Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


исследовательская работа на тему Мода в СССР в рамках секции Культурология

Цель работы показать, что независимо от экономических, политических и других факторов жизни общества, мода – является неотъемлемой частью социума

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальная научно-практическая конференция

«Шаг в будущее»

Тема: «Мода в СССР»

Секция «Культурология»

Автор: Щелкачёва Елена Владимировна
ученица 11 «А» класса МБОУ

«Гимназия №21»
Руководитель:
Лаврентьева Елена Анатольевна
учитель истории и обществознания

МБОУ «Гимназия №21»

Я, Лаврентьева Е.А, подтверждаю, что данный проект содержит не более 22 страниц, из них текст статьи и список литературы ‒ не более 11 страниц, приложения ‒ не более 10 страниц _______________________________ подпись

г. Чита 2024г.

«Мода в СССР»

Щелкачёва Елена Владимировна

Ученица 11 класса МБОУ «Гимназии№21»

г. Чита Забайкальский край. РФ

Аннотация

Исследовательская работа посвящена исследованию развития моды в СССР, проведена большая поисковая работа. В практической части создан журнал мод данного периода.

Объектом исследования является: история моды

Предмет исследования: мода СССР с 20хгодов до сер 80-х

Цель работы: показать, что независимо от экономических, политических и других факторов жизни общества, мода – является неотъемлемой частью социума

Практическая значимость исследования: Расширение знаний по истории культуры СССР, знакомство с развитием модных тенденций создания одежды.

Ключевые слова: модные тенденции, журнал мод

Методы исследования :изучение, анализ литературы, систематизация, обобщение, статистическая обработка данных, моделирование

«Мода, не

нашедшая признания широких масс, уже не мода».
Коко Шанель

Введение
Формирование неповторимого образа советской моды несли талантливые портнихи, пережившие крушение царского режима. Основой для развития индустрии моды в этот период стали уникальные работы профессиональных портных XX века, эскизы одежды, выполненные выпускниками советских вузов, советские журналы мод, журналы мод из социалистических республик и западных стран, попавших в СССР из-за "железного занавеса", зарубежные портные, которые Это было заимствование модных тенденций и копирование образов советских и зарубежных кинокумиров.

Актуальность: тема моды является актуальной в современном мире, поскольку мода является неотъемлемой частью социальной сферы
Объект исследования: история моды

Предмет исследования: мода СССР с 20хгодов до сер 80-х

Цель работы: показать, что независимо от экономических, политических и других факторов жизни общества, мода – является неотъемлемой частью социума

Задачи:

1. На основе теоретических источников изучить тенденции моды СССР

2. Сравнить моду разных периодов

3. Провести опрос среди подростков 9-11 классов и выяснить, что они знают

о моде СССР

4. Составить фотоальбом

Методы исследования:

Практическая значимость моего проекта заключается в том, что она может быть использована в школе для учащихся старших классов для лучшего усвоения информации в период изучения СССР, а также в качестве интерактивных дидактических материалов. Разработанные материалы могут быть использованы для организации самостоятельной работы учеников при выполнении домашней работы.

Основное содержание

1.1. Что такое «мода»?

Слово мода произошло от латинского слова modus, означающего такие

понятия, как - правило, предписание, вид, мера, образ, способ.

Мода — изменчивое явление. Это определенный вкус в одежде и других

областях, который популярен в конкретное время. Модным может стать

крой, расцветка, фасон и даже цвет.

Мода изменчива, непостоянна, но она является живым импульсом к новизне,

к поиску и творчеству. Мода – это смена образов и форм, их, пусть даже

временное, но господство, в определенный промежуток времени.

