Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекционная работа для воспитателей по теме "Осень" в подготовительной к школе группе

Помочь воспитателям в подборке лексического материала для работы с детьми

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Осень».

(Подготовительная группа).

I. Лексико – грамматические упражнения и игры.

1. Повторение названий осенних месяцев. Закрепить в речи названия осенних

месяцев, учить связному монологическому высказыванию

Воспитатель предлагает детям прослушать стихотворение «Двенадцать

месяцев». Проводит беседу по стихотворению, разучивает его с детьми.

На тёплый юг летит журавль,

Позолотил листву сентябрь.

Позолотил листву сентябрь,

Сорвал листву с ветвей октябрь.

Сорвал листву с ветвей октябрь,

Укрыл листву снежком ноябрь.

Вопросы и задания:

а). Что происходит с листвой в сентябре (в октябре, в ноябре?)

б). Назовите первый (второй, третий) осенний месяц.

в). Перечислите осенние месяцы по порядку.

2. «Один – много». Образование множественного числа существительных в

родительном падеже.

Месяц – месяцев, огород – огородов, слякоть – слякоти,

дождь – дождей, зонт – зонтов, лес – лесов,

лужа – луж, дерево – деревьев, листья – листьев,

урожай – урожаев, фрукт – фруктов, птица – птиц.

сад – садов, овощ – овощей,

3. «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласка-

тельным суффиксом.

Дерево – деревце, ветка – …,

ягода – ягодка, ветер – …,

корзина – …, лист – …,

гриб – …, облако – …,

шишка – …, туча – …,

ведро – …, дождь – … .

4. «Скажи со словом «осенний». Согласование существительного и прилага-

тельного.

Небо (какое?) – осеннее,

ветер (какой?) – осенний,

аллея (какая?) – осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цветы, лес,

погода, сапоги, день, утро, пальто.

5. «Назови, какая погода?» Образование качественных прилагательных.

Какая погода бывает осенью, если идёт дождь? – дождливая,

… дует ветер – ветреная;

если на улице холодно, какая погода? – холодная;

если пасмурно – пасмурная,

… сыро – сырая,

… хмуро – хмурая,

… солнечно – солнечная,

… ясно – ясная.

6. Игра «Какие листья спрятались на картинке?» Развивать зрительное

внимание, учить узнавать изображения, наложенный друг на друга, развивать

грамматический строй речи (образование относительных прилагательных от

существительных).

7. Игра «Три листа». Развивать зрительно - пространственные представления,

формировать грамматический строй речи (образование относительных

прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением

трёх разных листьев. Ребёнок должен их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист – между кленовым и берёзовым. Или: Кленовый лист – справа

от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается,

кто набрал фишек больше.

8. Игра «Какое слово не подходит?» Развивать речевой слух, слуховую память,

грамматический строй речи (умение подбирать однокоренные слова).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать ряд слов и повторить

его по памяти. После этого дети должны назвать, какое слово лишнее и

почему.

Например:

осень, осенний, сено;

листья, лиса, листопад, лиственный;

ветер, ветреный, веретено.

Затем детям предлагается самим подобрать однокоренные слова к данным.

9. «Скажи наоборот». Поиск антонимов.

Осень ранняя – осень поздняя,

день весёлый – день грустный,

день солнечный – день пасмурный,

облако белое – туча чёрная,

… холодная – жаркая,

… хорошая – плохая.

10. «Ответь на вопросы». Употребление в речи глаголов в разных временных

формах.

Что делает? (Дует).

Что сделает? (Подует).

ВЕТЕР Что делал? (Дул.)

Что будет делать? (Будет дуть).

Игра повторяется со словами дождь, трава, листья и др.

11. «Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множест-

венном числе. Окончания глаголов выделяются голосом.

