкольное учреждение, мол, там научат. Дома же ребенок больше времени проводит у телевизора или с современными гаджетами, чем с книжкой в руках или на природе. В связи с этим можно считать особо актуальной проблему приобщения детей и их родителей к художественной литературе в условиях ДОУ.
На чем же остановить свой выбор? С чего начать? Хорошим вариантом станут сказки
А.С. Пушкина для детей. В них отображены любовь, чудеса, волшебство, мечта человека о счастье. Сказки радуют ребенка, дают возможность порассуждать о добре и зле, о плохом и хорошем.
Творческое наследие А.С Пушкина является живым достоянием нашей современности, оно раскрывается в наши дни во всем своем величии и многообразии. Сегодня поэзия Пушкина воспринимается как неотъемлемая часть круга детского чтения и сопровождают юного читателя в течении многих лет его взросления.
Устный опрос родителей показал, что лишь некоторые родители читали детям сказки А. С. Пушкина. Небольшая часть родителей показывала детям мультфильмы, снятые по сказкам А. С. Пушкина, но основная часть родителей считает, что знакомить детей с произведениями А. С. Пушкина еще рано, дети многого не поймут, слишком много старинных слов, значение которых молодые родители не в силах объяснить сходу. Приходится обращаться к интернет-справочникам, на это уходит время, пропадает волшебство.
Культурно-историческая память постепенно уходит в забвение, поэтому внимание общества должно быть сосредоточено на приобщении подрастающего поколения к русскому фольклору на основе традиций и новаций.
ТИП ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Познавательное развитие
* Познакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина
*Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям
*Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них
*Формировать целостное восприятие окружающего мира, связанного с именем А. С. Пушкина.
*Сформировать высокий познавательный интерес детей и родителей к творчеству великого русского поэта
Речевое развитие
*Обогащать и расширять словарный запас детей. Познакомить с новыми словами: прялка, невод, дуэль, молвить, землянка и т.д.
*Формировать грамматический строй речи, используя игры на согласование числительных с существительными, глаголами, на образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами
*Помочь детям овладевать средствами звуковой выразительности, вырабатывать четкую дикцию
*Развивать умение составлять рассказы по картине, заучивать стихотворения, отрывки из произведений поэта
*Формировать умение детей излагать свои мысли четко, понятно для окружающих, используя распространенные предложения
*Организовать заучивание некоторых стихов А. С. Пушкина
Социально-коммуникативное развитие
*Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и сверстниками
*Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр
*Развивать артистические способности
*Воспитывать партнерские и дружеские взаимоотношения
*Учить понимать мораль каждой сказки, знакомить с человеческими пороками и добродетелью.
*Закрепить правила общения с книгой и подбором литературы для книжного уголка.
Художественно-эстетическое развитие
*Совершенствовать технику рисования, передавая форму, величину, пропорции предметов
*Совершенствовать умение изображать предметы и действия по памяти или с небольшой помощью взрослого
*Продолжать учить использовать средства выразительности во всех видах детского творчества
*Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников
*Привлекать детей к оформлению выставок в группе, изготовлению макетов
*Воспитывать чувство прекрасного по произведениям поэта
*Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.
Физическое развитие
*Совершенствовать общеразвивающие движения в процессе проведения подвижных игр и упражнений
*Развивать пальчиковую моторику в процессе работы изобразительной деятельностью
ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Работа с детьми
*Развитие духовно-богатой личности ребенка
*Создание благоприятных условий для саморазвития ребенка
*Обогащение знаний и представлений о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми
*Совершенствование восприятия, осмысливание прослушанных произведений, обогащение чувств
*Развитие эмоциональной отзывчивости к героям произведений
*Повышение интереса к произведениям А. С. Пушкина
*Активизация потребности к чтению, узнаванию нового
*Получение детьми более глубоких знаний о культуре, быте и традициях русского народа, расширение кругозора
*Совершенствование социальных навыков поведения, умение преодолевать трудности в общении
*Обогащение развивающей среды по данной тематике
Работа с родителями
*Расширять представления родителей о детской литературе, о возможностях восприятия детьми
литературных произведений разной сложности.
