Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Книга - наш лучший друг"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное учреждение Ленинградской области

Центр помощи детям –сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

«Никольский ресурсный центр по содействию семейному устройству»

«Книга – наш лучший друг»

(проектная работа)

Выполнила:

Лукьянова Ольга Анатольевна

Воспитатель 1 категории

г. Никольское 2024 г.

Содержание:

1.Обшие сведения о проекте

1.1 Актуальность

1.2 Цели и задачи проектной работы

1.3 Характеристика проекта

1.4 Этапы работы над проектом

1.5 Предполагаемый результат

1.6 Список участников проекта

1.7 Ход работы над проектом

2. Теоретическая часть

3.Практическая часть

4. Заключение

5.Список используемой литературы и информационных источников

Приложения

Приложение 1. Копилка загадок про книги

Приложение 2. Конспект занятия «История создания книги»

Приложение 3. Викторина

Приложение 4. Диаграмма анкетирования

Приложение 5. Фотоотчёт.

..

1.Обшие сведения о проекте

Проблема чтения сейчас самая острая в нашей стране.

На смену книгам всё чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые носители. Книги становятся невостребованными, пылятся на полках библиотек и магазинов.

Следствием недостаточного общения детей с книгами становятся речевые нарушения, нарушения мыслительных процессов и т.д.

Все это негативно отражается на общем состоянии ребенка. 

Таким образом, актуальность проекта обусловлена недостаточной востребованностью книг подрастающим поколением как основного источника знаний для гармоничного развития и воспитания.

Как приобщить ребенка к чтению? Как научить добывать самостоятельно из книг необходимую информацию? Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней. В книгах заключено особое очарование, книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей, уметь интересно беседовать с детьми и помогать при анализе произведения.

Цель:

Формирование у воспитанников интереса к чтению книг.

Задачи:

1.3 Характеристика проекта

Объект исследования: книга

Предмет исследования: приобщение к чтению

Используются методы исследовательской работы: поисковый (сбор информации), анализ, систематизация и обобщение собранного материала.

Продолжительность проекта: с 25.03.2024 по 26.05.2024г.

Тип проекта:

- по составу участников- групповой (воспитанники и воспитатель)

Характеристика проекта:

– информационно-практико-ориентированный

Возраст детей: 5-14 лет

1.4. Этапы работы над проектом

1. Определение актуальности проекта.

2. Поиск теоретической информации.

3.Отбор информации.

4.Проведение тематических бесед и дидактических игр

5.Совместное чтение книг.

6.Изготовление книжки – малышки.

7.Подведение итогов. Фотоотчёт.

1.5. Предполагаемый результат

Предполагается, что в результате работы над проектом, расширится представление воспитанников о происхождении первых книг, повысится интерес к чтению, обогатится словарный запас, повысится уровень развития речи, возродим интерес к чтению в кругу семьи.

1.6. Список участников проекта

Серебряков А.

Серебрякова А.

Серебряков С.

Серебряков И.

Череван С.

Пуглеева К.

Пуглеев И.

Шпицберг Е.

мероприятия

сроки

ответственные

1 этап – подготовительный (мотивационный)

1

Вступительная беседа с целью выяснения уровня знаний детей о книгах и уточнения той информации, которую они бы хотели получить в ходе работы над проектом.

25.03

Воспитатель

2 этап – организационный

2

Подбор участников проекта.

25.03

26.03 -28.03

01.04 - 05.04

06.04.- 10.04

Воспитатель

3

Определение методов и приёмов работы с воспитанниками.

4

Продумывание материально-технического и учебно-методического обеспечения проекта.

5

Подборка литературы и подготовка необходимых материалов

3 этап - практический

7

Познавательная деятельность:

1.Беседы с воспитанниками:

«Что такое книга? Зачем она нужна?»

(беседа о пользе чтения и изучения книг)

«История создания книги. Происхождение первых книг»

(беседа с презентацией о рождении и развитии книги)

«Как создают книгу?»