Много факторов диктуют моду, например, идеалы женского тела и стандарты

красоты. Одежда, которая подчеркивает эти идеалы, становится модной, её

начинают массово носить, она становится популярной. Моду диктует также и

нравственность общества.Важным атрибутом моды является следование новому и представление егокак ценности. Принцип новизны и модности зависит не только от временисоздания одежды, но и от момента его вхождения в систему выбранных

идеалов и признания её в обществе.
Тенденция к следованию моде определяется периодическими изменениями в требованиях, предъявляемых к внешнему виду и стилю. Однако, модные тенденции не статичны и обусловлены временем, что приводит к тому, что то, что было в моде недавно, может уже утратить свою актуальность. Важным признаком моды является её цикличность, заключающаяся в том, что некоторые устаревшие модные тенденции могут стать актуальными через определенный период времени. В то же время, мода - это не только поле для экспериментов и творчества, но и непрекращающаяся гонка за идеалом, которого, возможно, никогда не будет достигнуто. Частая смена модных трендов заставляет нас постоянно находить новые предметы, отличающиеся от уже имеющихся. Однако, со временем, объекты моды утрачивают свою новизну и превращаются в старомодные, теряя свою актуальность в глазах окружающих.

1.2. Особенности моды в СССР

Основной принцип дамской моды в советское время – подчеркнутая женственность. При этом на сексуальность накладывалась строго табу: глубокие декольте, высокие разрезы на юбках и слишком облегающие модели платьев обществом порицались. Зато приветствовались отрезные модели с подчеркнутой талией, красиво облегающие лифы, разнообразные оборки, рюши и воланы. Строгие однотонные костюмы из неярких «мужских» тканей носили только номенклатурные дамы: чиновницы, директора заводов и НИИ. Их подчиненные предпочитали платья, юбки с блузками или трикотажными кофточками, туфли на изящных каблучках. Все, что было слишком эпатажным, броским, мужественным или скучным, обществом отвергалось.
Мужчины предпочитали солидность. Даже молодые люди стремились выглядеть старше своих лет, особенно если им предстояла хорошая карьера. Образ «вечного студента» в клетчатой ковбойке, штормовке и джинсах не одобрялся, хотя и был распространен в некоторых кругах, например, среди богемы или в научной среде. «Модничать» мужчине не полагалась, а сексуальность была табуирована еще строже женской. Например, ходить без рубашки позволялось только на пляже, даже дома следовало носить как минимум майку. Шорты сурово осуждались: их разрешалось надевать только на курорт, при этом в кафе в таком «непристойном» виде могли и не пустить.
Для моды времен СССР характерны следующие признаки.

Добротность. Одежда шилась из качественных натуральных тканей, ее бережно носили и долго хранили. В случае необходимости вещи перешивались в соответствии с модой либо перелицовывались.

Рукотворность. В гардероб модников и особенно модниц обязательно входили вещи ручной работы. Многие умели шить и вязать, одежду подгоняли вручную, перекрашивали, украшали и отделывали.

Четкое деление на повседневную и праздничную. «На выход» приберегали лучшие вещи, причем этот подход был характерен не только для пожилых, но и для молодежи.

Сезонность. Существовали стандартные комплекты одежды для зимы, лета, межсезонья. Эклектика и смешение не поощрялись.

Отставание от мировых тенденций. Советская мода в общих чертах повторяла западную, но с отставанием на 5 и более лет.

Цвета и узоры

Жители СССР отдавали предпочтение одежде сдержанных цветов, яркое чаще выбирала молодежь. Традиционно зимой и в межсезонье носили темное, летом наступало время светлых оттенков и набивных тканей. Самым популярным принтом были цветы, мелкие или крупные, они украшали летние платья, юбки и сарафаны. Пользовался успехом и горошек, а также полоска. Периодически в моду входила клетка. В 50-е были популярны купонные ткани, в 60-е появились стилизованные цветы и абстрактные узоры, иногда достаточно яркие.

1.3. Где одевались в СССР.В прошлом СССР текстильная промышленность развивалась активно, благодаря чему достигнуты были значительные результаты в производстве разнообразных натуральных и синтетических тканей. Каждая республика и многие крупные города оснащены собственными домами моды, которые не только представляют коллекции на международных показах, но и достигают важных призов и наград.

Тем не менее, хотя рынки были переполнены товаром, все посетители бедствовали, не зная, что надеть. Поставки универсальных и однообразных вещей не отвечали требованиям и вкусам большинства населения. Это приводило к большой потере времени и желания граждан разнообразить свой гардероб.

