Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №37» с.Чугуевка Чугуевского района Приморского края
План по самообразованию воспитателя Зуевой Светланы Вячеславовны по теме: «Нейрогимнастика как инструмент развития речевой и познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».
2023 – 2024г.
«Сегодняшние знания о мозге относительно невелики, если мы сравниваем их с тем, что нам еще предстоит открыть, и очень велики, если сравнивать их с тем, что мы знали всего несколько лет назад.»
Лурия А. Р.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Павлов И.П.
Применение нейропсихологических приемов особенно важно и целесообразно в дошкольном возрасте, в то самое время, когда мозг и нервная система ребенка активно развивается. Если не уделять время таким занятиям, с большой вероятностью у детей сформируются особенности поведения, которые в дальнейшем негативно повлияют на процесс обучения. А как мы знаем, в более старшем возрасте восприятия и другие процессы поддаются коррекции гораздо сложнее.
Готовность ребенка к обучению к школе предполагает развитые на достаточном уровне внимание, эмоционально- волевую сферу, памяти, мышления, речи и тд. Нейропсихологические игры и приемы позволяют не только разнообразить программу занятий, но и помогают развивать высшие психические функции. Для более плодотворной работы необходимо использовать следующие пути и средства воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Практические игры и упражнения не реже одного раза в день длительностью не менее 5 минут;
- Использование в работе дыхательных, глазодвигательных, телесных упражнений, упражнений для развития коммуникативной и когнитивной сферы.
- Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушения в развитии. Возникают трудности при освоении программного материала и не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга современных детей. Чтобы помочь детям преодолеть имеющиеся нарушения, на помощь в логопедической работе приходит применение нейропсихологических методик.
Цель:
Изучение различных нейропсихологических методик и их применение в педагогической практике продуктивно влияющих на развитие воспитанников старшей группы.
Задачи:
1.Проанализировать литературу по данной теме.
2. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
3. Оформить наработанный материал в методическую папку для обмена опытом работы с коллегами.
4. Составить конспекты игр и упражнений
5. Ориентировать семью на использование нейропсихологических игр в домашних условиях.
Предполагаемый результат:
С помощью нейропсихологических игр у детей сформируется:
• Развитию памяти, внимания, пространственных представлений, моторики; • Развитию межполушарного взаимодействия;
• Повышению умственной работоспособности;
• Оптимизации интеллектуальных процессов;
• Совершенствованию способности к концентрации внимания;
• Стабилизации эмоционального фона;
• Оптимизации мышечного тонуса, снятию телесных зажимов;
• Оздоровлению организма, мобилизации ресурсов;
• Ребенок становится более самостоятельным и уверенным;
• Лучше ориентируется в окружающем мире;
• Повышается работоспособность;
• Повышается развитие двигательной и пространственной сферы;
• Повышается самооценка ребенка;
• Повышается развитие мелкой моторики, памяти, мышления, внимания.
Нейропсихологические упражнения – это практически волшебный эликсир, который раскрывает супер возможности каждого ребенка. Этот эликсир может использоваться детьми всех возрастных групп, а так же взрослыми всех возрастов. Семейное выполнение нейрогимнастики принесет великолепные результаты, т.к. данная гимнастика помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.
Для детей подобная методика полностью безопасна, не вызывает никаких нежелательных проявлений. При правильном и квалифицированном подходе удается достичь высоких результатов.
Эффективность нейропсихологического подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией.
Существует много нейроигр и упражнений, я поделюсь опытом применения их в режимных моментах:
И так организуя утреннюю гимнастику, я добавляю 2-3 упражнения из нейробики. Выполняем с ребятами перекрестные шаги и разнонаправленные движения, упражнения «Пояс-плечо», « Капитан-класс».Нейробику по праву можно считать аэробикой для человеческого мозга. Для поддержания высокой работоспособности головному мозгу, как и мышцам тела необходима зарядка, и нейробика как раз и призвана стать такой зарядкой. Главный принцип нейробики - постоянно изменять шаблонные действия.
В совместной деятельности также важно использовать игры, в которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов игры двумя руками одновременно является « Игра с мячиками Су-джоку ». Ребенок сосредоточенно повторяет движения воспитателя, играет в паре, учится подстраиваться и координирует свои движения в зависимости от партнера. Всё это развивает концентрацию и произвольное внимание.