(беседа с презентацией о книгопечатном производстве)

«Где живут книги»

(беседа с презентацией о самых известных библиотеках)

12.04.24

19.04.24

28.04.24

02.05.24

17.05.24

Еженедельно

Еженедельно

26.05.24

Воспитатель

8

Продуктивная деятельность:

Пушкин А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

Крылов И.А. «Басни».

Драгунский В. «Денискины рассказы».

Мамин Сибиряк Д. «Серая шейка».

Паустовский К. «Стальное колечко».

2.Дидактические игры «Откуда этот литературный герой?», «Расскажи по картинке», «Отгадай загадку», и др.

3.Создание книжки-малышки

Воспитатель

4 этап - рефлексивный

9

Подготовка воспитанниками мини-рассказов (эссе) «Чему научил меня проект?»

Викторина на знание изученного в ходе проекта материала

26.05.24

Воспитатель

5 этап - заключительный

10

Анкетирование воспитанников «Моя любимая книга»

Изучение читательского интереса воспитанников РЦ.

Подведение итогов работы.

Подготовка презентации и фотоотчета.

22.05.24

26.04.24

Воспитатель

2.Теоретическая часть

Работая над темой проекта, мы пришли к выводам:

в сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу, детям нужно научиться понимать окружающий мир не через компьютер, планшет или средства массовой информации, а благодаря книгам, так как именно они учат прекрасному и важному, что необходимо в жизни. Педагоги и воспитатели должны помочь им в этом.  Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

3.Практическая часть

В ходе реализации проекта было проведено несколько тематических бесед с презентациями, так же еженедельно проводились дидактические игры, чтение книг в кругу друзей. Дети с удовольствием посетили библиотеку нашего центра, со всей серьёзностью подошли к анкетированию воспитанников центра и в конце проекта мы сделали книжку-малышку «Муха – Цокотуха».

4.Заключение

В ходе работы над проектом я пришла к выводу что подобные беседы, презентации, викторины обогащают литературный багаж, расширяют знания об окружающем мире, объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями. Дети стали бережнее относится к книгам (не бросают на пол, не рвут, аккуратно перелистывают страницы).

Дети более старшего возраста стали чаще искать ответы на вопросы в книгах, использовать их в качестве помощника при выполнении домашнего задания.

Еще В.А. Сухомлинский говорил, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежа.

5.Список используемой литературы

Приложение 1

к проекту «Книга – лучший друг»

Копилка загадок про книги

Веселые и познавательные загадки про книги подогревают интерес, заставляют думать нестандартно. Пытаясь дать верный ответ, дети станут перебирать всевозможные варианты и таким образом будут развивать логику, тренировать память. Кроме того, с помощью загадок можно показать детям, что книга очень важна в нашей жизни, и как это важно — много читать.

***

У этих бумажных птичек, много крылышек — страничек.

Ответ: книги.

***

У нее есть поля, но эта не шляпа,

У нее есть корешок, но это не цветок.

У нее есть листки, но это не дерево.

Она рассказывает истории, но это не человек. Кто Это?

Ответ: книга.

***

Щеголяет красками,

Набита сказками.

Если разлохматится,

Чини клеем платьице.

Ответ: книга.

***

Сделана руками,

Закрыта не замками.

Если кто откроет –

Знания освоит.

Ответ: книга.

***

Тайны и истории

Без единого слова

Людям открывает.

О чем это, кто знает?

Ответ: книга.

***

И не лес, и не луг,

Корешки одни вокруг.

Веток нет - одни листы.

Что за странные кусты?

Ответ: книги.

***

На листочках этих растут слова и строчки.

Ответ: книга.

***

Открыть свои тайны

Любому готова.

Но ты от неё

Не услышишь и слова.

Ответ: книга.

***

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Ответ: книга.

***

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ответ: книга.

Чтобы детям было весело, загадки нужно уметь правильно загадывать. Для этого используйте специальную интонацию, выделяя слова. Если процесс затянулся, можно немного и подсказать.

