Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Проектная деятельность как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей».

Цель -развитие компетентности в области применения проектной деятельности. Задачи - повысить мотивацию и вызвать интерес у педагога к проектной деятельности - проанализировать составляющие проектной деятельности - сформулировать основные принципы проектной деятельности в ДОУ и этапы работы над проектом.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Выступление на районном методическом объединении музыкальных руководителей

Тема: «Проектная деятельность как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей»

Подготовил :

музыкальный руководитель МБДОУ ЦРР ДС №10

«Берёзка» г.Светлограда

Пасечниченко Наталия Викторовна

г.Светлоград

2020 г.

«Проектная деятельность как эффективный метод творческого развития музыкального руководителя и детей».

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Иван Сергеевич Тургенев 

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение к музыкальным образам, закладываются предпосылки музыкального вкуса.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Актуальность

(СЛАЙД 3)Работа в рамках реализации ФГОС ДО требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода- инновационного и актуального, так как он влияет на качество образования,профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ.

Проектная деятельность становится неотъемлемой частью педагогического процесса, охватывая практически все сферы деятельности дошкольника в ДОУ, и приобретает свойства универсальности и эффективности как метод реализации педагогических задач. В основе технологии проектирования лежит идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Терпение, любовь к ребенку, вера в его возможности необходимы педагогу при применении технологии проектирования.

Актуальность проектного метода заключается в том, что знания, приобретенные детьми в ходе проекта, становятся достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе “делания”. Причем необходимость этих знаний продиктована содержанием деятельности. Они нужны детям и поэтому интересны им.

Эффективность проектной деятельности обусловлена особым взаимодействием разных разделов образовательной программы. Решая поставленные задачи, музыкальный руководитель, педагоги ДОУ и родители тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации проектов.

(СЛАЙД 4) О.П. Радыновой были разработаны требования к личным качествам музыкального руководителя. Это:

- инициативность;

- артистизм;

- находчивость;

- изобретательность;

- организованность;

- ответственность;

- любовь к детям и пр.

Педагог является ключевой фигурой в процессе формирования образования. В связи с этим он должен обладать высокой квалификацией, соответствующими личными

2

качествами. Быть мобильным, готовым к переменам, способным адаптироваться к нестандартным ситуациям, быть ответственным в принятии решений, проявляя гибкость мышления, самостоятельность и целеустремленность.

Какова же цель и задачи для творческого развития педагога при использовании проектного метода? Вы их видите на экране.(СЛАЙД 5)

Цель:

-развитие компетентности в области применения проектной деятельности.

Задачи:

- повысить мотивацию и вызвать интерес у педагога к проектной деятельности;

- проанализировать составляющие проектной деятельности;

- сформулировать основные принципы проектной деятельности в ДОУ и этапы работы над проектом.

Каковызадачи развития детейв проектной деятельности?

В педагогике выделяются следующиезадачи определяющие развитие детей в проектной деятельности: (СЛАЙД 6)

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

Цель внедрения проектирования в музыкально – образовательный процесс ДОУ на экране(СЛАЙД 7)

Особенностью проектной деятельности является то, что тематика проектов может быть разнообразна. Отсюда и разнообразие видов деятельности, методов и форм работы с детьми - беседы, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, слушание музыкальных произведений, выступление на праздниках, концертах в ДОУ и учреждениях художественно- эстетической направленности.

Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий. (СЛАЙД 8)

ПРОЕКТ-это « пять П»

1 Проблема

2 Проектирование (планирование)

3 Поиск информации

4 Продукт

5 Презентация

Шестое «П» это портфолио проекта, папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты, рисунки, схемы, карты, таблицы

Существует несколько типологий проектов.

Типология проектов в ДОУ (по Е.С. Евдокимовой): (СЛАЙД 9)

- по доминирующей деятельности (исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные);

В качестве примера проекта доминирующей деятельности для музыкальных руководителей могут быть проекты по восприятию музыки, либо развитию каких-либо

3

исполнительских навыков, т.е. такие проекты, в которых присутствует какой-либо вид доминирующей деятельности.

- по характеру содержания (Примером может стать проект, в котором дети с музыкальным руководителем самостоятельно устанавливают какие-то правила поведения например, проект «Мы – зрители!» где дети разрабатывали правила поведения в театре, на концерте)

- по характеру участия ребенка в проекте (ребенок - Заказчик, Эксперт, Исполнитель, Участник от зарождения до получения результатов); Скорее всего в проекте музыкальных руководителей дети будут брать на себя роли Исполнителя, Участника, нежели Заказчика и Эксперта.

- по характеру контактов (внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями);

- по количеству участников (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный);

- по продолжительности (краткосрочный 1-2 недели, месяц; средней продолжительности – 2-4 месяца; долгосрочный – учебный год);

Типология проектов в ДОУ (по Л. В. Киселевой): (СЛАЙД 10)

- исследовательско- творческий (дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна – старший дошкольный возраст);

- ролево-игровой (используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы – с младшей группы);

- информационно-практико-ориентированный (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, оформление музыкального уголка, изготовление музыкальных инструментов);

- творческий (оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. - со второй младшей группы).