*Помочь почувствовать и понимать язык сказок А.С Пушкина
*Помочь увидеть красоту и богатство родного языка, вызвать интерес и желание перенести в собственную речь наиболее выразительные слова, речевые обороты (высказывания, метафоры, поговорки и т.п.)
*Помочь поддерживать интерес детей к чтению, к творчеству А.С Пушкина
*Добиться понимания того, что желание ребенка еще раз услышать произведение должно быть удовлетворено
*Активизировать интерес к творческой деятельности детей
*Принимать участие в делах детей, разделять их радости и переживания
ОРГАНИЗАЦИЯ РППС:
*Различные виды театров, костюмы, маски, атрибуты для организации театрализованной деятельности и сюжетно ролевых игр.
*Разнообразные материалы для творчества, раскраски, репродукции картин, образцы для лепки.
*Подборка аудио и видео материалов по произведениям А.С Пушкина.
*Картотека игр на развитие эмоций
*Дидактические игры
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап. Подготовительный
Обсуждение целей и задач проекта
Составление плана работы
Работа с родителями по теме проекта
Создание информационной базы (книги, иллюстрации, мультфильмы по сказкам А.С.Пушкина)
2 этап. Организационный
Планирование работы с детьми, проблемная ситуация, мотивация на деятельность
Пропаганда знаний родителей воспитанников о влиянии художественной литературы на развитие ребенка
Создание базы данных о сказках А. С. Пушкина
Создание развивающей среды по теме проекта
Оформление в книжном уголке выставки произведений А. С. Пушкина
Проведение конкурса для детей на лучший рисунок по сказкам А. С. Пушкина
3 этап. Итоговый
Проведение итогового мероприятия
Подведение итогов проделанной работы
Определение перспективы на будущее
Подготовка отчетных материалов
1-й этап
Планируемые мероприятия | Сроки реализации | Ответственный |
Составление плана работы и разработка конспектов НОД. | воспитатель | |
Беседа «Какие сказки Пушкина мы знаем?» Рассказ воспитателя о Пушкине. Цель: выявить, какие сказки Пушкина дети знают? | воспитатель | |
Пополнение и подборка материала по теме. | воспитатель, родители | |
Привлечение родителей к созданию выставки «Моя домашняя библиотека сказок А.С. Пушкина» | воспитатель, родители |
2-й этап
Мероприятия | Задачи | Ответственный |
Интегрированное занятие «Рассказы о А.С. Пушкине» | Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством А. С Пушкина; воспитывать любовь и интерес к творчеству поэта; обогащать и развивать словарный запас детей, обращать внимание на выразительность и поэтичность пушкинских строк. | воспитатель |
Рассматривание иллюстраций изображений А. С. Пушкина (портреты, картины, памятники). | Продолжать знакомить детей с фактами биографии поэта. Ввести детей в мир сказок А.С Пушкина. Привить интерес к личности сказочника, пробуждать в детях интерес к книге, расширить их литературный кругозор. | |
Выставка книг со сказками А. С. Пушкина разных изданий. | Знакомить с многообразием изданий сказок Пушкина. | воспитатель, родители |
Художественное творчество: рисование. Тема «У Лукоморья дуб зеленый» (по сказкам Пушкина) | Продолжать учить способам изображения предметов. Учить наносить легкий контур карандашом. Учить рисовать по представлению, передавая форму и пропорции предметов. Закрепить интерес к изобразительной деятельности. | воспитатель |
Чтение художественной литературы: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» | Способствовать развитию художественного восприятия текста; учить понимать поэтический язык А.С Пушкина; прививать любовь к Родине, к её истокам; развивать память. Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми на улице. | воспитатель |
ОБЖ: «Ничего не бери у чужих людей» по сказке «О мертвой царевне и семи богатырях» | Расширять кругозор детей; вызвать интерес к жизни и творчеству поэта и его семьи. | воспитатель |
Беседа « А.С. Пушкин: семья поэта» | Развивать образное представление; продолжать учить передавать в рисунке образы сказочных героев, их характерные черты; закреплять умение использовать в работе разные изобразительные средства; | воспитатель |
