Характеристика основных средств физического воспитания в различных возрастных группах
Аннотация. Данная статья отражает анализ ключевых средств физического воспитания для разных возрастных групп воспитанников. Автор дает характеристику основных средств физического воспитания, выявляет их значимые аспекты. Рассматривает основные категории физической активности.
Ключевые слова: физическое воспитание, физическая активность, возрастная категория, физическое развитие.
Abstract. This article reflects an analysis of the key means of physical education for different age groups of pupils. The author characterizes the main means of physical education and identifies their significant aspects. Reviews the main categories of physical activity.
Key words: physical education, physical activity, age category, physical development.
В процессе своей жизнедеятельности ребенок нуждается не только в ментальном, но и в физическом развитии, что становится основой для формирования полноценной личности, соразмерно с необходимостью фундамента для крепкого строения. Так, чем прочнее будет фундамент, тем более высоким может быть здание: чем более взрослые будут заботиться о том, насколько физически развит ребенок, тем более полноценной и здоровой личностью он станет как на психологическом, так на физическом уровне.
В первые семь лет жизни ребенка, его физическое развитие неразрывно связано с общим воспитательным процессом. Именно на этапе дошкольного возрастного периода ребенок формирует установки относительно здорового образа жизни, физического развития, качества жизни, активности.
Стремление вырастить ребенка здоровым и активным является задачей не только значимых для него взрослых – родителей, но и общей системы образования в целом, т.к. образовательные учреждения занимают достаточно большую часть жизни ребенка и в них он проводит большую часть своего времени в течении дня. Для реализации подобных задач в ДОУ имеются занятия по физической культуре, ритмике, различные спортивные мероприятия, которые структурируются согласно возрастному периоду детей и его специфическим особенностям, а также подбор тех видов физической активности, которые доступны детям того или иного возраста. Для того, чтобы дети активно вовлекались в подобные занятия, активность должна вызывать интерес, стимулировать к действиям, а также учитывать физиологические и педагогические потребности ребенка, удовлетворять желание его тела к физическим нагрузкам.
Грамотно спроектированная программа физического воспитания является эффективной в процессе формирования у воспитанников крепкого телосложения, а также является пропедевтическим средством развития множества заболеваний. Кроме того, у детей, которые регулярно занимаются физкультурой и спортом, улучшается работа всех органов и систем организма.
Физическая культура предполагает наличие целесообразных и грамотно выстроенных в комплекс упражнений, которые направлены на устойчивое развитие навыков и способностей тела, а также укрепления общего состояния здоровья воспитанников и повышения их мозговой активности, как следствие – и успеваемости [1].
Физическая культура представлена совокупностью материальных и духовных ценностей. В первом случае подразумеваются спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений и др.
Рассмотрим основные средства физического воспитания для детей раннего и дошкольного возраста.
Основными средствами физического воспитания в данном возрастном периоде является физическая активность в виде упражнений. Они способствуют приобретению ребенком навыком движения, развивают его двигательный аппарат. Для того, чтобы усилить эффективность физических упражнений, необходимо пользоваться природными факторами, благоприятно воздействующими на организм: вода, воздух, солнечный свет.
Для того, чтобы реализовать воспитательные задачи в рамках физического воспитания детей, рассмотрим основные категории физической активности дошкольного периода.
Предполагает физическую активность как с дополнительным оборудование (гимнастические палки, мячи, обручи), так и без них. Занятия проходят в форме комплекса или отдельных видов упражнений – бега, спортивная ходьба, прыжки, лазание, статика и динамика и т.п. Кроме того, гимнастика предполагает и использование танцевальных элементов. Особенностью гимнастических упражнений является их разнонаправленность, что предполагает выбор конкретных упражнений, направленных на проработку необходимых зон тела ребенка или профилактику тех или иных физических нарушений. Упражнения основной гимнастики в наибольшей степени способствуют формированию умений владеть своим телом, согласованно выполнять различные сложные движения.
В данном возрастном периоде – это основная физическая активность ребенка. В отличие от гимнастики, активные игры укрепляют физическое состояние организма ребенка в целом.
Включаются в двигательную активность ребенка, начиная с возраста пяти лет. К ним относятся упрощенные способы хождения на лыжах, катание на коньках, плавание, различные игры с мячом (например, перебрасывание мяча через сетку, попадание мячом в корзину) и др. Упрощенные спортивные упражнения направлены на решение оздоровительных и образовали задач, а также на формирование первичного интереса к спортивной деятельности [2].