Из-за недостатка качественных товаров на рынке, одежда и обувь стали предметом перекупок между людьми, порой по завышенным ценам. Импортированные товары являлись лишь «черным рынком» и доступны были только через так называемых «фарцовщиков», что сопряжено со значительными опасностями для продавцов и покупателей.Бум нелегальной торговли пришелся на 70 – 80-е годы. С рук покупали не только вожделенные джинсы, но и модные сапоги-чулки, трикотаж, белье, косметику, верхнюю одежду. Те, кто мечтал одеваться модно и красиво, но не хотел или не мог переплачивать за импорт, обращались в ателье. Государственные пошивочные мастерские были в каждом городе, но качество работы не отличалось стабильностью. К тому же хороший материал и приклад тоже были в дефиците: прежде чем заказать пальто или костюм, нужно было раздобыть материал, пуговицы, бортовку и прочее. Альтернативой становились частные мастера, которые гарантировали качество, но дорого брали за работу. Знакомством с хорошими швеями и закройщиками дорожили, попасть к ним «с улицы» было очень сложно.

1.4. История моды в СССР: Двадцатые и тридцатые годы

В период становления советской власти модная одежда считалась буржуазным пережитком и подлежала осуждению и порицанию. Все эти рюши, шляпки и кружева, с яркими расцветками галстуков и пиджаков, были неприемлемы для строителей коммунизма. Они носили кожанки, гимнастёрки и красные платки.

Во времена НЭПа модники было воспряли духом, но к концу двадцатых НЭП был уничтожен, и народ оделся во френчи и рабочие спецовки. Дамы одевавшиеся ярко, считались женщинами с пониженной социальной ответственностью и могли быть легко уволены с работы, а то и вовсе признаны пособниками империализма и уйти по этапу в Сибирь.

Конечно же, женщины так или иначе стремились как то выделиться в одежде, поэтому что-то дошивали сами, вязали береты, шарфы и крахмалили воротнички.

Сороковые годы

Во время войны основной массе народа было не до моды. Люди стремились выжить на фронте и не умереть с голоду в тылу. Носили всё, что оставалось от старых запасов. Преобладали военные покрои одежды и лишь номенклатура могла позволить себе некоторое разнообразие.

Только после окончания войны стали появляться полу подпольные дома моды. Частные швеи одевали модниц. Появились даже модные показы. Один подобный перформанс отобразил Станислав Говорухин в популярном сериале "Место встречи изменить нельзя".

Модные тенденции второй половины 40-х

Во второй половине 40-х мода в СССР остаётся уделом «избранных», преимущественно женщин и горожан: одежды не хватает, поэтому практичность и долговечность большинство людей ценят сильнее красоты.

Государство в этот период признаёт важность моды: она представляется партийцам одним из средств пропаганды и даже орудием борьбы в Холодной войне. Правительство хотело, чтобы в СССР шили современные наряды по собственным эскизам, а не копировали Запад. Для этого в 1944 году начал работу Московский дом моделей одежды. Под его руководством советская швейная промышленность должна была стать «синтезом лучшей мировой и отечественной практики».

Журнал Московского дома моделей

Пожалуй, главная тенденция массовой моды конца 40-х — подражание западным образам, которые советские граждане узнавали из кинематографа. Трофейные ленты показывали в кино без уточнения, в какой стране они сняты. Показу предшествовали титры: «Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году». Больше всего зрителей привлекали развлекательные, познавательные и музыкальные ленты: «Индийская гробница», «Охотники за каучуком», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Девушка моей мечты», а также биографии Рембрандта, Моцарта, Шиллера. Кино было не только вариантом времяпрепровождения, но и источником вдохновения. Так, советские модницы вдохновлялись образами немецких актрис, подражали их нарядам и причёскам.

