Формирование исторического мышления учащихся младшего школьного возраста на основе изучения ценностей родной культуры.
Образование — это не только целенаправленный процесс получения и передачи знаний и умений, которые помогают личности развиваться, образование прежде всего воспитание личности.
Историческое мышление представляет собой единство содержания знаний, способов умственных действий и установок личности на их применение в познании конкретных исторических явлений. Оно обращено на осмысление прошлого, настоящего и на прогнозирование будущего.
(Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. Ред. А.О.Чубарьян.)
Историческое мышление предполагает наличие всесторонних знаний об историческом прошлом своей страны, ведь человек без прошлого-это человек без настоящего и без будущего.
Путей формирования исторического мышления существует немало. Одним из таких путей, причём не столько теоретическим, сколько практическим, а значит, эффективным и плодотворным, является формирование у учеников устойчивого интереса к историческим и культурным памятникам и ценностям своего города, региона, страны.
Предмет история является универсальным, т.к. содержит сведения о развитии географических представлений, математических знаний, фрагменты литературных произведений, изображения и описания памятников культуры.
При изучении раздела «Страницы истории России» в курсе «Окружающего мира» , перед учителями начальных классов стоит цель, направленная на передачу культурного исторического наследия. Для реализации этой цели необходимо выполнение следующих задач:
Для развития интереса к истории своей страны необходимо соблюдать принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность на уроке. Поэтому в своей педагогической деятельности я использую различные методы и формы работы.
При объяснении учебного материала пользуюсь записанным на доске планом, ставя перед учениками вопросы при переходе от одного пункта плана к другому, что позволяет решать новые мыслительные задачи.
Элементы беседы использую и входе рассказа и при разборе наглядных пособий, и при анализе отрывков художественной литературы. Вопросы, начинающиеся со слов «почему?», «как вы думаете?», «как вы считаете?» поставленные в ходе беседы, заставляют учеников выбирать из известных фактов то, что относится к данному вопросу, находить решение поставленной проблемы.
Работая с картой учащиеся узнают большое количество разнообразных сведений, таких как возникновение государства, пути военных походов, места битв, маршруты путешественников.
Использование игр создаёт в обучении неформальную остановку, способствует формированию прочных и глубоких знаний, развивает интеллектуальную и эмоциональную сферу учащихся. В ходе игры учебная цель предстаёт перед ними в виде игровой задачи: ответить на вопросы, разгадать кроссворд.
Для освоения содержания истории необходимо овладение понятиями и терминами. С этой целью работу провожу в игровой форме.
Игра «Путаница» ( Карточки с названием исторических источников спутаны. Задача учащихся правильно их расставить)
Игра «Кораблик» проводится при изучении темы «Рождение русского флота» (Вырезаны кораблики, на них записаны вопросы:1.Когда было начато строительство Санкт-Петербурга? 2. Почему Санкт-Петербург получил такое название?)
Для грамотного написания терминов провожу исторические диктанты, где необходимо вставить в слова, записанные на доске, пропущенные буквы
Изготовление поделок, чтение исторических текстов по ролям, разыгрывание сценок, иллюстрирование исторических событий, документов, составление кроссвордов по определённой теме позволяет себя проявить учащимся с различными способностями. В процессе подготовки задания учащиеся договариваются, распределяют роли, проявляют самостоятельность, инициативу и творческие способности. Так при изучении быта русского народа, учащимся предлагаю инсценировать встречу гостей .
Наибольший интерес у младших школьников вызывают уроки, проведённые в нетрадиционной форме. Такие уроки увлекают детей, активизируют познавательную мыслительную деятельность, поддерживают устойчивое внимание в течение всего урока.
Изучение истории неразрывно связано с изучением истории родного края. Краеведческая деятельность способствует более углублённому изучению истории своей Родины. С детства, изучая свой край, ребёнок не только расширяет кругозор, он учится любить свою малую и большую Родину, гордиться красотой её природы, людьми, создавшими этот неповторимый мир вокруг него, и приобретает желание самому заботиться и преображать свой край.
Занятия краеведением в начальных классах проводится в форме экскурсий, видеоуроков, викторин, интеллектуальных игр поддерживающих интерес и познавательную мотивацию учащихся.
С первого классе дети знакомятся со школой, её традициями, посещают школьный музей «Быт народов Урала», т. к я вижу в использовании материалов и экспонатов школьного музея большие возможности для реализации поставленных задач по изучению истории родного края на уроках и во внеурочной деятельности.
Музей является уникальным хранилищем человеческой памяти. Он осуществляет связь времён, даёт уникальную возможность сделать своими союзниками в воспитании тех, кто жил до нас. Предметы из музея расширяют представление о прошлом народов Урала, создают представление о быте и культуре, таким образом позволяют развивать личность ребёнка. Использование музейных экспонатов на уроках повышает их эффективность.
Беря в руки старые фотографии или предметы в лицах учеников можно увидеть и гордость и изумление от только что открытого. Используемые в работе разнообразные средства и методы, обеспечивают напряжение мысли каждого ученика, а знания добытые собственными усилиями, сознательнее и прочнее усваиваются.
Все перечисленные формы работы отражаются и на результатах участия обучающимися в конкурсных мероприятиях.
Изучение истории родного города учащимися проходит в рамках городской краеведческой игры «Я-тагильчанин». За время её проведения ученики показали свои таланты в сочинительстве, в театрализованных представлениях по произведениям уральского сказочника П.Бажова, фото – квесты «Знаем, гордимся – память храним!», «Нижний Тагил- здесь мне интересно!», «Тагил сквозь годы»
Ребята участвуют в поисковой деятельности, по результатам работы создают проекты о родном городе, такие как « Тагильские таланты вчера, сегодня, завтра» (3 место в районном конкурсе исследовательских работ), о своей семье « История моей семьи в Великой Отечественной войне» ( 3 место в конкурсе в районном конкурсе исследовательских работ «Победный марш Тагила»), «Военное детство» (в городском конкурсе исследовательских работ)