Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Реферат на тему "Красноречие в Древней Греции"

Цель работы – рассмотрение становления и развития риторики как искусства и науки в Древней Греции. Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач 1. Изучить причины возникновения риторики как науки и искусства 2. Раскрыть положительные и отрицательные стороны первых учителей красноречия 3. Ознакомиться с биографией Сократа, Платона, Аристотеля и с их вкладом в ораторское искусство

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….....................3

1.Причины возникновения риторики как науки и искусства……………….5

2.Софисты-первые учителя красноречия…………………………………………..7

3. Сократ, Платон, Аристотель против софистов………………………………...9

Заключение…………………………………………………………………………………..13

Список литературы……………………………………………………………………….14

Введение

Как говорил французский писатель Жан де Лабрюйер (1645–1696): логика – это, видимо, умение доказать какую–то истину, а красноречие – это дар, позволяющий нам овладеть умом и сердцем собеседника, способность втолковать или внушить ему все, что нам угодно. [10]

И действительно, ведь владение ораторским искусством может дать человеку ту уверенность, которая ему нужна для максимального выявления скрытых в нем способностей. Умение говорить – это основа человеческого общения и в зависимости от того на сколько человек преуспевает в этом находится его возможность стать лидером.

Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. [8]

Надо особо отметить, что Древняя Греция по праву считается местом зарождения ораторского искусства и родиной появления красноречия. Именно в Древней Греции красноречие невероятно ценилось и достигло весьма высокой ступени развития. Мастерство слова не просто высоко ценилось, но также и постоянно совершенствовалось. [2]

Можно утверждать, что для Древней Греции был характерен настоящий культ слова. Формы речи, логические законы, искусство спора и способы воздействия на аудиторию помогали развивать ораторское искусство и поддерживали интерес у граждан к ораторскому мастерству: ораторами стремились стать, их приходили слушать, они были людьми известными и уважаемыми. Имена древних греков–ораторов, прославившихся своим красноречием, оставили неизгладимый след в умах людей.

Цель работы – рассмотрение становления и развития риторики как искусства и науки в Древней Греции.

Для решения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

Актуальность данной темы обусловлена важностью ораторского искусства для процесса становления личности в современном обществе, важностью понимания истоков и процесса развития ораторского искусства.

Во многих древних сочинениях излагается басня о божественном происхождении риторики: Юпитер призвал к себе Меркурия и приказал дать людям Риторику. Согласно этому мифу, риторика есть начало человеческой цивилизации. Рождение риторики как дисциплины (около V в. до н. э.) связано с периодом демократии в Афинах. [1] Можно назвать несколько основных причин её появления:

• социальным строем в Древней Греции была рабовладельческая демократия. Верховным органом в государстве считалось Народное собрание, к которому политический деятель обращался непосредственно во время публичного выступления. Чтобы привлечь внимание народных масс оратор должен был быть образованным, а его речь – логичной, яркой, убедительной.

• характер греческой литературы благоприятствовал зарождению ораторского искусства. Любовь к красивому слову, выразительной речи, изобилующей разнообразными эпитетами, метафорами, сравнениями заметна уже в самых ранних произведениях греческой литературы – в «Илиаде» и «Одиссее».

• риторика в античном мире рассматривалась как высшая ступень образования. В Греции создавались специальные школы ораторского искусства, где опытные ораторы обучали красноречию молодых. Занятия проводились индивидуально, учитель должен был корректировать речи, учить писать и произносить их, работать над манерой исполнения, анализировать образцовые выступления, исправлять произносительные ошибки;

• большое внимание в Древней Греции уделялось воспитанию нравственности у обучаемых, и это воспитание осуществлял выступающий публично. Оратор должен был быть «добрым», иметь «душевные доблести». Воспитание оратора шло параллельно с воспитанием нравственности;

• значительную роль в становлении риторики как дисциплины сыграло греческое судопроизводство. В Древней Греции суд совершался публично. Прокуроров не было, и обвинителем мог выступить любой человек. Обвиняемый защищался сам. Он должен был убедить судей и всех слушателей (а их бывало от нескольких сот до нескольких тысяч) в своей невиновности или представить смягчающие обстоятельства, иначе ему грозило суровое наказание: изгнание, а иногда и смерть. Поэтому искусное владение речью высоко ценилось в греческом полисе (городе-государстве);

• помимо политического и судебного, в Древней Греции появилось ещё хвалебное красноречие (панегирик). Обычно ораторы выступали с похвальными речами на торжественных праздниках и форумах. Часто такие выступления были началом пути на политический Олимп.

Классическая риторика V и IV вв. до н. э. объединяла не только сведения по философии, логике, грамматике, литературе, государственному праву, юриспруденции, истории, математике, психологии. Она отражала быт и культуру античного мира. Ораторское искусство того времени включало много нововведений: симметрично построенные фразы, предложения с одинаковыми окончаниями, метафоры и сравнения; ритмическое членение речи и даже рифму.