Художественное творчество: рисование. Тема «Мой любимый сказочный герой» | Закреплять знания о произведениях Пушкина; развивать логическое мышление. | воспитатель |
«Сказки А. С. Пушкина» | Формирование речи через воспитание чувства красоты, любознательности, храбрости и верности, приобщая детей к нравственным ценностям, накопленным веками народами нашей страны. | воспитатель |
Беседа «Как художники иллюстрировали «Сказку о царе Салтане, сыне его славном богатыре Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди». | Создать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам литературного произведения А.С Пушкина; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность в поиске средств художественно-образной выразительности. | воспитатель |
Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина: | Обсудить разнообразие сказок в творчестве А. С. Пушкина, привить любовь к литературе, сформировать умение анализировать сказку. Обогащать и развивать устную речь детей. | |
Выставка на тему «Иллюстрации к сказкам А. С Пушкина”. | Углубить знания о творческом наследии А. С. Пушкина у детей и родителей. Повысить уровня художественного образования, развивать творческий потенциал, всестороннее эстетическое развитие подрастающего поколения. Доставить радость от результатов собственного труда, воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества | воспитатель |
Просмотр мультфильмов: -«Сказка о рыбаке и рыбке»; -«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; -«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»; -«Сказка о золотом петушке». | Закрепить знания о сказках Пушкина. Обобщить знания, полученные в ходе работы над проектом. | воспитатель |
Заучивание стихотворения. А. С. Пушкин «У Лукоморья дуб зеленый». | Развивать умение внимательно слушать произведение, интерес к художественной литературе. Совершенствовать звукопроизношение, выразительность речи. | воспитатель, родители |
Дидактические игры: - «Найди предметы из сказок Пушкина»; - «Какой сказочный герой лишний?»; - Пазлы «Сказки Пушкина». | Расширять знания об А. С Пушкине, развивать интерес к его творчеству. Развивать внимание, память, мышление. | воспитатель |
Игры – драматизации по сказкам: -«Три девицы под окном»; -«Петушок с высокой спицы»; - «Свет мой, зеркальце, скажи». | Развивать воображение, артикуляционную моторику, координацию речи с движением. | воспитатель |
Слушание- «Бал сказок» (образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов) Слушание – песня «Ветер по морю гуляет» муз. Струве, сл. А.С Пушкина. Слушание «Полет шмеля» - Н. А. Римский-Корсаков | Обобщить знания, полученные в ходе работы над проектом. | воспитатель |
Досуг “В гостях у кота Ученого” | Закрепить и расширить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве. Закрепить знания дошкольников о сказках А.С.Пушкина. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей в драматизациях. Воспитывать любовь и уважение к великим людям России. | воспитатель |
3этап:
Подведение итогов проведенной работы.
Проведение итогового мероприятия “В гостях у кота Ученого”
Вывод:
Все дети группы познакомились с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, с его сказками «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке». Все дети участвовали в продуктивной деятельности по произведениям поэта. Родители большинства детей принимали активное участие в реализации проекта: приносили книги для книжного уголка, делали на компьютере наглядные пособия по сказкам и биографии поэта.
Литература.
Приложение:
Дидактические игры.
«Скажи наоборот».
Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противоположным значением.
Игра с мячом.
-Старик добрый, а старуха…(злая).
-Старуха строптивая, а старик…(покорный).
-Сначала море спокойное, а потом…(бурное).
-Землянка была старая, а терем…(новый).
-Землянка была низкой, а терем…(высокий).
-одежде старика была бедной, а у боярыни..(богатой).
«Кого не стало?»
Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, памяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.
-Кого не стало?
«Вспомнить сказку»
Цель: развитие памяти, ловкости.
Игра с мячом.
-Я буду бросать мяч и задавать вопросы. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мне мяч.
-Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
-У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
-В какой сказке на берег выходят 33 богатыря и как зовут их дядьку?
-В какой сказке главный герой превращался в насекомых, и в каких?
«Кто скорее?»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.
Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.
-Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.
Игры и упражнения на развитие двигательных способностей.
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, не сталкиваясь друг с другом, двигаться в разных темпах.
«Белка»
Изобразить танец белки под музыку «Во саду ли, в огороде»
Итоговое мероприятие проекта «Мы любим сказки Пушкина»
«В гостях у Кота Ученого».
Цель:
Продолжать развивать интерес к творчеству А.С Пушкина. Способствовать приобщению детей к книге, воспитание грамотного читателя.
Задачи:
Образовательные:
1.Продолжать учить запоминать содержание прочитанных ранее произведений и понимать их мораль.
2.Обогащать знания о героях сказок Пушкина и их характере.
Развивающие:
1.Развивать творческие, артистические способности детей.
2.Развивать умение заучивать стихотворения.
Воспитательные:
1.Воспитывать любовь к творчеству писателя.
2.Формировать положительный эмоциональный настрой и уверенность в своих силах в небольших инсценировках.
Предварительная работа:
*Чтение сказок А.С. Пушкина,
*рассматривание иллюстраций,
*рисование сказок А.С Пушкина,
*слушание фрагментов из опер Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», М.И. Глинки «Руслан и Людмила».
Оборудование:
Мультимедийное оборудование; атрибуты к костюмам рыб, принцессы и царя Салтана; сундук с предметами из сказок; волшебная книга Кота Ученого; музыкальные шумовые инструменты.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Сегодня наше мероприятие будет посвящено не всем сказкам, а сказкам, которые написал А.С. Пушкин.
На экране появляется портрет А.С Пушкина
Воспитатель: Сегодня день совсем не прост, о Пушкине здесь речь пойдет
О том поэте, чьи стихи мы прославляем в эти дни.
Он гениальный был поэт, о нём мы помним много лет.
И вот поэтому сейчас мы в сказку приглашаем вас
На экране видео «Лукоморье», Варвара читает стихотворение под клип вместо автора
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!
За дверью слышится мяуканье.
Воспитатель: Мне кажется, кто-то мяукает. Признайтесь, кто принёс кошку?
Из-за двери появляется кот.
Воспитатель: Как вы сюда попали?
Кот: Здравствуйте, мои друзья!
Кот ученый – это я.
Я со сказками дружу,
В гости милости прошу!
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне.
Между прочим, я могу проникнуть куда угодно.
Вот моя волшебная книга.
Книгу волшебную я открываю,
В сказку с вами я попадаю…
Заставка на экране «Сказки Пушкина»
Кот
Но вначале для порядка
Загадаю вам загадки.
Соглашайтесь без опаски!
Вспомним пушкинские сказки,
И героев, и названья.
Приготовились? Вниманье!
Тут синее море, тут берег морской.
Старик вышел к морю, он невод забросит,
Кого-то поймает, и что-то попросит
Но жадность ребята к добру не приводит.
И кончится дело все тем же корытом,
Но только не новым, а старым, разбитым.
После отгадки детей на экране появляется заставка «Сказка о рыбаке и рыбке»(4)
Воспитатель: Ребята, какой была старуха в сказке о рыбаке и рыбке? (ответы).
А что мы можем сказать о старике? Как наказала рыбка старуху? (ответы).
Сейчас мы посмотрим инсценировку отрывка из этой сказки.
(Инсценировка «Сказки о рыбаке и рыбке» диалог старика и рыбки»
Кот:
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Вот пошёл он к синему морю, видит - море слегка разыгралось.
Старик ловил неводом рыбу.