Московский дом моделей одежды

Можно предположить, что в катастрофически трудные годы войны развитие моды в Советском Союзе остановилось. Однако это правда только наполовину. Возрождение отрасли ожидаемо стартовало в Москве. Уже в 1944 в столице начал работу Московский дом моделей одежды (МДМО). Перед этим учреждением Правительство ставило несколько задач: создание новых современных моделей, внедрение их в массовое швейное производство, а также контроль предприятий в сфере лёгкой промышленности. Если первые два направления давались учреждению относительно легко и вписывались в видение его руководителей, но для контроля у Дома моделей не было ни ресурсов, ни полномочий. Эти противоречия сохранятся на протяжении всех десятилетий работы МДМО.

Сложилась двойственная ситуация: государство хотело развивать моду, но не имело для этого денег. У Дома моделей не было собственной машины, а за помещение на Кузнецком мосту пришлось побороться с военными учреждениями. Планировалось, что МДМО будет разрабатывать модели одежды для швейных фабрик, а те будут платить ему за новые выкройки. Учреждение должно было стать самоокупаемым: не требовать на свою деятельность денег из бюджета. На практике схема оказалась нерабочей, потому что швейные предприятия не хотели покупать новинки и шили по старым образцам 20-х и 30-х годов.

Особенности дамской моды:

Женщины довоенного времени и конца 40-х годов одевались достаточно скромно: сказывалась нехватка тканей. Вещи часто перешивались: книги для домашних хозяек и календари печатали советы, как из поношенного платья скроить удобный сарафан или передник, мужской пиджак превратить в курточку для мальчика, а из старых варежек смастерить манжеты. Большинство не имело возможности подобрать ансамбль из вещей или дополнить каждое платье аксессуарами, стильно выглядели лишь номенклатурные жены, актрисы театра и кино, балерины.

При этом платья могли быть дорогими, но не слишком модными: западные журналы мод не продавались, а советские модные дома предлагали модели, далекие от мировых тенденций. Женщины подсматривали наряды в кино, ориентируясь на образы Орловой, Серовой, Марецкой, Целиковской.

Пятидесятые и шестидесятые годы

Вопрос модной одежды стал резко налаживаться после проведения фестиваля молодёжи и студентов в конце пятидесятых. Тогда в СССР приехало множество иностранцев в ярких и непривычных для советского гражданина одеяниях. За границу стало ездить больше артистов и литераторов. Режим несколько смягчился и люди начали пристальнее относиться к своему внешнему виду.

Особенно выделялись Прибалтийские республики. Там давление советской власти было значительно мягче. Люди ещё не забыли, что они жили до войны в Европе. Выпускались журналы мод и разнообразная одежда. Всё это расходилось по всей стране.

Несмотря на официальное осуждение, мода стала приходить в Советский Союз. Появились стиляги, носившие причёски как у Элвиса Пресли и зауженные брюки. Около гостиниц, где жили интуристы, стояли фарцовщики, продававшие потом втридорога становившиеся крайне популярными джинсы гражданам. Хрущёвская оттепель стала толчком для появления в стране разнообразия в одежде.

Девушки моментально подхватили модные новинки: прозрачные белые кофточки из нейлона, пышные юбки с подъюбниками и утянутой талией, перчатки и туфли на гвоздиках. В моду вошел уже не новый для Запада стиль «нью лук», который держался довольно долго. В 60-е его сменил укороченный прямой силуэт: юбки выше колена носили не только девушки, но и солидные дамы. Популярность приобрели юбочные костюмы, не только повседневные, но и нарядные. Стали выходить журналы мод, в которых нередко печатали и выкройки. Модницы активно учились шить и вязать: эти навыки помогали преодолевать одежный дефицит.

В 70-е годы на пике популярности была синтетика. Женщины выбирали платья и костюмы из кримплена – однотонной или набивной плотной ткани, хорошо держащей форму, не мнущейся и не выгорающей на солнце. Единственный минус – в кримпленовой одежде было не слишком комфортно: она накапливала статическое электричество и плохо пропускала воздух.

Стиля́ги — молодёжная субкультура в СССР, получившая распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов, имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.
Фарцо́вка — сленговое название запрещённой в СССР подпольной покупки/перепродажи (спекуляции) труднодоступных или недоступных рядовому советскому обывателю дефицитных импортных товаров. Подавляющим большинством предметами предложения и спроса фарцовки выступали одежда и аксессуары.

