Федотова Юлия Сергеевна
студент первого курса магистратуры по направлению: «Специальное дефектологическое образование», музыкальный руководитель
г. Владивосток, Приморский край
«Современные музыкально игровые технологии Орф педагогики, позволяющие эффективно решать образовательные и воспитательные задачи детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении»
Аннотация: в статье раскрывается роль включения игровых элементов системы творческого развития Карла Орфа (основателя Орф-технологии) в музыкальные занятия, как фактора поддерживающего «Ситуацию успеха» у ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: Орф-технология, игровые модели занятий, дети с ограниченными возможностями здоровья, логоритмика, коллективная игра, элементарное музицирование, орфовские инструменты.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Эти гарантии закреплены во многих законодательных актах России. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.
В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования.
Согласно пункту 14.3. Федеральная программа построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей), совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе - взрослые);
4) признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
5) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6) сотрудничество ДОО с семьей;
7) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
8) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
9) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
10) учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Содержание коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
В образовательной области художественно – эстетическое развитие основополагающий принцип проведения музыкальных занятий – взаимосвязь музыки, движений и речи, следовательно, педагогика Карла Орфа абсолютно созвучна с концептуальными основами ФГОС ДО.
Основной целью технологии Орф – подхода является практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество основанной на единстве и взаимосвязи музыки, движения и речи.
Музыкальный руководитель осуществляет подбор и внедрение в повседневную жизнь ребёнка музыкальных игр и произведений, что сводит к минимуму поведенческие и организационные проблемы, повышает работоспособность детей, стимулирует их внимание, развитие памяти, мышления, происходит проявление творческого потенциала, развитие музыкальных способностей, детской инициативы, импровизации.
Музыкально игровые технологии Орф подхода – это использование, игровых моделей, коллективных круговых танцев, логоритмических упражнений и игр, элементов коллективного музицирования с орфовскими инструментами, проигрывание историй и сюжетов, позволяющих проявлять инициативу, получать положительные эмоции активной музыкальной деятельности.
Определение ценностных ориентиров:
Основной формой работы во всех образовательных областях программы является игровая деятельность как основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно – развивающие музыкальные занятия в соответствии с программой ФОП ДО носят игровой характер, от простого к сложному, педагогом создается игровая атмосфера общения, где каждый ребенок наравне с педагогами может проявить свою индивидуальность. Музыкальные занятия проходят интересно и динамично, ребенок является центром творчества, соавтором и создателем собственного музыкального мира. В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.
По мнению немецкого композитора, детство обращается к старейшим музыкальным формам, а именно фольклор, загадки, считалки, сказки, песенки-потешки. Несложные ритмические и мелодические инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует «танцующий хор», исполняющий драматизированные стихотворения и сценки, сюжеты собственного исполнительства.
Подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т.к. позволяет сделать уроки музыки интересными и динамичными, ребенок – творец звуков окружающего мира и музыки. Урок музыки становится «обучением в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.
Список литературы прилагается
1. Гудкин Д., «Пой, играй, танцуй!» Введение в Орф педагогику. - М.: Изд. дом «Классика-ХХI» пер с англ. Е.Ботнева,Е.Лысова-440 с.
2. Жилин, В.А. Орф-уроки [Текст] / В.А. Жилин. – Екатеринбург, 1997. – 179 с.
3. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников [Текст]: учебное пособие / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова – М.: ACADEMA, 2001. – 244 с.
Интернет-ресурсы:
1. ROSA Педагогическое общество Карла Орфа [Электронный ресурс]: Креативная педагогика Карла Орфа и Гунильд Кетман. – Режим доступа: http://rusorff.ru/event, свободный. – Загл. с экрана.
2. Орф Фокус [Электронный ресурс]: Российская Орф Ассоциация. – Режим доступа: https://www.orff.ru/association, свободный. – Загл. с экрана.
3. Осеннева, М. С. Хоровой класс и практическая работа с хором: учебное пособие для СПО / М. С. Осеннева, В. А. Самарин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 189 с. – (Серия: Профессиональное образование). – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book // ЭБС Юрайт
4. Самарин, В. А. Хор: учебник и практикум для СПО / В. А. Самарин, М. С. Осеннева. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 265 с. – (Серия: Профессиональное образование. – Режим доступа: www.biblio-online.ru/book // ЭБС Юрайт
5. Татьяна Тютюнникова Орф-педагогика для всех [Электронный ресурс]: Канал и сайт для всех тех, кто выбрал орф-педагогику и Шульверк К. Орфа. – Режим доступа: https://www.youtube.com/user/Tyutyunnikova05/featured, свободный. – Загл. с экрана.