С большей долей вероятности для музыкальных руководителей более привлекательные творческие проекты (в виде праздника, концерта) и ролево-игровые.

Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному обучению. Внимательный педагог, который прислушивается к детям, знает, что их интересует, найдет много тем для проектов. Основные требования к использованию метода проектов: (СЛАЙД 11)

- наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы;

- самостоятельная деятельность под руководством педагога, координирующего проект;

- практическая, теоретическая, психолого-педагогическая значимость предполагаемых результатов;

- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

- использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Структура проекта, адаптированная к ДОУ: (СЛАЙД 12)

1- Целеполагание — педагог помогает детям (ребенку) выбрать наиболее актуальную и посильную для них задачу на определенный отрезок времени;

2 - Разработка проекта — план деятельности по достижению цели (фаза проектирования, стадия конструирования системы) На данном этапе необходимо найти ответы на следующие вопросы: К кому обратиться за помощью? (взрослому, педагогу) В каких источниках можно найти информацию? Какие предметы использовать? (принадлежности, оборудование) С какими предметами научиться работать для достижения цели? Схему «Как разработать проект?» , вы видите на экране.

3 - Выполнение проекта — практическая часть (технологическая фаза, стадия реализация модели системы)

4

4- Подведение итогов — определение задач для новых проектов (рефлексивная фаза) Методические рекомендации к составлению плана проекта (по Л. С. Киселевой) представлены на слайде. (СЛАЙД 13)

1. Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей;

2. Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели);

3. Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей);

4. Обсудить план с семьями;

5. Обратиться за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);

6. Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта, вывесить ее на видном месте;

7. Собрать информацию, материал (в процессе изучения плана-схемы с детьми);

8 . Провести занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта;

9. Дать домашние задания родителям и детям;

10. Перейти к самостоятельным творческим работам родителей и детей (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения);

1 1 . Организовать презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН; составление книги, альбома и т.п.);

1 2 . Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.

       В практике выделяют следующие этапы работы над проектами: (СЛАЙД 14)

 I. Подготовительный этап

 II. Организация проектирования     

 III. Проектирование

 IV. Презентация

 Первый этап– подготовительный(СЛАЙД 15)

   На первом этапе педагог формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.

 Второй этап–организационный

   На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей.

 Третий этап– основной

   Педагог по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков. Педагог старается создать условия для погружения детей в тему, стремится, чтобы каждый ребенок увидел разнообразные эмоционально-привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле.

Четвертый этап- заключительный

 Защита проекта, подведение итогов, оценка полученных результатов

  Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Информационная характеристика проекта вы можете посмотреть на слайде: (СЛАЙД 16)

*Автор

5

*Участники

*Вид проекта

*Продолжительность

*Актуальность проекта

*Цель

*Задачи проекта

*Этапы реализации проекта

*Прогнозируемый результат

*Продукт проектной деятельности

*Методическое обеспечение

Проектная деятельность , являясь эффективным методом творческого развития участников процесса способствует- (СЛАЙД 17)

В отношении педагогов:

- сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями.

-даёт педагогам возможность саморазвития и самовыражения, что обеспечивает потребность личности идти по ступенькам роста - от проекта к проекту;

В отношении детей:

-обеспечивает индивидуализацию для каждого ребенка, условия для самоопределения и самореализации личности;

-реализует право ребенка на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

-привлекает детей к образовательной деятельности без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и формам деятельности, учитывая их социальный опыт;

-обеспечивает эмоционально-личностное и социально-нравственное развитие ребенка;

-способствует сохранению и укреплению здоровье детей.

В отношении родителей:

-Делает родителей непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

(СЛАЙД 18)Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедиться в эффективности данной технологии: учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой «Проектная технология в работе с дошкольниками», публикацию в журнале «Ребёнок в детском саду» Л. Д. Морозовой «Педагогическое проектирование в ДОУ», проектный метод в музыкально-ритмической деятельности работы И. Ю. Жуйковой.

http://www.zavuch.info/, http://nsportal.ru на которых размещены методические материалы в рамках инновационного проекта, сайт детского сада http://detsadmdou15.ucoz.ru на котором, размещены все материалы по проектам, посещаемость которого свидетельствует о заинтересованности и востребованности инновационного опыта педагогической общественностью.

Проектная деятельность – это открытие друг другу неожиданных творческих сторон личности и вдохновление всех участников на покорение новых вершин.

Результатом проектной деятельности, бесспорно является рост профессиональной компетентности педагогов в реализации метода проектов, подготовка методической продукции (разработка алгоритма реализации проектов, составление перспективных планов проектной деятельности, методические разработки)

Умение пользоваться проектным методом — показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области