Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Итеграция современных и традиционных обучающих методов, направленных на коррекцию лексико-грамматических категорий у детей с ОНР

Цель – подобрать содержание логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка с использованием дидактических игр. Задачи 1. Изучить принципы, этапы, методы и разработать содержание логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с ОНР III уровня с использованием традиционных и современных дидактических игр.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Изучением нарушений лексико-грамматических средств языка занимались А. Н. Гвоздев, Р. Е. Левина, Т. Н. Ушакова, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и другие. Среди детей старшего дошкольного возраста зачастую встречаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня. У них наблюдается отставание в развитии каждого из компонентов языка. Нарушения речи влияют и на другие немаловажные сферы: психическая, интеллектуальная, коммуникативная. Данные об этом представлены в работах М. М. Алексеевой, Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой, Е. И. Тихеевой и т. д. Следовательно, возникает проблема в формировании грамматически правильной речи. А своевременное формирование словаря и грамматического строя – это важные составляющие полноценного всестороннего развития. Нарушения лексико-грамматических средств языка всегда были актуальной проблемой. Данные нарушения вызывают затруднения в общении с людьми, формировании представлений об окружающем мире, усвоении грамоты, умении читать и писать. М. М. Кольцова утверждает, что существует взаимосвязь между уровнем развития речи и степенью сформированности тонких движений пальцев. По её мнению, речевое развитие в норме зависит от соответствия развития тонких движений пальцев возрасту детей, но если развитие тонких движений пальцев отстаёт, то речевое развитие задерживается [14, с. 103]. Лексико-грамматические средства языка – это основа для становления связной диалогической и монологической речи. Если дошкольном возрасте не сформировать лексико-грамматические средства языка, то мы будем наблюдать плохо развитую речь, замкнутость, неусвоение учебного материала в школе, не умение читать и писать, из-за чего может возникнуть аграмматическая дисграфия и многое другое. Данные об этом представлены в 5 работах М. М. Алексеевой, Д. Б. Эльконина, Г. Р. Шашкина и т. д. Следовательно, очень важно вовремя сформировать у детей связное, последовательное, грамматически и фонетически правильное изложение мысли, представления об окружающем мире, умение рассказать о своих событиях. Это приведёт к формированию личности, коммуницированию, дальнейшему обучению в школе. Данные об этом представлены в работах Р. И. Лалаевой, Н. В. Серебряковой и т. д. Дошкольный возраст является благоприятным для проведения коррекционно-развивающей работы. Она должна осуществляться дифференцированно, учитывая личностные, возрастные и речевые особенности детей. Вследствие этого возникает необходимость поиска путей осуществления логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка. Словарь и грамматический строй формируется в повседневном общении. В старшем дошкольном возрасте логопедическую работу по коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка легко осуществить с помощью дидактических игр, которые позволяют обучение сделать интересным [11, с. 1]. Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин утверждают, что ведущей деятельностью в старшем дошкольном возрасте является игра. В игре происходит развитие личности, коммуникативной сферы, психических процессов, от которых зависит успешность в учебной и трудовой деятельности.

Содержание логопедической работы по коррекции нарушений понимания и употребления лексико-грамматических средств языка у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием дидактических игр. В логопедической работе с обследованными дошкольниками, имеющими ОНР III уровня, одним из важнейших направлений является коррекция нарушений понимания и употребления лексико-грамматических средств языка. Перед началом логопедической работы с дошкольниками по коррекции нарушений лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР III уровня логопед оценивает следующие факторы

1) какие на данный момент существуют психолингвистические и лингвистические представления о слове; 2) структура значения слова; 3)закономерности формирования лексики; 4) особенности лексики у старших дошкольников, имеющих ОНР III уровня, псевдобульбарную дизартрию лёгкой степени. В содержание логопедической работы по коррекции лексических средств языка входит