Приложение 2

к проекту «Книга – лучший друг»

Конспект занятия

Тема: «История создания книги»

Цель: формированиеу детей интереса к книге и потребности в чтении.

Задачи: 

• познакомить детей с историей создания книг;

• развивать умение поддерживать беседу, свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

• воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение.

Оборудование:

Презентация «История создания книги» и мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

Воспитатель:

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Ребята, я вам сейчас загадаю загадку:

Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней -
Станешь вчетверо умней.

Воспитатель: Что это?

Правильно, это – книга. 
Воспитатель:

- Для чего нужны книги? (ответы детей).

(Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)

- Правильно, люди передают знания, информацию друг другу с помощью книг. 

А теперь я вам расскажу интересную историю.


— Когда все дети уходят в школу и детский сад, в группе становится тихо-тихо. Однажды я услышала, о чём шептали книги. Хотите узнать, о чём шептали книги?

(ответы детей) 


- Не берите меня, пожалуйста, грязными руками, мне будет стыдно, если я буду грязная или в пятнах! — шептала одна книга
- Не перегибайте мой переплёт. Я могу потерять самые интересные страницы! — говорила другая книга.
- Пользуйтесь, пожалуйста, закладкой и не загибайте мои страницы, они порвутся!
- Я люблю чистоту, но боюсь воды. Защитите меня от дождя и снега!
- Не рисуй, пожалуйста, на моих страницах ни ручкой, ни карандашом. Другим детям будет трудно меня читать!
— Вы запомнили просьбы книг? (ответы детей)

- Как надо обращаться с книгой? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете, всегда ли книги были такими как мы их знаем? (ответы детей)

Хотите знать какие книги были в древности?

(ответы детей)

Сегодня на занятии мы поговорим о тех древних книгах, которые мы никогда не видели.

Давным-давно были времена, когда книг не было. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Но много запомнить было трудно и тогда люди придумали на длинной верёвочке, ленточке завязывать узелки, потом спутывали её в клубок.

Чтобы прочитать такое «верёвочное письмо», надо было его развернуть и провести пальцами по всем узелкам.

Слайд 2,3

Следующим шагом было письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Но так как бумаги в те времена ещё не было, то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

Слайд 4,5

Позже люди стали делать книги из глины. На еще мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом дощечку сушили и обжигали в печах, как горшки. Из десятка, а иногда из сотни таких страниц создавалась книга. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

Слайд 6

Древнеиндийские книги делались из пальмовых листьев. Пластины из листьев через специальные отверстия скрепляли веревочкой. На пальмовых листьях писали чернилами из сажи, разведенной в подслащенной воде. Книги представляли собой стопку прямоугольных листов, они были не скреплённые и укладывались в футляр.

Слайд 7,8

 На Руси пробовали люди писать на бересте. Береста – это наружная часть берёзовой коры. Буквы процарапывали особыми костяными инструментами. Однако, и такой способ письма был неудобен.

Слайд 9,10

А вот в Древнем Египте писали на папирусе. Это болотное растение похожее на камыш. Стебли его гладкие разрезали вдоль и укладывали рядами, затем спрессовывали. Получался материал, похожий на бумагу, только тоньше. Большие тексты писали заострёнными палочками на длинных полосах папируса. Их длина иногда достигала до 40 метров, затем сворачивали в свитки. К сожалению, папирус не очень прочный. Ему нужен только сухой воздух. Поэтому человек искал новый материал для письма.

Слайд 11,12

Но папирус рос не везде. И там, где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

Слайд 13,14,15

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае.

Уже на бумаге книги писали вручную гусиным пером и чернилами, специально обученные люди с красивым почерком. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд.

Слайд 16,17

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву.

Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст.

 Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь. Человек всё время мыслил, думал, внимательно изучал то, что его окружало. Сейчас бумагу делают из древесины. Она и по сей день остаётся главным материалом для письма и печатания.

Современные книги – это аудиокниги и электронная книга.