Риторика непосредственно связана с языком, это наука о речи и общении людей, но родилась она в среде философов, из диалектики – науки убеждения и доказательства, в известной в античном мире школе софистов.

Софисты не представляли собой единой идеологической или политической группы, это были странствующие философы, обучавшие за плату искусству спора, доказательства, красноречию, хорошему слогу, мудрости (в переводе с древнегреческого софист – «мудрец»). Софисты обращались к проблемам этики, политики, призывали изучать человека, его сильные и слабые стороны, разум, приемы логики. [3]

Софисты еще с античных времен заслужили репутацию «лжемудрецов», людей без устойчивых моральных принципов, подчас просто ловкачей в споре, хитрых спорщиков.

Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

Главным было умение манипулировать аудиторией, поразить слушателей ораторскими приемами;

Спор, направленный обязательно на победу одного и поражение другого. Однако эристика подвергалась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях. Софисты отказывались от клеветы, лжесвидетельства, от подчеркивания физических недостатков противника, его прошлых неудач, особенно в семейной жизни, и иных подлостей.

поэтому господствует не содержание в речи, а «внешняя форма». Софизмы содержали какую-либо малозаметную логическую ошибку, приводящую к ложному выводу, иногда – к абсурду.

Рассмотрим классический пример: Ахиллес никогда не догонит черепаху: черепаха подходит к точке А, но пока быстроногий Ахиллес достигнет точки А, черепаха будет уже в точке Б, и так далее. Ахиллес будет приближаться к черепахе, но не опередит ее. Уловка здесь в том, что решающий задачу мыслит дискретно, тогда как движение и Ахиллеса, и черепахи – непрерывно, хотя и имеет разные скорости. [7]

Эффект софизмов состоит в том, чтобы в споре, в рассуждении поставить собеседника в неловкое положение, запутать его мысль, разрубить логическую линию доказательств.

Следует, однако, отметить, что роль софистов в истории риторики нельзя оценивать, как только отрицательную. Нельзя не сказать об одном очень важном обстоятельстве, а именно о том, что они явились, по сути, первыми представителями интеллигенции не только в своей стране, но и в истории человечества. Если отбросить некоторые этически недопустимые методы, то следует признать определенные заслуги софистического направления в риторике. Оно внесло вклад в развитие теории и практики диалога, полемики, аргументации, доказательства, ориентировало риторику на житейские ситуации, внесло элемент прагматики. Софисты разрабатывали конкретные риторические приемы, много сделали для связей риторики с логикой. Они понимали необходимость остроумия, находчивости и юмора в общении, красноречии, социальной сфере.

К числу наиболее известных софистов Древней Греции относятся – Протагор и Горгий.

Протагор считается родоначальником софистики. Он был автором известного тезиса: «Человек есть мера всех вещей». Это означало, что нет абсолютной истины, а есть лишь субъективные мнения. Протагор также развивал искусство эристики – спора ради победы, а не ради истины. Он был первым профессиональным учителем красноречия. [9]

Горгий прославился своим красноречием и искусством убеждения. Он утверждал, что ничего на самом деле не существует, а если и существует, то непознаваемо, а если и познаваемо, то невыразимо словами. Горгий внес большой вклад в развитие стилистики и риторики. [6]

3.Сократ, Платон, Аристотель против софистов

Ко времени Сократа и Платона софисты дискредитировали риторику тем, что искажали истину сознательно, за плату защищали убийц и мошенников. Поэтому Сократ, Платон, Аристотель вступают с ними в борьбу.

Сократ. У истоков европейской философской и риторической культуры стоял человек, жизнь и деятельность которого оказали колоссальное влияние на становление риторики и современный облик. Это был величайший философ античности, учитель знаменитого Платона – Сократ, живший в Афинах в 470–399 гг. до н. э. Не оставив после себя ни одного написанного им самим текста, Сократ утверждал новый подход к познанию и обобщению действительности в беседах со своими учениками. Искусство красноречия – это «некое умение увлечь души словами», говорит Сократ в диалоге Платона «Федр». По мнению философа, именно это искусство указывает единственный истинный путь к воздействию на людей.

Сократ в некоторых вещах восхищался софистами, что впоследствии дало повод самого его причислить к софистам. Но в главном – отношении к истине – он был непримиримым врагом Протагора и Горгия.