Ветер дует, а ветры… Цветок увядает, а цветы…

Птица улетает, а птицы… Холод наступает, а холода…

Лист желтеет, а листья… Урожай созревает, а урожаи…

Дождь моросит, а дожди… Лист падает, а листья…

12. «Составь предложение». Работа с деформированными предложениями.

Дует, осень, ветер, холодный.

Желтеют, на, листья, деревья.

Земля, трава, на, увядает.

Улетают, юг, на, птицы.

Мелкий, осень, моросит, дождь.

13. Диалог. Развивать общие речевые навыки, работать над чёткостью дикции,

интонационной выразительностью речи.

– Солнце, солнце,

Ты откуда?

– Я из тучки золотой.

– Дождик, дождик,

Ты откуда?

– Я из тучи грозовой.

– Ветер, ветер,

Ты откуда?

– Я из дальней стороны.

Из пособия Г. Быстровой, Э. Сизовой, Т. Шуйской.

II. Связная речь.

1. Закличка. Развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность

речи, силу голоса.

Осенняя.

Осень, осень,

В гости просим.

Погости недель восемь:

С обильными хлебами,

С первыми снегами,

С листопадом и дожём,

С перелётным журавлём.

Русская народная закличка.

2. Заучивание стихотворения с опорой на мнемотаблицу:

* * *

Листики, листочки,

Падают на кочки.

А под кочкой спят ежи.

Листик, листик, не шурши.

А. Гришин.

3. Составление связного рассказа «Осень» по первым словам в предложении:

«Прошло лето, и наступила… Дни стали… Подул… Стало… Люди

одеваются… На деревьях… На землю… Моросит… Увядает… На юг…

Люди собирают… Скоро наступит…»

Дети повторяют рассказ без помощи взрослого.

4. Составить рассказ «Осень» по плану:

1. Солнце солнце светит

2. Дождь часто идут дожди

3. Листья листья на деревьях часто меняют цвет

4. Ёжик животные готовятся к зиме

5. Птицы птицы улетают в тёплые края

6. Морковь, яблоко люди собирают урожай овощей и фруктов

Осень

(примерный рассказ по таблице)

Наступила осень. Солнышко светит ярко, но слабо согревает землю. Становится

холодно. Часто идут дожди. Листья на деревьях меняют свой цвет на жёлтый,

красный, оранжевый и багряный, поэтому осень и называют «золотой».

Животные готовятся к зиме: некоторые, как ежи и медведи, впадают в спячку. А

другие, как белки и мышки, запасают на зиму корм. Все животные осенью

линяют – меняют летний мех на тёплый зимний. Птицы собираются в стаи и

улетают в тёплые края. Люди на полях и в садах собирают урожай овощей и

фруктов.

III. Развитие психических процессов.

Игры: «Чего не стало?»

«Что изменилось?»

«Будь внимательный».

«Назови одним словом».

IV. Развитие графических навыков.

1. Обводка и штриховка геометрических фигур, закрепление геом. фигур.

2. Составление узора из геометрических фигур.

3. Лепка геометрических фигур или выкладывание узора из фигур на квадрате.

4. Составление узора из фигур и раскрашивание.

5. «Дары осени» – обводка трафаретов овощей и фруктов, штриховка по устному

заданию (сверху вниз, слева направо, с наклоном вправо и т. д.).

6. «Красивая ваза для овощей» – заполнение картонной заготовки круглой или

овальной формы клочкам бумаги по методу цветной мозаики.

(живых, засушенных или бумажных), копируя индивидуальный или общий

для всех образец.

V. Пальчиковая гимнастика.

«ОСЕНЬ».

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения,

Ветер листики считал: ладонями).

Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на

Вот кленовый, обеих руках).

Вот рябиновый резной,

Вот с берёзки – золотой,

Вот последний лист с осинки (Спокойно укладывают ладони на

Ветер бросил на тропинку. стол).

* * *

Ветер северный подул:

«С – с – сс», все листья

С липы сдул… (Пошевелить пальцами и подуть на

Полетели, закружились них).