Вот какой долгий путь проделала книга, пока не стала такой, какой мы её знаем теперь.

Гимнастика для глаз (любопытная Варвара).

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо

Смотрит вверх и смотрит вниз.

Чуть присела на карниз,

А потом упала вниз.

Поиграем в игру «Добавь словечко». Добавляйте слова в рифму и по смыслу.
Есть у книжицы одёжка,
Называется - …. (обложка).
Где написано названье,
Автор, год её …. (изданья).
Наши книги – не просты,
По порядку в них …. (листы).
Чтобы никому не сбиться,
Нумерованы…. (страницы).
Все они наперечёт,
Их скрепляет…. (переплёт).
Книги есть в саду и дома
Из бумаги и … .(картона).
Где та, давняя пора,
Где для книг нужна… .(кора).
Иль пергамент нужен был,
Кто запомнил, не забыл?
Книга – это мудрый труд,
Дети книги…. (берегут).

Рефлексия деятельности.

- Вам понравилась наша встреча?

- О чём мы сегодня с вами говорили?

- Какими были самые первые книги?

- А где изобрели бумагу?

- Кто основал книгопечатание?

- На чём делались древнеиндийские книги?

- А где писали книги на папирусе?

- Что такое папирус?

- А после папируса на чём писали книги?

- Кого называли летописцами?

- А что вам особенно запомнилось?

- Наша встреча подошла к концу. До свидания!

.

Приложение 3

к проекту «Книга – лучший друг»

Викторина «Книга – наш лучший друг!»

Мы любим книги. В богатых и бедных одеяниях хранятся они на полках, ожидая своего читателя. С чего начиналась та или иная книга? История её рождения – это тайна за семью замками. Книги не открывают секретов своего появления на свет. Каждая книга имеет свою судьбу.

1 Кто автор этого высказывания? «Действие человека мгновенно и одно, действие книги множественно и повсеместно».
Л.Н.Толстой
А.М.Горький
А.С.Пушкин +

2. Когда появились первые книги?
Во II тысячелетии до н.э.
В средние века +
В I веке до н.э.

3. Кто был в России первым печатных дел мастером?
Иван Федоров +
Василий Петров
Егор Иванов

4. Какая самая большая книга в мире?
Суперкнига размером 2,74х3,07, появилась в Денвере, США 1976 г. +
Суперкнига размером 5, 01х7,17, появилась в Китае, в 1977 г.
Суперкнига размером 1, 51х2,37, появилась в Дубае 1970 г.

5. Какое произведение является самым древним печатным произведением?
свиток Нута.
свиток Флуга.
свиток Дхарани, или сутра. +

6. Перу какого писателя принадлежит повесть-сказка «Кладовая солнца»?
Е.А.Пермяк
Л.И.Давыдычев
М.М.Пришвин +

7. Каким сказочным героям книг принадлежат вещи?
Мед, горшок. (Винни Пух)
Передник, туфелька, бальное платье. (Золушка)
Шляпа, шпага, сапоги, перья. (Кот в сапогах)

8. Что такое «Книга рекордов Гиннеса»?
Роман, автором которого является Гиннес
Словарь Гиннеса
Сборник мировых рекордов, достижений человека, животных и природных величин +

9. Эта книга включает в себя цикл произведений. Сюжет её основан на фантастических, сказочных приключениях коротышек. Кто главный герой цикла?
Незнайка +
Знайка
Шпунтик

10. Кто автор книги «Кондуит и Швамбрания»?
Л.А.Кассиль +
Л.Ф.Воронкова
В.П.Катаев

11. Из какого произведения фраза «Белеет парус одинокий»?
Из стихотворения М.Ю.Лермонтова +
Из повести В.П.Катаева +
Это название картины известного художника

12. Отгадайте загадки:

Черные и странные,
Кривые и немые,
Но встанут в ряд –
Тотчас заговорят.
Ответ: буквы

13.Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Ответ: книга

Приложение 4. Диаграмма.

Приложение 5. Фотоотчет

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области