Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Р] для детей подготовительной группы с диагнозом ФФНР, дизартрия (3 ребёнка)
Учитель-логопед: Брякунова Ульяна Петровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20 «Ласточка» комбинированного вида»
Свердловская область, город Лесной
Тема: автоматизация звука [Р] у детей с ФФНР.
Цель: автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи
Коррекционно-образовательные
Коррекционно-развивающие
Коррекционно-воспитательные
Оборудование: игрушка кота Матроскина, наглядность для характеристики звука, презентация к артикуляционной гимнастике, резиновые рыбки, игра «Один – много».
Ход
Организационный момент
«Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе: «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг».
Психогимнастика «Улыбка»
Упражнение на предупреждение психоэмоционального напряжения с элементами дыхательной гимнастики.
Дети в кругу, логопед предлагает улыбнуться друг другу, почувствовать спокойствие, расслабиться вдохнуть через нос в себя свежесть, доброту и красоту, а выдохнуть через рот все обиды, злобу и огорчения.
Логопед: «Чтобы наша речь была красивой, чёткой мы сделаем гимнастику для губ и языка. Вы согласны?».
Дети: «Да».
Артикуляционная гимнастика для звука [Р] («Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Гармошка», «Фокус», «Барабанщик»).
Логопед: «Язык к нёбу поднимаем и заводим моторчик».
Объявление темы занятия
Логопед: «Сегодня у нас в гостях кот Матроскин (игрушка). Он знаком вам?».
Дети: «Да, это кот из мультфильма «Простоквашино, Матроскин».
Логопед: «Матроскин научился произносить звук [Р], он ему очень нравится, потому что он есть в именах его друзей. А вы ребята, умеете произносить этот звук».
Дети: «Да».
Логопед: «Я предлагаю поиграть с нашим любимым звуком и научить кота Матроскина. Согласны?».
Дети: «Да».
Логопед: «Вспомним, как правильно произносить звук [Р].
Артикуляционный уклад для звука [Р]. Губы в улыбке. Язычок в форме чашечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Воздушная струя сильная, тёплая, проходит через середину языка. Заводим моторчик – д…д…д…дррррррр.
Игра «Попугайчики» (запоминание ряда слогов)
Мы не девочки и не мальчики
Все мы с вами попугайчики.
Попугай, не зевай,
А скорее повторяй!
Дети повторяют за логопедом «слоговые цепочки» со звуком [Р].
Логопед: «Ребята, Матроскин предлагает нам поиграть в игру «Придумай слово по первому слогу».
Ра – ра – ра, начинается игра. Я прошу со слога «ра» мне сейчас назвать слова (ракета, рана, ромашка, раки, радуга). Продолжаем мы игру – где слова со слога «ру» (рука, руль, рубашка, ручей).
Игра с мячом «Найди слово»
Дети стоят в кругу.
Логопед
Мы со звуком [Р] играем,
Слово быстро называем:
Робот, рыба, пароход,
Роза, ранец, рама, крот…
Ну, а ты, дружок, готов
Подобрать скорее слов?
Логопед бросает мяч по очереди каждому ребёнку и просит назвать слова на звук [Р].
Логопед: «Ребята, научим Матроскина игре «Дом на горе»».
Дети: «Да».
Динамическая пауза
Дом на горе
На горе мы видим дом, | Кистями рук сложить «домик». |
Много зелени кругом. | Волнообразные движения кистями рук. |
Вот – деревья, вот – кусты. | Руками изобразить «деревья», «кусты». |
Вот – душистые цветы. | Пальцами изобразить «распускающийся цветок». |
Окружает все забор. | Пальцами показать «забор». |
За забором – чистый двор. | Погладить ладонями стол. |
Мы ворота открываем, | Показать руками, как открываются ворота. |
Быстро к дому подбегаем. | Пальцами пробежаться по столу. |
В дверь стучимся: тук-тук-тук! | Постучать кулачками по столу. |
Кто-то к нам идёт на стук… | Ладонь приставить к уху, «прислушаться». |
В гости к другу мы пришли И гостинцы принесли. | Вытянуть руки вперёд, как будто преподнося что-то. |
Логопед: «Что-то Матроскин проголодался, ребята, накормим Матроскина?».
Дети: «Да».
Логопед: «Матроскин любит блюда в названии которых есть звук [Р], какие?»
Дети: «Рыбу, картошку, пирог, торт, рулет, борщ…».
Дети «кормят» кота рыбой.
Логопед: «Ребята, а кто любит груши?».
Игра «Что можно приготовить из груш?»
Дети: «грушевое повидло, грушевый сок, грушевый джем, грушевое варенье, грушевый компот, грушевый мармелад, грушевый пирог, грушевый торт, грушевое пирожное».
Игра «Один – много»
Составление предложений по картинкам на звук [Р].
Логопед: «Я сорвала одну ромашку».
Ребёнок: «А я сорвала три ромашки».
Логопед: «Я купила три ручки».
Ребёнок: «А я купила пять ручек»…
Игра «Пальчики помогают говорить» (проговаривать чистоговорки, поочерёдно соединять указательный, средний, безымянный, мизинец с большим пальцем, слог – палец, слово – палец).
Ро – ро – ро – едем мы в метро.
Ру – ру – ру – скачет кенгуру.
Ры – ры – ры – воздушные шары.
Ра – ра – ра – высокая гора…
Итог
Логопед: «Вот и настала пора прощаться с Матроскиным, ему пора в Простоквашино к своим друзьям. Матроскину очень понравилось играть с вами. Вы очень хорошо произносили любимый звук Матроскина. Он очень рад».