Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 6
Педагогический проект
« Город Кизел – моя малая Родина»
в старшей группе
Воспитатель
Южакова Екатерина Андреевна
Кизел 2025г.
Здравствуй, здравствуй,
Мой город шахтерский!
Весь заснежен и ветром продут.
Пусть ты мал, пусть ты может с наперсток,
Пусть не нравишься, может кому.
Но тебе я, мой город, обязан
Для меня ты – вся жизнь и любовь!
Ты родился, увы, не из сказок,
Ты родился, как яркая новь.
В. Ярцев
Пояснительная записка
В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неотрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны.
Исходя из этого, работа дошкольного учреждения по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения родного города;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Пермского края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
В этой связи успешность развития ребенка 5 - 7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Этот проект посвящается Кизелу - шахтерскому городу, который является Родиной детей нашей группы.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Кизелом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Паспорт проекта
Цель
- Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи:
- Создать условия для восприятия сведений об историческом прошлом и культурном облике родного края;
- Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники: дети, педагоги, родители старшей группы.
Тип проекта: информационный, практический.
Сроки реализации проекта: март - май 2025 года
Прогнозируемый результат:
- обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кизела, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
I этап - подготовительный:
Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
Подбор литературы и материалов по теме проекта.
II этап - основной:
Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.
Совместные мероприятия с семьями воспитанников.
Совместные мероприятия с детьми разного возраста.
Экскурсии по городу.
Пополнение развивающей среды,
Выставки детских работ, семейных фотографий.
III этап – итоговый:
Презентация проекта педагогам и родителям.
Создание мини музея «« Город Кизел – моя малая Родина»
Мероприятия:
Дата | Тема | Связь с другими видами деятельности | |
Март | Наша родина Россия | - чтение стихов о России, Пермском крае, - рассматривание географической карты - рассказ об особенностях климата, природы, животного мира Пермского края. | |
Мой город, дороже которого нет | - экскурсии по городу Кизелу; - рассказы о достопримечательностях г.Кизела; - изготовление альбома совместно с родителями «Мой город - моя судьба», - чтение стихов о родном городе, прослушивание песен В. Ярцева. - экскурсия в краеведческий музей. | ||
Апрель | Знакомство с государственной символикой. Герб. Флаг. Гимн России. Герб города Кизела. | - чтение стихов о Родине, - прослушивание песен, гимна России и Пермского края; - рассматривание символики Пермского края, города Кизела; - беседы о символике родного края; - просмотр презентации по теме. | |
Дружная семья | - изготовление фотоальбома «Семейные традиции»; - посещение Краеведческого музея совместно с родителями; - спортивный досуг «Мама, папа, я - спортивная семья». | ||
Май | Вот моя улица | - экскурсия по улице Советской, - знакомство с улицами города; | |
Кизел - город шахтерский Боевая слава города | - рассказ о труде шахтеров; - беседы о людях шахтерских профессий; - чтение стихов о шахтерах; - посещение Краеведческого музея, выставок «Город шахтеров»; - викторина совместно с родителями «Путешествие по родному городу»; - изготовление праздничных открыток - беседа о подвигах кизеловских солдат в Великой Отечественной войне - Праздник «День Победы» - презентация: «Памятники - защитников Родины» - чтение стихов, рассказов, слушание и пение песен - экскурсия к памятникам воинам-кизеловцам (ко дню Победы). | ||
Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.
Я уверена, что успех в патриотическом воспитании детей будет достигнут, только тогда, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своём городе, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой родины.
Список используемой литературы
Т.Н. Тебенева «Проектная культура как часть профессионализма педагогов
ДОУ». Управление ДОУ, N1, 2007;
Л. В. Пименова «Блочно - тематическое планирование» приложение к
программе «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» г.
Кунгур, 2002;
Учебники для малышей В. Степанова: Моя Родина – Россия;
Т.И. Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного
возраста». Управление ДОУ, № 8, 2006;
М.Д. Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
Управление ДОУ, №1, 2005;