Проект в подготовительной к школе группы « Дидактические игры –
как средство обучения грамоте»
Логопедический проект « Дидактические игры – как
средство обучения грамоте»
Тип проекта: учебно – игровой, коррекционно- развивающий
Возраст: дети подготовительной к школе группы
Участники проекта: дети, воспитатель, логопед
Продолжительность: краткосрочный
По числу участников проекта: групповой, индивидуальный
Сроки реализации проекта: май
Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. Формирование у детей грамматики является необходимой базой для всего последующего образования. Но с каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения речи, чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование
навыков чтения и письма. Поэтому задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе, а лучше всего в данном возрасте усваивается информация, преподнесенная в игровой форме, поэтому проект: игра – как средство обучения грамоте, на наш взгляд, актуален.
Цель проекта: Формирование у детей подготовительной группы основ грамматики русского языка.
Задачи проекта:
Коррекционно- образовательные:
6. Выработка навыков составления и чтения слогов,
слов .
7. Учить детей элементарным навыкам письма и чтения.
8 . Учить отвечать на вопросы полным предложением, делать выводы.
9. Знакомить с правилами игр, учить выполнять правила игр.
Коррекционно- развивающие :
1. Развивать фонематический слух , зрительное и слуховое восприятие .
2. Развивать мелкую моторику и познавательные способности, творческое воображение, мышление.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.
2. Воспитывать желание играть в дидактические игры.
Я использую дидактические игры на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Дети берут игры и спрашивают: « А что здесь?». Я отвечаю : « Игры». « А что такое игры?»,« А можно в них поиграть?». « А как в них играть?» Я отвечаю : « Конечно, но только нужно знать правила игры и их выполнять».Дети стали думать в какие бы они игры захотели играть. Для построения целей, задач и плана нашего проекта была использована «модель трёх вопросов».
1. « Что я знаю?»
- Игры бывают разные.
- У игр есть правила, по которым нужно играть и их выполнять.
- Игры - это интересно.
- В игры можно играть с друзьями .
2. « Что я хочу узнать?»
- Как в них играть?
-Все ли игры одинаковые?
- Чем отличаются игры?
3. « Что нужно сделать, чтобы это узнать?»
- Поиграть в них.
_- Спросить у взрослых.
- Спросить у детей, которые уже играли в эти игры
Этапы реализации проекта.
Взаимодействие с воспитанниками | Оснащение предметно- развивающей среды | Взаимодействие с родителями | Взаимодействие с педагогами | ||
1 этап - подготовительный | |||||
Изучение уровня детей в использовании и знании дидактических игр и их правил, умения играть. | Изучение литературы по развивающим дидактическим играм по обучению грамоте. Подбор дидактических игр. Составление картотек дидактических игр. | Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей. Оказание консультативной помощи родителям. | Оказание консультативной помощи педагогам. | ||
2 этап - основной | |||||
Использование игр на индивидуальных занятиях. | Пополнение кабинета дидактическими играми - «Прочитай слово» - «Подбери картинку на букву» - «Подбери схему к словам» -«Найди букву» -«Где спряталась буква» -«Звуковая ромашка» -«Укрась ёлочку шарами» -«Плывёт, летит» -«Подбери первую букву и сосчитай их» - «Вазы и цветы» -«Первый и последний звук в слове». Познакомить детей с правилами игр. Использование дидактических игр на занятиях и в индивидуальной работе. Повышение речевой активности и произвольного внимания, т.е развивать навыки звукового анализа слов. | Печатная консультация « Игры на развитие фонематического слуха». | Знакомить педагогов с дидактическими играми. Включение дидактических игр в занятия, в повседневную жизнь. Пополнение дидактическими играми развивающей среды в группе. Консультация для педагогов. | ||
3 этап - заключительный | |||||
Закрепление правил дидактических игр. Использование дидактических игр в самостоятельной деятельности. Фотоотчёт о проделанной работе. |
Ожидаемый результат.
Проект по обучению грамоте - очень трудная задача и требует долгого периода занятий. Все дети разные: один может долго и с удовольствием заниматься, а другой, наоборот не может находиться в покое ни минуты. А дошкольник запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Большим преимуществом проекта
является то, что в игровой форме юные исследователи учатся производить свои первые наблюдения за звуком, словом, предложением. У детей развивается фонематическое восприятие и слух, что очень важно для полноценного усвоения звуковой стороны речи.
Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется с детства, и основа его – привычка читать. С. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант, а он спрятан в каждом из нас, его надо открыть, выращивать, лелеять, и на это уходят долгие годы детства, отрочества, юности.
Занятия в игровой форме в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок приобретают навык чтения слов, предложений, учится слышать звуки и проводить элементарный звуковой анализ и синтез. У детей появляется стимул идти в школу,
желание получить новые знания, делать новые открытия, покорять новые вершины в обучении.
Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста, является умение легко подбирать нужные
слова, использовать устойчивые словосочетания, употреблять образные слова и выражения.
Дети вполне усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют все части речи.
Значительно уменьшилось число употребления в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Вывод.
Дети познакомились с разными играми, познакомились с правилами игр. В игровой форме расширили свои знания , научились подбирать нужные слова, закрепили навыки звукового анализа слов. Закрепили названия букв, научились их различать и находить. Научились находить слова на заданную букву, считать их, обозначать. Учились подбирать картинки и слова к схемам. Закрепили умения в игре находить и называть первый и последний звук в словах. Учились находить слоги и их читать .Дети научились играть совместно, помогать друг другу. Научились прислушиваться к советам.