На прогулке хочется обратить внимание на отличный тренажер нейроскакалка. Одновременно ведется разнонаправленная работа ног. Освоить его не просто. Еще одно очень простое упражнение, которое эффективно используют в нейропсихологии игра "Ладошки".
Так же большое количество нейроигр и упражнений я использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Работая двумя руками одновременно, активизируются оба полушария мозга. Не нужно ставить перед детьми несколько сложных задач, объем внимания у детей ограничен и невыполнимая задача может отвлечь интерес к игре. Выполнив 2-3 упражнения, следует заменить их новыми, комбинировать и менять местами. Основная цель применения данных игр с детьми, это развитие нейродинамичных процессов головного мозга, отвечающих за речь ребенка. И к тому же, использование нейроигр снижает уровень утомляемости, повышает способность к произвольному контролю и увеличивает продуктивность ребенка на занятии.
Во время проведения НОД. При выполнении пальчиковой гимнастики я применяю известное упражнение «Кулак, ребро, ладонь» . Целью этого упражнения является: развитие мелкой моторики рук ребенка, развитие мышления, внимания, улучшение координации движений, развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.
Прекрасной альтернативой пальчиковой гимнастики является упражнение «Сомни листок». Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками нужно смять оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. Упражнение выполняется на весу. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи. Дети стараются максимально его расправить. Чем быстрее ребенок это делает, тем лучше.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное использование нейроигр и упражнений оказывает положительное влияние на процесс обучения, развития интеллекта, улучшения состояния психического, физического и эмоционального здоровья.
План работы над темой:
1.Организационно-ознакомительный (диагностический)
- постановка проблемы;
- подбор и изучение литературы по проблеме;
- определение целей и задач работы над темой;
- планирование работы по самообразованию.
2.Основной (практический)- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);
- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление дидактического материала, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.
3.Заключительный (обобщающий)- подведение итогов;
-оформление результатов работы по теме самообразования;
- представление материалов;
- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;
- распространение опыта работы на уровне ДОО.
План работы:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями |
Сентябрь | Изучение литературы по данной теме. Нейропсихологические игры: «Умные дорожки», «Ухо-нос», «Молчу-шепчу-кричу» | Консультация «Что такое нейропсихологические игры?» |
Октябрь | Подбор базового комплекса нейропсихологических зарядок для детей | Консультация для родителей «Польза нейроигр для ребенка» |
Ноябрь | Использование игр в работе: веселые стопы», «попробуй повтори», «Разноцветные резиночки» | Разработка памяток и буклетов для родителей |
Декабрь | Создание пособия для работы «Танцующие человечки», «Тримино» | Проведение мастер-класса с родителями «Кинезиологиесчкие упражнения – легко и полезно» |
Январь | Использование в работе игр с лабиринтами, приемов с зеркальным рисованием | Изготовление буклета «Нейроигры это весело!» |
Февраль | НОД «разведчики» с использованием нейропсихологических игр Использование игр и упражнений: запрещенное число, Дутибоп, запоминалочка и т.д | Консультация «Формирование учебных навыков посредством игр и упражнений из нейропсихологии» |
Март | Использование приемов в работе для развития зрительной памяти у детей: «Запомни и разложи», «два числа» и т.д | Буклет «Нейропсихологические игры для детей дома» |
Апрель | Сравнительный количественный и качественный анализ результатов | Создание картотеки «Заряжалка для мозга» |
Май | Демонстрация опыта в форме открытого занятия с применением базовых нейропсихологических технологий | Анкетирование родителей об использовании нейропсихологических игр с детьми |
Используемая литература
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.
2. Бабкина Н. В. Радость познания. — М., 2000.
3. Волина В. В. Русский язык. (Серия «Учимся играя»). — Екатеринбург, 1996. ГавааЛувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. — М., 1990.
4. Гарафеева А., Кузнецова Ю. Волшебное путешествие. — Кострома, 1996.
5. Гоникман Э. И. Даосские лечебные жесты. — Минск, 1998.
6. Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика ума. — М., 1993.