1. Расширение объёма словаря – это называние картинок с изображёнными предметами, дополнение тематического ряда, называние предмета по описанию и так далее. Примеры игр: Демонстрация картинок из альбома О. Б. Иншаковой или В. С. Володиной Игра «Угадай предмет». 2. Формирование познавательной деятельности – рассказ о приметах всех времён года и зарисовка их в тетради; демонстрация картинок с изображением, их запоминание, потом рассказывание; сравнение предметов и так далее. Примеры игр: Игра «Какое время года?»; Игра «А что потом?». 3. Уточнение лексического значения слов – игра «что это такое?» (например, что такое машина); подборов синонимов, подбор антонимов и так далее. Примеры игр: Игра «Скажи наоборот»; Игра «Скажи похоже». 4. Формирование семантической структуры слова – определение отношения между существительным и глаголом (например, существительные – солнце и дерево, глаголы – растёт, шумит, светит, греет) и так далее. Пример игры: Игра «Кто что делает?» 5. Формирование семантических полей – называние обобщённых слов по родовому признаку; словообразование, например, подберёзовик - под берёзой и так далее. Пример игры: Демонстрация картинного материала из альбома О. Б. Иншаковой . 6. Активизация словаря – разложение картинок и их называние; подбор глаголов, которые обозначают действия; закончи предложение и так далее. Пример игры: «Закончи предложение». Описание игр можно посмотреть в приложении 5. В организацию лексико-грамматических занятий включено: комплектование групп; постановка задач коррекционного характера; виды занятий, их количество и периодичность. При комплектовании групп учитывается возраст, схожесть речевого дефекта, этапы логопедической работы В коррекционные задачи логопедической работы входит 1. Работа над накоплением и активизацией лексического запаса. 2. Работа над пониманием и употреблением грамматических средств языка (словообразование, словоизменение, синтаксическая структура предложения). 3. Работа над развитием связной речи. Виды занятий: индивидуальные (20 минут), фронтально-подгрупповые (группа делится на две подгруппы, 25-30 минут). Данные виды занятий лучше проводить утром. Их количество зависит от периода обучения . Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина выделили следующие периоды обучения: I период обучения – фронтальные занятия с подгруппой по формированию лексико-грамматических сред языка, по развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. II период обучения – фронтальные занятия с подгруппой по формированию лексико-грамматических средств языка, по развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю. Фонетические занятия проводятся 1 раз в неделю. III период обучения – проводится работа по развитию самостоятельной связной речи, по закреплению поставленных звуков, звукового анализа и синтеза. Фронтальные занятия с подгруппой по формированию лексикограмматических средств языка, по развитию связной речи проводятся 3 раза в неделю. Индивидуальные и фронтальные занятия проводит логопед. Воспитатель проводит занятия по разным видам учебной деятельности, а также он может осуществлять индивидуальную работы по просьбе логопеда и проводить фронтальные занятия со всей группой после ужина (20 минут) Рассмотрим план лексико-грамматической работы на примере обследованных детей: В работу над накоплением и активизацией лексического запаса входит: 1. Уточнение, обогащение и активизация лексического словаря: Номинативного – у всех обследованных детей возникли трудности с пониманием и называнием обобщающих понятий. Данные трудности можно решить с помощью дидактических игр, направленных на развитие обобщения, например: Игра «Назови одним словом» с использованием наглядного материала; Игра «Назови одним словом» с использованием словесной инструкции. Предикативного – трудности с пониманием и называнием семантически близких действий. Данные трудности можно решить, например, с помощью наглядного материала из альбома О. Б. Иншаковой: «Назови, кто шьёт, вяжет, вышивает»; «Назови, кто варит, жарит, выпекает». Адъекативного – трудности с определением формы предмета, обозначением качеств предмета по его назначению. Данные трудности можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Волшебный мешочек»; Игры типа «фонарь, который носят в кармане – карманный». Системной лексики – трудности с подбором синонимов и однокоренных слов. Данные трудности можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Скажи похоже»; Игра «Найди родственников». 2. Уточнение понятия о наречиях места. Трудности с пониманием наречий места можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Назови и покажи». Описание игр можно посмотреть в приложении 5. В работу над пониманием и употреблением грамматических средств языка входит: 1. Понимание грамматических форм: Формирование понимания префиксальных изменений глагольных форм. Трудности с пониманием префиксальных изменений глагольных форм можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Помощница». Формирование умения выбрать слово, подходящее по смыслу. Трудности с выбором слов наиболее подходящих по смыслу можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Закончи предложение». Формирование понимания того, как исправить предложение. Трудности с формированием умения исправить предложение можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Исправь ошибку». Формирование понимания того, как выбрать правильное предложение. Трудности с формированием умения понимать, какое предложение построено правильно можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Выбери предложение». 2. Употребление грамматических форм: Формирование умения образовывать прилагательные от существительных. Трудности с формированием умения образовывать прилагательные от существительных можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Что приготовим?». Формирование умения образовывать сложные слова. Трудности с формированием умения образовывать сложные слова можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Новые слова». Формирование умения образовывать слова с помощью приставок. Трудности с формированием умения образовывать слова с помощью приставок можно решить с помощью дидактических игр, например: «Приставка». Описание игр можно посмотреть в приложении 5. В работу над развитием связной речи входит: 1. Работа над составлением рассказа по сюжетным картинкам. Трудности с формированием навыка составлять рассказ по сюжетным картинкам можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Весна». 2. Работа над составлением рассказа по словам, которые расположены хаотично. Трудности с формированием навыка составлять рассказ по словам, расположенным хаотично, можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Лыжи». 3. Работа над пересказом текста. Трудности с формированием навыка пересказывать текст можно решить с помощью дидактических игр, например: Игра «Теремок». Описание игр можно посмотреть в приложении 5. Фронтальные логопедические занятия по формированию лексикограмматических средств языка и по развитию связной речи в I период обучения будут проводиться 2 раза в неделю, во II период – 3 раза/неделю, в III – 3 раза/неделю. В структуру лексико-грамматических занятий входят следующие этапы: 1. Организационный момент – настрой на занятие. 2. Формирование психологической базы речи – игры на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления. 3. Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной) – игры на развитие моторики. 4. Формирование дыхания и голоса – дыхательная гимнастика и игры на развитие голоса. 5. Повторение – повторение материала с прошлого занятия. 6. Объявление темы – озвучивание лексической темы. 7. Изучение нового лексико-грамматического материала, чаще всего этот этап включает в себя проведение дидактических игр. 8. Закрепление – закрепление лексико-грамматических средств языка помощью дидактических игр. 9. Итог – результаты занятия. 10. Оценивание и рефлексия – похвала и награждение. 11. Домашнее задание – даётся в виде дидактических игр.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области