Раз он в море закинул невод – пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод – пришёл невод с травою морскою.
В третий раз закинул он невод – пришёл невод с одною рыбкой…
Рыбка: Отпусти ты, старче, меня в море, дорогой за себя откуп,
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Старик Бог с тобою, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо:
Ступай себе в синее море, гуляй там себе на просторе.
После ухода старика и рыбки включается музыка. Под музыку танцуют три девочки(5).
Танец «Золотые рыбки»
Кот: А вот и следующая загадка:
Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна, Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется, И кричит: «Кири – ку – ку! Царствуй лежа на боку!»
О герое, какой сказки Пушкина эта загадка? (ответ)
После ответа детей на экране появляется заставка к сказке «Золотой петушок»
Воспитатель, Кот и дети играют все вместе в речевую игру «Петушок».
Кот: Скажите, а какой сказочный пушкинский герой является обладателем необычной бороды? (ответы). А что таится в его необычной бороде?
После ответа на экране появляется заставка на экране к сказке «О царе Салтане и сыне его славном Гвидоне»
Черномор выходит со своей свитой, делает обход по залу. Остальные дети играют на музыкальных инструментах (Марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила»).
Кот:
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
Инсценировка из сказки «О царе Салтане сыне его славном Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди»
1 девочка: -Кабы я была царица,
То на весь крещёный мир приготовила б я пир.
2 девочка: -Кабы я была царица,
То на весь бы мир одна наткала я полотна.
3 девочка: -Кабы я была царица,
Я б для батюшки царя родила богатыря.
Кот: А сейчас загадка про еще одного героя сказки о царе Салтане
Как войдёшь ты в двор широкий,
Там под ёлкою высокой
Кто-то песенки поёт, золотой орех грызёт,
Изумрудец вынимает и в мешочек опускает;
И засеян двор большой золотою скорлупой (ответ).
После ответа детей на экране появляется картинка с белкой из сказки о царе Салтане
Давайте вместе вспомним отрывок из сказки «О царе Салтане, сыне его славном богатыре Гвидоне и прекрасной царевне Лебеди»
Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)
И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)
Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)
На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)
Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого. (дети встают)
Пушки с пристани палят - (дети хлопают)
Кораблю пристать велят (дети топают)
Кот. Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет? (зеркальце)
После ответа на экране появляется заставка к сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»
Кот: На девичник собираясь, царица наряжаясь, Перед зеркальцем своим Перемолвилася с ним
Инсценировка отрывка из сказки «О мертвой царевне и семи богатырях»
Кот: (берет зеркало у принцессы). А кто помнит, что сделала принцесса после того как зеркало ей ответило, что она всех на свете милее? (ответ).
Дети, воспитатель и кот играют в игру «Повторяй за мной» (с каждым разом убыстряя движения).
И царица - хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
Кот:ребята, вы наверное обратили внимание, что под моим дубом стоит ларец. Ларец мой не пустой. В нем находятся предметы из всех сказок А.С Пушкина, которые вы уже знаете. Я хочу еще раз проверить, насколько вы хорошо запомнили содержание сказок.
На экране появляется дуб с героями Пушкинских сказок
Кот достает предметы из ларца, а ребята угадывают из какой они сказки. Игра «Угадай, из какой сказки предмет»
Кот: Вот игре и конец,
Опустел мой ларец.
Все загадки отгадали
И немножечко устали.
А в ларце еще есть подарки для всех ребят,
это раскраски по сказкам Пушкина.
Кот раздает всем детям раскраски.
Кот: Теперь я точно знаю, что вы знаете и любите сказки А.С Пушкина. Пора и мне с вами прощаться и отправляться в любимую сказку А.С Пушкина «Руслан и Людмила».
Кот уходит.
Воспитатель: Наше путешествие по сказкам закончилось. Понравилось вам оно?
Это Пушкин. Это чудо. Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта? Их не много и не мало,
Но все Пушкинское это - наше вечное начало.
Спасибо всем за участие!