Психологическое занятие с детьми старшей группы
«Учимся доброте и дружбе»
Возрастная категория: 5-6 лет
Цель:
-воспитание у дошкольников доброты, взаимного уважения и понимания, стремление совершать добрые дела и поступки.
- коррекция поведения ребёнка (позитивные изменения: получение образца поведения в различных ситуациях).
Оборудование: картинки для ролей, мешочек, черные листы бумаги, мягкое сердце.
Ход занятия.
1. Ритуал приветствие Упражнение "Сердечко доброты и дружбы".
- Здравствуйте, ребята. Я сегодня пришла к вам вот с таким чудесным сердечком.
Сейчас мы будем передавать его по кругу, каждый кто передает сердечко должен будет сказать добрые хорошие слова своему соседу. (Сердце передается по кругу)
-Как много приятного мы сказали друг другу. И всем стало на душе хорошо, и все улыбаются. - А сейчас я расскажу вам сказку, про девочку Белочку, которая потеряла свою улыбку. Я буду читать сказку, а вы попробуете сыграть ее. (Выбор ролей).
2.Сказка
В далекой-далекой лесной стране, на другом конце света жила была девочка Белочка. Белочка росла умницей, вежливой, любознательной, активной девочкой, и мама Белка любила Белочку и заботилась о ней, да и все вокруг Белочку любили. У ней была особенная лучезарная улыбка, которая радовала окружающих. Все и всегда радовались этой Белочке с лучезарной улыбкой и многое ей позволялось.
Но вот однажды что-то произошло с Белочкой и случилась следующая неприятная ситуация.
Пришла Белочка в свой лесной садик. Подбежал к ней медвежонок, и говорит:
-Давай белочка с тобой в шашки сыграем.
А Белочка отвечает хмуро:
- Не хочу с тобой играть, ты неуклюжий и разговаривать не умеешь.
Ушел медвежонок, расстроился.
Подбежала к Белочке подружка Лисичка и сказала:
- Посмотри какой у меня красивый рисунок получился.
А Белочка сказала:
- И вовсе не красивый, я лучше рисую!
И стало Лисичке грустно, и рисунок ее больше не радовал.
Увидела Белочка, что в углу Волчонок плачет, он упал и стукнулся. Прошла мимо Белочка и подумала, ну и пусть плачет, я тоже часто падаю.
Подошли к Белочке зайчик и ежик и сказали:
- Белочка пойдем с нами играть.
- Я буду с вами играть, только по моим правилам, вы глупые и играете неправильно.
Не захотели больше ежик и зайчик играть с Белочкой.
И осталась Белочка одна, никто с ней не играет. И сидит одна и в пару с ней никто не встает, и поиграть не предлагает.
И пропала у Белочки ее лучезарная улыбка и разучилась она смеяться и улыбаться. И стала она грустная-грустная, печальная-печальная...
Пошла она гулять одна, а на встречу ей Волшебница. Увидела Волшебница грустную Белочку и спросила ее:
- Что же ты Белочка такая печальная?» Рассказала ей Белочка, что никто с ней не играет, и почему никто не играет тоже рассказала.
-Я могу твоему горю помочь — сказала Волшебница. – Только ты обещай мне научиться делать добрые дела, быть вежливой и стараться никого не обижать.
Хлопнул Волшебница в ладоши. И повернулось время вспять, и снова наступило то самое утро. (Проиграть все снова Ребенок, который играет Белочку отвечает своими словами)
Так лучезарная улыбка вернулась на красивое личико Белочки. И впредь стала Белочка относиться к людям добрее, старалась быть всегда вежливой, помогать другим, если у них что-то не получалось. И маме дома стала помогать, заботится о ней и о других членах своей семьи. И если улыбка и исчезала ненадолго, то потом очень быстро возвращалась.
3. Беседа по сказке
- Что произошло с Белочкой? Почему никто не стал играть с ней? (Говорила обидные, злые слова, не хотела никому помочь)
Психолог: да, обидные слова надолго остаются в памяти, люди ссорятся, прекращают общаться, здороваться друг с другом, перестают дружить. И это очень плохо. Смогла ли Белочка исправить ситуацию, кто ей помог?
А вам когда-нибудь говорили такие слова (ответы детей). Я помогу вам их сейчас забыть, и вы никогда не будете о них вспоминать.
4.Псих. техника «Забудь плохие слова».
Детям раздаются чёрные листы бумаги, они их комкают (сминают, рвут и бросают в чёрный мешок)
Психолог: - Всё, ребята, забыты все неприятные, грубые слова. Я думаю, что вы о них больше вспоминать не будете.
Давайте говорить друг другу только хорошие слова и относиться друг другу добрее. А какие слова и поступки делают нашу жизнь радостнее и краше? (Ответы детей)
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире Доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, – спросишь, ты, –
В доме столько доброты?
– Так, где же мы найдем доброту? (Ответы детей)
– Прежде всего в наших сердцах, наших словах и наших делах, поступках!
5. Ритуал прощания «Здравствуй мой дружочек!»
Участники образуют два круга - внутренний и внешний, равные по численности. Игроки внутреннего круга разворачиваются спиной в центр, образуются пары. Далее вместе с психологом произносят такие слова, при этом пары выполняют движения:
Здравствуй, здравствуй,
Мой дружочек! (Здороваемся за руку)
Как живёшь ты? (Ладонь направляется на друга)
Как животик? (Ладонью гладим себя по животику)
За руки с тобой возьмёмся, (Берёмся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (Улыбаемся друг другу)
Мы с тобой два друга. (хлопаем друг друга по ладошке)
Любим мы друг друга (обнять друг друга)
Затем внешний круг делает шаг вправо, и образуются новые пары, игра продолжается.