Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ «Детский сад № 257»
Проект в средней группе
«Моя семья и семейные традиции»
Воспитатели:
Лактионова А.С.
Филиппова А.Н.
Барнаул, 2023
Семья-любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья - опора государства,
Страны моей, моей России.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный
Участники проекта:
-воспитанники средней группы;
-воспитатели группы;
-родители воспитанников;
Возраст детей: дети 4 -5 лет
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Актуальность и значимость
В современном образовательном процессе не маловажным является воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств любви и уважения к родным и близким. Семья - источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.
Семья для ребёнка – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям.
Наблюдая за детьми нашей группы, мы увидели, что детям необходимо ласковое прикосновение взрослых, т.е. они, нуждаются в эмоциональном и тактильном контакте. Порой они откладывают игру, чтобы подойти, прижаться к воспитателю. Родители, забирая своих детей, постоянно торопят их, спешат. Возникает некоторая напряженность, которая перерастает в капризы детей и раздражённость взрослых.
В наше время многие семьи и родственники утратили между собой связь, отсутствуют семейные традиции, следовательно, современные родители не видят важности влияния семейных традиций на развитие ребенка.
С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья и семейные традиции», которая поможет детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Предполагаемый результат:
- сохранение семейных ценностей, развитие интереса к ним, возрождение традиций, позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников;
- развитие у детей чувства ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения к своим родным, близким;
- повышение компетенции родителей в вопросах семейного воспитания, восстановление преемственности семейных поколений;
- дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях;
- произойдет обмен опытом семейного воспитания;
- поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Продукт проектной деятельности:
- выставка рисунков «Моя семья»
- выставка семейных работ «Мамины и бабушкины руки не знают скуки».
- фотовыставка «Как я провел новогодние каникулы»
- выставка фотоальбомов «Семейные традиции»
- Стенгазета «Кем я хочу стать»
- консультации для родителей «Семья и семейные ценности»
-картотека пальчиковой гимнастики «Моя семья»
- авторская игра «Семья»
Цель проекта: формирование у детей понятие «семья». Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям;
Задачи:
1. Дать представление о понятиях: «род», «родители», «родословная», «родные», «семья», «близкие».
2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.
6. Повысить качество отношений «семья - детский сад».
Содержание проекта.
1 этап: Подготовительный
2 этап: Основной
Беседы: «Для чего человеку семья?», «Моя семья», «На кого хочу быть похожим?», «За что я люблю папу и маму», «Семейные праздники», «Выходной день в моей семье», «Читаем всей семьей».
Проблемные ситуации: «Что ты будешь делать, если мама заболеет/ папа уедет?», «Оторвалась пуговица на платье у куклы, кто может помочь?», «Сломался стул/ игрушка».
Дидактические игры: «Скажи ласково», «Найди свою маму», «Угадай хобби», «Разложи по порядку» (картинки людей с учетом возрастных изменений).
Чтение художественной литературы по теме «Семья»:
Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», В. Катаев «Цветик - семицветик», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», «Дедушка и внучка», р. н. с. «Гуси-лебеди», Б. Емельянов «Мамины руки», ненецкая народная сказка «Кукушка». Знакомство с пословицами и поговорками о семье.
Пальчиковая гимнастика: «Моя семья»,«Кто живет у нас в квартире», «Мамины помощники».
Рисование: «Поможем маме постирать платочки», «Моя семья»
Продуктивная деятельность: рисунки, изготовление открыток ко дню Матери, 23 февраля, 8 марта, 9 мая.
Конструирование «Мой дом моя крепость».
Просмотр мультфильмов: «Мама для мамонтенка», «Крошка Енот», «Цветик-семицветик».
Мастер-класс: Угощение из соленого теста
Развлечения: День именника, День мамы, «Сильные, ловкие , смелые» к 23 февраля.
Праздники: Новый год, 8 марта.
Консультации для родителей: «Семья и семейные ценности!», «Влияние семьи на развитие ребенка»
Рекомендации для родителей (буклет) «Традиции: создай и передай!», буклет «Как можно провести выходные»
Памятка для родителей «Чаще говорите детям…».
3 этап: Заключительный
«Семейное ток-шоу»
Ожидаемые и полученные результаты:
В результате проектной деятельности дети обобщили и систематизировали свои знания о семье. За время реализации проекта «Моя семья и семейные традиции» уровень знаний детей о семье значительно повысился. Дети узнали больше о своей семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек. Благодаря этому проекту укрепились детско-родительские отношения, расширился кругозор и обогатился словарный запас детей, в большинстве семей появились новые семейные традиции.