Из опыта работы «Мой подход к профессиональной деятельности».
С приходом в детский сад у малыша начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные формы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь, а также способность находиться в группе детей.
В процессе адаптации детей стремлюсь установить с ребенком такие отношения, чтобы воспитатель стал для ребенка близким человеком – это когда охотно идет от матери к воспитателю, он улыбается, радуется, когда видит воспитателя, ребенок успокаивается после общения с воспитателем, обращается за помощью к воспитателю.
Мой опыт работы привел меня к мысли о том, что детей нужно любить и принимать такими какими они есть, признавать уникальность каждого. Не следует требовать от них невозможного, но необходимо создать для них такие условия, при которых ребенок сам пришел бы к пониманию любого требования лично для себя и захотел бы его выполнить. В группе эмоцинально-комфортные условия, что является залогом успешности решения всего комплекса образовательных задач, формирования эмоциональной сферы благополучной адаптации детей. Имеется отдельная спальня, игровая. Организованна предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным особенностей детей и содержанию программы. Среда безопасна, доступна, обеспечивает возможность общения в совместной деятельности детей и взрослых.
Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
По теме Экспериментирования я углубленно работаю не первый год. Почему я выбрала эту тему?
Потому что с младшего возраста у детей возникает потребность в экспериментировании. Во многом развитие личности и познавательных функций детей осуществляется именно через опыты и эксперименты.
Я считаю, что на сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. И должна в полной мере раскрываться в детском саду.
Учитывая практическую значимость экспериментирования для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи.
Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи
1. Создание условий для формирования основного целостного мировоззрения у детей средствами эксперимента.
3. Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности.
4. Развитие у детей умений пользоваться приборами — помощниками при проведении игр-экспериментов.
5. Развитие у детей умственных и мыслительных способностей .
6. Социально-личностное развитие каждого ребёнка.
В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике моей работы.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В результате работы.
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе совместно с родителями.
Разработала конспекты занятий по экспериментированию.
Наша группа ,приняла участие в смотре-конкурсе «Уголок экспериментирования»,который проводился в детском саду.
Затем я подобрала практический материал, который включает в себя:
1.Создание предметно развивающей среды по эксперементированию
2. Работа с детьми:
3. Работа с родителями:
4. Работа с педагогами:
1.Создание предметно развивающей среды по экспериментированию.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы в группе оборудовали детскую мини – лабораторию «Хочу все знать!», состоящую из нескольких зон:
• Специальная посуда
• Природный материал
• Медицинский материал
• Различные виды бумаги и ткани.
• Технический материал
• мини - музея «Чудесная кладовая»;
• игротеки.
Есть в уголке экспериментирования материалы, которые распределены по блокам:
«Волшебница-вода»
«Невидимка – воздух»
«Свет и цвет. Звук»
В мини - лаборатории находятся всевозможные коллекции:
• Коллекции семян.
• Гербарий.
• Коллекция шерсти;
• Коллекция тканей;
• Коллекция ракушек;
• Коллекция камней.
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.
2. Работа с детьми:
В работе с детьми я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что –то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Также включала экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период.
С детьми проводились беседы об экспериментировании.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты –эксперименты.
В своей работе создавала образовательные ситуации.
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.
Проводила работу с родителями.
Провела анкетирование родителей .
С целью выявления отношения их к поисково- исследовательской активности детей. Из анализа анкет сделан вывод, что наша работа ведется не зря. Дети с интересом продолжают экспериментировать дома, родители принимают в этом активное участие.
Провела родительское собрание по теме «Экспериментирование»
Разработала консультации для родителей:
Оформила папки – передвижки в родительский уголок.
4. Работа с педагогами:
На протяжении всего учебного года я знакомилась с работой педагогов нашего детского сада, проводила мастер класс и открытое занятие для педагогов. Используя интернет - ресурсы, я познакомилась с опытом работы воспитателей нашей страны.
В ходе своей работы провела анализ развития интереса детей к экспериментальной деятельности.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментально – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Также я провела анализ знаний детей в экспериментальной деятельности на начало года и на конец.
Как видно из диаграмм на конец года знания детей значительно улучшились.
Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе.
Таким образом, в процессе опытно - экспериментальной деятельности с детьми мы можем увидеть следующие изменения:
Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.