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап – кап – кап, кап – кап – кап!» (Постучать пальцами по столу).

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистями рук

вперёд – назад).

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу).

Е. Карельская.

VI. Упражнения на развитие речевого дыхания.

Вдыхаем аромат леса. Вдох носом, пауза, под счёт «раз», «два», «три» выдох

ртом.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

* * *

Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулаки).

Будем листья собирать.

Листья берёзы, (Загибают в ритме каждой

Листья рябины, строчки по одному пальцу).

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулаки).

* * *

Я по улице гуляла («Шагают» пальчиками по столу).

И листочки собирала. (Загибают поочерёдно пальцы).

Всё в букетик собрала (Двумя рукам «держат» букет).

И ребятам принесла. (Показывают ладони).

* * *

Меж еловых мягких лап (Поглаживают ладонями обеих рук

колени).

Дождик кап-кап-кап. (Постукивают по коленям

пальцами обеих рук).

Где сучок давно засох – (Постукивают ребром ладони по

коленям).

Серый мох, мох, мох. («Мнут мох», сжимая энергично

обе ладони).

Где листок к листку прилип, (Хлопают ладонями).

Вырос гриб. (Сводят руки над головой).

* * *

Разбросала осень листья, (Делают волнообразные движения

ладонями).

Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями

вверх – вниз).

Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук).

В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с

растопыриванием пальцев).

Лист кленовый, лист с осинки, (Поочерёдно загибают пальцы,

Лист дубовый, лист рябинки, начиная с большого, на обеих руках

Рыжий тополиный лист одновременно на каждый лист).

На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони).

И. Михеева.

КООРДИНАЦИЯ СЛОВ С ДВИЖЕНИЕМ

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение.

* * *

Листья осенние тихо кружатся, (Плавно кружатся).

Прямо нам под ноги листья ложатся (Приседают).

И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по полу).

Будто опять закружиться хотят. (Плавно кружатся).

ДОЖДИК

Капля раз, (Делают прыжок на носоч-

ках, руки на поясе).

Капля два. (Делают прыжок).

Очень медленно сперва, (4 прыжка).

А потом, потом, потом (8 прыжков).

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Руки разводят в стороны).

От дождя себя укрыли. (Руками образуют полукруг

над головой).

«Леса – чудеса».

Цели: учить координировать речь с движением, развивать мелкую моторику, творческое воображение, закреплять в речи названия деревьев.

В леса-чудеса (Идут по кругу, держась за руки).

Мы поедем,

Там встретимся

С умным медведем.

Рассядемся (Усаживаются на колени на ковёр).

Я, и ты, и медведь

И будем песню

Лесную петь:

Про ель, про берёзу, (Ритмично соединяют каждый

Про дуб, про сосну, палец с большим пальцем на правой

Про солнце и звёзды руке).

И про луну.

Про дуб, про сосну, (То же на левой руке).

Про берёзу и ель,

Про солнце и дождик

И про метель.

Г. Сапгир.

* * *

Плюх – плюх – плюх (Дети ритмично хлопают в

По лужам ходим, ладоши).

Хлюп – хлюп – хлюп (Ритмично топают ногами).

Промокли ноги.

Кап – кап – кап (Помахивают ладонями сверху вниз).

Мы зонт раскроем, (Разводят руки в стороны и делают

От дождя «пружинку»).

Себя укроем.

ЗАГАДКИ

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт –

Сделает наоборот.

(Зонт).

Пришла без красок и без кисти,

А перекрасила все листья.

(Осень).

Листья падают с осин,

Мчится в небе старый клин.

(Осень).

Рыжий Егорка

Упал на озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул.

(Осенний лист).

Опустел колхозный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришёл?

(Сентябрь).

Всё мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяют леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?

(Октябрь).

Он идёт, а мы бежим,

Он догонит всё равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будем к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

Нет, не впустим, милый друг!