Семидесятые и восьмидесятые годы

В СССР появляются модельеры. Слава Зайцев производит переворот в сознании людей, показывая, что и в Союзе есть хорошо одевающиеся люди. Это перестаёт быть зазорным. Коммунистическое начальство начинает относиться к появлению разнообразия в одежде более лояльно. Правда есть мнение, что этому больше способствовали их жёны, хотевшие одеваться как на загнивающем западе.

Появляются выкройки одежды в журналах "Работница" и "Крестьянка". Импортный журнал мод "Бурда" советские женщины зачитывают до дыр. А по фотографиям оттуда сами шьют себе модные кофточки и юбки.

В период глубокого застоя народ стоит в очередях за югославскими сапогами, прибалтийским трикотажем и яростно торгуется с фарцовщиками за импортную одежду. Появляются цеховики, подпольно выпускающие пользующуюся спросом продукцию.

Ближе к крушению советской империи, граждане становятся более свободными в выражении своих вкусов в одежде. Всё больше народа начинает выезжать за рубеж. Появляется множество вполне приличной одёжки из стран Восточной Европы. А после начала перестройки, мода совсем выходит из подполья.

Куртки "Аляски", сапоги "дутики", варёные джинсы, лосины, невообразимые причёски и косые кожаные куртки становятся обычным делом. К началу девяностых, серая и безликая масса, превращается в ярко и разнообразно одетую общность людей, стремительно меняющихся вместе со страной.

В это же время в моду входят брючные костюмы. Сначала их носили представители богемы, причем общественность яростно критиковала непривычные наряды. Вплоть до конца 80-х многим женщинам запрещали носить брюки на работу, считая, что такая одежда подходит только для походов и субботников.

70-е и 80-е – настоящий бум рукотворной одежды и аксессуаров. Женщины ориентировались на выкройки и модели из модных журналов, «Работницы» и «Крестьянки», они шили, вышивали, плели макраме. Особенно популярным было вязание, сначала ручное, а позже, с появлением домашних вязальных приспособлений, и машинное. Этот вид рукоделия захватил всех, мастерицы орудовали спицами и крючком, создавая нарядные платья, пляжные, домашние и повседневные ансамбли, пальто и аксессуары. Хороший трикотаж в магазинах встречался редко и вязание было единственной возможностью одеться не только красиво и комфортно, но и модно.

Те, кто не мог совладать со спицами, заказывал одежду у знакомых: координаты умелых вязальщиц передавались из уст в уста. Существовали и государственные ателье сети «Трикотажница», но попасть туда было непросто, да и качество изделий оставляло желать лучшего.

Мужская одежда: Основной деловой одеждой для мужчин был костюм. Силуэт существенно менялся: в 40 – 50-е годы он был объемным: мешковатые брюки, утянутые ремнем, дополнялись пиджаком с подкладными ватными плечами. В 60-е мода изменилась: брюки укоротились и сузились, как и рукава пиджаков. В следующее десятилетние в моду вошли клеши: молодежь носила их в гипертрофированном варианте, вшивая в нижнюю часть штанин дополнительные клинья. Мужчины средних лет предпочитали слегка расклешенные модели, дополняя их укороченным и слегка приталенным пиджаком. В 80-х годах костюм снова приобрел утерянный объем, но выглядел гораздо более гармоничным. Акцент делался на плечи, прямые брюки без лишних складок создавали стройный силуэт.

Костюмы дополнялись классическими рубашками, белыми, светлыми или в тонкую полоску. В 60-х в моду вошли клетчатые ковбойки, которые сочетали с пиджаками или носили без них. Ковбойки носили все, от студентов до почтенных отцов семейств. Интеллектуалы полюбили свитеры грубой вязки а-ля Хемингуэй.

В 70-е приобрели популярность яркие сорочки: оранжевые, ядовито-зеленые, синие и фиолетовые. Они тесно облегали тело, воротник-апаш открывал шею. В это время в гардеробе мужчин стали появляться аксессуары, как будто заимствованные из женского гардероба: сорочки с кружевными жабо, цветные шейные платки, ремни с броской металлической фурнитурой и даже броши. Позже мужчины полюбили трикотаж – разнообразные футболки, водолазки-лапшу и рубашки поло.