Сократ рассматривал своих собеседников как партнеров, равноправных субъектов поиска истины. Ему бесконечно интересна душа, или, как сейчас говорят, личность человека, вступившего в диалог. Сократ старается помочь неискушённым собеседникам сформулировать и высказать свои мысли.У софистов нет собеседников, ибо для софиста не существует другого значимого голоса, чем его собственный, не существует внутреннего мира другого человека, его ценностей, чувств, воли – его личности. [4]

Платон (приблизительно 428 -348 годы до н. э.) – знаменитый древнегреческий мудрец. Платон привнес свои философские идеи и в свою теорию ораторского искусства. Он проводил различие между объектом и его идеей, телом и душой. В своих работах он анализировал аспекты души, идеи, знания и человеческого поведения. В своем понимании ораторского мастерства Платон придерживался философского подхода, считая, что речь должна иметь структуру живого существа: у нее должна быть голова, тело и ноги, и все эти части должны гармонично сочетаться друг с другом. Однако Платон подчеркивал, что ораторское искусство является тонким инструментом, и его следует использовать с осторожностью и справедливостью, чтобы не злоупотреблять его огромным потенциалом. Ораторское искусство для него – это умение убеждать, вызывающее веру в справедливость. [4]

Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах «решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность». Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной. Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение.

Риторический идеал Сократа и его ученика Платона определяется как:

Великий древнегреческий философ Аристотель (384–322 гг. до н. э.) начал свою карьеру в Академии Платона, где преподавал ораторское искусство и создал учебник «Риторика», в котором подробно изложил теоретические основы ораторского искусства. Он определяет риторику как «умение находить возможные способы убеждения в отношении каждого предмета». Аристотель считал, что риторика – это зло, вызванное испорченностью общества. Он полагал, что истина могла бы быть убедительной, если бы люди были разумными и процедуры принятия решений справедливыми. Однако, учитывая текущее состояние общества, необходимо преподавать, изучать и использовать риторику как комплексный инструмент воздействия на разум и чувства. В своем обучении Аристотель делал упор на искусство правильного рассуждения. Его интересовали проблемы логики, в частности, анализ и диалектика. Аристотель уделял особое внимание логике, рассматривая ее как инструмент для анализа и оценки аргументов. Он считал, что правильное рассуждение должно основываться на определенных принципах, таких как определенность терминов, последовательность в рассуждениях и обоснованность выводов.

Так же он определил три рода речей: совещательные (склоняющие или отклоняющие), судебные (обвиняющие или оправдывающие) и торжественные, эпидейктические (хвалебные или порицающие). Три типа времени, рассматриваемые в этих речах: будущее (предмет совещательного красноречия), прошедшее (судебного) и настоящее (торжественного). [5]

Риторический идеал Аристотеля был сходен с идеалом Сократа и Платона и ориентирован на диалогичность общения, умение коммуникантов вести гармонизирующий диалог и на максимальную информативность общения.

Сократ, Платон, а далее – Аристотель отвергли ряд подходов софистов

к риторике. В первую очередь эта афинская философская школа не приняла

суждений о том, чтобы с помощью высокохудожественной речи убеждать

кого–либо в ложных и безнравственных позициях. То есть софисты готовы

были достигать сколь угодно выгодной для них цели исключительно за счет

ораторского мастерства, умения внушить любую, сколь угодно порочную

мысль. Аристотель негативно отзывался о софистах, называя их источником

«ложной мудрости».

Афинская философская школа Сократа, Платона, Аристотеля и их

последователей использовала риторику как средство выражения глубокой

философской идеи, как некой универсальной мудрости, основанной на знаниях, наблюдениях и логике, мудрости, не преследующей личных корыстных целей. Представители этой школы отвергали софистику и подходы софистов к ораторскому искусству.

Заключение

Таким образом, история ораторского искусства начинается уже в античной Греции, где оно было порождено общественными потребностями (выступления в суде, в народном собрании, философские диспуты) и стало действенным орудием политической борьбы. Учиться ораторскому искусству, владеть им стало необходимостью для многих греческих граждан. Именно в это время, приблизительно с V века до нашей эры, появляется риторика теория красноречия.

Виднейшие ораторы и теоретики красноречия Древней Греции смогли проникнуть в тайны слова, расширить границы его познания, выдвинуть теоретические и практические принципы ораторской речи как искусства, основываясь на собственном богатом опыте и на анализе многочисленных блестящих речей известных ораторов.

Античная риторика – фундамент современной культуры, «царица наук», в рамках которой в неразрывном единстве формировались идеи таких наук, как философия и логика, психология и этика, лингвистика и литературоведение. Это означает, что знание античной риторики является необходимым условием и основанием образования.

По моему мнению, нужно пропагандировать устные публичные выступления, риторические нормы и обучать дебатированию, начиная со школы, ведь риторика и культура речи пронизывают все сферы общества. Язык – это форма мышления и средство коммуникации. Риторика необходима для формирования культурного уровня человека, его возможности устанавливать взаимоотношения с обществом.

Список литературы

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области