(Дождь).

Тучи нагоняет,

Воет, задувает,

По свету рыщет,

Поёт да свищет.

(Ветер).

Стихи для чтения и заучивания наизусть.

* * *

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клёны,

В пурпуре осинки, – только дуб зелёный.

Утешает осень: «Не жалейте лета.

Посмотрите – роща золотом одета».

Золотая осень.

Наша осень правда золотая,

Как её иначе назову!

Листья, помаленьку облетая,

Устилают золотом траву.

Солнышко то спрячется за тучей,

То раскинет жёлтые лучи.

И сидит поджаристый, пахучий,

С золотистой коркой хлеб в печи.

Яблоки, скуластые, крутые,

То и дело шлёпаются вниз,

И зёрна потоки золотые

Из колхоза морем разлились.

Е. Благинина

Клён.

Листву рассыпает метель золотая,

Я в парке сижу и о чём-то мечтаю.

Над лавочкой старой лист клёна кружится

И медленно мне на ладошку ложится.

Такой разноцветный, нарядный, весёлый –

Чудесно, что клёны растут возле школы!

Осенние клёны – цветов хороводы,

И жёлтый, и красный среди непогоды.

Найду я зелёного капельку цвета

Как отблеск последний ушедшего лета.

С. Васильева

Осень.

Сыплет златом листопад,

Листья, падая, шуршат.

Отчего мне грустно очень?

Лета жаль, настала осень.

* * *

Унылая пора!

Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

А. С. Пушкин

* * *

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу:

Приближалась довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

А. С. Пушкин

Осень – грустная пора.

Осень – грустная пора, С ливнями, дождями,

Это понял я вчера. Длинными ночами».

С папой по дорожке Листья шепчутся, дрожат,

В парке мы шагали, Разлетаться не хотят,

Под ногами нашими Держатся за ветки

Листики шуршали. Золотые детки.

Дождь сердито застучал, С каждым днём они слабей,

«Слушай, – папа мне сказал, – Осыпаются с ветвей.

Ветер с нами говорит, Золотой листопад,

Что-то нам свистит, шумит, Что-то я тебе не рад.

Нас предупреждает: Осень – грустная пора,

Осень наступает Это понял я вчера.

Тексты для пересказа.

* * *

Лето кончилось. Всё чаще дул сильный осенний ветер. Старая липа дрожала под его порывами. Из дупла липы раздавался голосок кукушонка.

Пришла осень. Всё перелётное население улетело на юг. Остался кукушонок один. Ночью поднялась буря. Дождь хлестал в дупло. Утро луч солнца проскользнул в дупло и согрел кукушонка.

По В. Бианки

Вопросы:

1. Какое время года наступило после лета?

2. Какие приметы осени описываются в рассказе?

3. Чей голосок раздавался из дупла липы?

4. Почему кукушонок остался один?

5. Как жилось кукушонку в дупле?

ОСЕНЬ

Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов ещё растут подосиновики, сыроежки и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки…

В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи… В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы…

По И. Соколову – Микитову

Вопросы:

1. О каком времени года говорится в рассказе?

2. Какие грибы можно встретить в осеннем лесу?

3. Какие птицы улетели первыми?

4. Какие ещё птицы готовятся к отлёту?

ЛИСТОПАД

Вот из густых ёлок вышел под берёзу заяц и остановился, увидев большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошёл кругом поляны, от берёзки к берёзке.

Вот он остановился, прислушался…

Кажется зайцу, будто кто-то сзади крадётся. А на самом деле это листья с деревьев падают, шелестят.

Можно, конечно, набраться зайцу храбрости и не оглядываться. Но может случиться так: не поддастся заяц обману падающих листьев, а в это время кто-то воспользуется их шелестом и схватит его в зубы.

По М. Пришвину

Вопросы:

ВЕСЁЛАЯ ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области