Рассмотрим основные средства физического воспитания для детей школьного возраста.
Школьное физическое воспитание отличается от дошкольного в сторону усложнения упражнений, увеличения физической нагрузки, согласно возрастным критериям ребенка. в данный период организм ребенка проходит этап становления, созревания, формируется фундамент ресурсов организма для последующей профессиональной деятельности, реализации в труде и т.п.
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6-7 до 17-18 лет. В соответствии с системой общего образования этот возрастной период подразделяется на три этапа: младший, средний и старший. Исходя из этих возрастных критериев необходимо учитывать распределение физической нагрузки на организм ребенка, варьировать ее интенсивность.
Как правило, именно на основе физических упражнений выстраивается вся физкультурная практика в учебных учреждениях. Они представляют собой направленные активные действия, которые выполняются с целью проработки тех или иных физических качеств воспитанников. В рамках физкультурных занятий упражнения объединены в конкретные комплексы и организованы определенным образом: каждый комплекс упражнений рассчитан на определенную возрастную категорию, имеют ограниченное время их выполнения, воздействуют на отельные группы мышц. Все выполняемые воспитанниками физические упражнения в обязательном порядке регулируются и контролируются преподавателем с целью верного их выполнения и минимизации вероятности получения травм.
В младшем школьном возрасте дети, в основном, реализуют свою активность посредством физических упражнений с игровыми элементами, в среднем – приобретают подготовку, сообразную их возрастной категории. Соответственно, для каждого возраста разработан комплекс упражнений, направленных на развитие координации и выносливости учащихся. Такие упражнения являются аналитическими.
Кроме того, в программе физической подготовки присутствуют упражнения, заимствованные из различных видов спорта, которые принято классифицировать как двигательные.
В большинстве случаев в программу интегрированы упражнения, которые имеют элементы соревнований, имитации, что способствует всестороннему физическому воспитанию учащихся.
Основное отличие физической нагрузки в рамках школы и специализированных спортивных секциях заключается в том, что в первом случае присутствует умеренный ее объем и интенсивность, рассчитанные на общую массу детей с разным уровнем подготовки и физических возможностей.
Сюда включены природные ресурсы в виде свежего воздуха, воды, солнечного света. Так, урок физкультуры в спортивном зале и на свежем воздухе – абсолютно разная по качеству активность для учеников. Ключевую роль здесь играет сила воздействия физкультурного занятия на организм ребенка. Оздоровительные процедуры приемлемы для каждого отдельного школьного периода: например, в младшем и среднем школьном возрасте приемлема физическая активность на свежем воздухе в виде спортивных игр, эстафет. Уже в старшей школе на свежем воздухе могут проводиться спортивные соревнования, например, по футболу, между командами разных образовательных учреждений.
Также играют значительную роль в развитии физической активности ребенка и укрепления его здоровья на любом этапе его школьной жизнедеятельности. Крайне важно соблюдать общепринятые санитарные нормы: зал, в котором занимаются воспитанники, должен быть чистым, а инвентарь, с которым они взаимодействуют – отвечать установленным ГОСТам [3].
Итак, в процессе всего периода детства происходит процесс формирования человеческой личности, закладываются основы физического здоровья. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Именно поэтому педагоги должны интенсивно работать с проблемами физического воспитания детей.
Исходя из того, что в процессе занятий физкультурой дети овладевают навыками двигательной активности, происходит формирование у них как физических (скорость, реакция, выносливость), так и психологических (лидерство, инициативность) качеств. В случае, если учебное учреждение подходит к формированию личности каждого ребенка комплексно (применяет оздоровительные, воспитательные и образовательные методики), то процесс ее становления проходит эффективно и результативно.
В младшей школе дети продолжают заниматься физическими упражнениями с интеграцией игровых элементов. В среднем школьном возрасте физическая активность усложняется, повышается ее интенсивность. Упор в данном случае – на укреплении организма, подготовке тела к последующей трудовой деятельности.
Старший школьный возраст в рамках физической активности предполагает спортивную направленность, определение школьника как участника определенного вида спорта и последующее развитие в данной области.
Приобщение ребенка к физкультуре с ранних лет, важно не только с точки зрения укрепления здоровья, но и для развития физических качеств, для выработки привычки заниматься спортом регулярно и вести здоровый образ жизни.
Список использованной литературы