В позднем СССР представители сильной половины человечества одевались достаточно просто: на работу носили костюмы темных цветов: черно-серого, коричневого, синего. Костюм дополнялся светлой сорочкой, однотонной или в полоску, а также галстуком в тон. Жилеты встречались реже, кардиганы носили в единичных случаях. Для свободного времени предназначались универсальные джинсы, которые дополнялись свитерами ручной вязки или трикотажными рубашками-поло. В домашней обстановке большинство мужчин носили спортивные костюмы или трико в комплекте с майкой.

В 40 — 50-е годы обычной мужской домашней одеждой была полосатая пижама. Их носили в санаториях, в спальных вагонах поездов, в больницах. Позже пижама превратилась в одежду для сна, причем предпочитали их преимущественно пожилые люди.

Глава 2. Практическая часть
2.1. Проведение опроса

Заключение

Проанализировав результаты опроса, изучив текстовые и видеоматериалы по теме, я добилась поставленных задачей и цели из которых можно сделать следующие выводы:

Мода - это важная часть нашей жизни, которая существует уже много веков. Она помогает нам понять историю нашего народа, его традиции и культуру. Изменения в моде отражают исторические события и формируют новую личность. Когда человек оказывается в новых условиях, он меняет свои предпочтения и свой образ жизни. Отношение к моде формирует нравственные качества личности, заставляя нас задуматься не только о себе, но и о других людях, и чувствовать себя полноценными членами общества. К моде можно относиться по-разному. Она может иметь как положительное, так и отрицательное влияние на общество. Некоторые люди ненавидят моду, потому что она требует больших финансовых затрат, а другие обожают ее за новые идеи, которые она предлагает. Но в любом случае мода помогает выразить свою индивидуальность и повышает уровень культуры. Одной из главных целей развивающегося общества является воспитание думающей, активной личности, которая способна свободно выбирать и принимать решения, необходимые для полноценной и успешной адаптации в обществе. Уровень развития культуры каждого человека влияет на будущее нашего государства в целом. Тема моды является важной не только для индивидуума, но и для общества в целом. Мода помогает нам выразить свою индивидуальность и следовать за новыми тенденциями, но также может стать причиной негативных явлений, таких как потребительское поведение и неравенство в обществе.


Список литературы:

1. Алпатов, М. Социальное значение костюма / М. Алпатов // Швейная промышленность. 1931. - № 9 . - С. 6 - 9.

2. Андреева, И. А. Массовая мода и «технологическая эстетика» / И. А. Андреева // Техническая эстетика, 1985. № 7. - С. 10.

3. Арманд, Е. Об одежде будущего / Е. Арманд // Швейная промышленность. 1931. - №2. - С. 11 - 12.

4. Артемова, JI. Перспективы моды на 1938 г. / JI. Артемова // Швейная промышленность. 1938. - №1. - С. 52.

5. Балдано, И. Ц. Мода XX века: Энциклопедия / И. Ц. Балдано. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 400 с.

6. Барсукова, С. Ю. Модели успеха женщин советского и постсоветского периодов: идеологическое мифотворчество / С. Ю. Барсукова // Социологические исследования. 2001. - №2. - С.75 - 82.

7. Барт, Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. М. : Издательство им. Сабашниковых, 2003. - 512 с.

8. Вейс, Г. История культуры народов мира. Костюм. Украшения / Г.Вейс. М.: ЭКСМО, 2004. - 960 с.

9. Во имя укрепления могущества родины // Работница. 1938. - № 21. -С. 5.

10. Волков, А. Г. Эволюция российской семьи в XX веке / А. Г. Волков // Мир России. 1999. - № 4. - С. 12.

https://nash-sssr.ru/moda-v-sssr/
https://dzen.ru/a/YXpuDXJN1zJnP4MM
https://dzen.ru/a/XSR4uNEbogCu8P0Y

Приложение

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 16.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области