Доклад на тему:
«ИГРА КАК СРЕДСТВО РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ
дошкольного возраста»
Ребенок в дошкольном возрасте познает мир, проявляет любознательность, учится думать, хочет быть самостоятельным, похожим на взрослого, подражать ему во всем. Одним из важных и актуальных направлений в работе с дошкольниками является приобщение к труду взрослых. Оно способствует формированию у детей первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества, представляя тем самым раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.
Осваивая трудовую деятельность взрослых, у детей появляется социальный опыт, умение общаться друг с другом, расширяются знания о той или иной профессии. С младшего возраста ребенок уже начинает интересоваться трудовыми действиями взрослого. Малыш начинает подражать взрослым не только в игре, но и в реальной жизни. Он делает попытки мыть посуду, подметать пол, стирать носовые платки и т.п., старается им помочь.
Организую работу по приобщению детей к труду взрослых в детском саду с учётом возрастных особенностей детей с использованием разнообразных форм и методов деятельности:
Детская художественная литература и ее использование в работе занимает особое место среди словесных методов. Книга увлекает детей, вызывает желание знакомиться с профессиями взрослых, пробуждает интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться. Детям хочется быть похожими на Кузьму: таким же быть сильным, смелым, отважным, тушить пожары, спасать людей.
В беседах использую игровые персонажи и наглядность, сопровождая рассказом, рассматривая иллюстрации с изображением людей разных профессий, инструментов, атрибутов спецодежды.
Для наблюдений стараюсь выбрать такие виды профессий, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.
На прогулке с воспитанниками наблюдаем за трудом дворника, чтовызывает у детей желание подражать его действиям. Дети сами берут лопатки и расчищают дорожки от снега на своем участке, подражая увиденному.
Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых людей, подчеркнуть особенности профессии. Так во время экскурсии в медицинский кабинет, дети с интересом слушали рассказ о деятельности медицинского работника, затем, полученные впечатления отобразили в сюжетно-ролевой игре «Больница»: ставили уколы, измеряли рост, выписывали рецепты по назначению врача и т.д.
Организовали в группе «Огород на окне». Дети бережно ухаживали за своими растениями, наблюдали за их ростом, радовались появлению новых листочков, цветов.
В дошкольном возрасте основным видом деятельности является игра. Знакомя с трудом взрослых, использую разные виды игр:
Главная роль отводится сюжетно-ролевой игре, которая помогает обогатить представления детей о разнообразной деятельности взрослых, помогает показать их взаимоотношения с другими людьми, расширить знания о профессиях, орудиях труда, используемых в определенной профессии. В ходе сюжетно - ролевой игры осваиваются детьми определенные правила и нормы, формируется активная социальная позиция. Сюжетно - ролевая игра помогает детям понять мотивы трудовой деятельности взрослых, для чего и для кого трудится человек.
В группе созданы необходимые условия для развития сюжетно-ролевой игры: имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, которые постоянно дополняются и обновляются, для того, чтобы обогатить и разнообразить сюжеты игры; разработаны алгоритмы к сюжетно-ролевым играм; подобраны книги, детские энциклопедии, художественная литература о профессиях для детей, иллюстрации, развивающие мультфильмы, дидактические игры и пособия.
Оформлены игровые центры: «Магазин», «Кафе», «Парикмахерская». Такие модули постоянно наполняю, обновляю необходимой атрибутикой, что способствует повышению интереса дошкольников к труду взрослых, активизирует знания детей о профессиях.
Все методы стараюсь применять не раздельно, а в сочетании друг с другом.
Важная роль в процессе ознакомления с профессиями и трудом людей отводится
семье.
Пример взрослого илижизненная наглядность являются самыми эффективными и
действенными способами ознакомления с трудом взрослых. Они способствуют приобретению детьми знаний и обеспечивают доходчивое и убедительное представление детей о той или иной профессии.