Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Внеурочное занятие по формированию читательской грамотности на тему "Многоликая ложка"

Цель Учить детей в обычных вещах видеть необычное Задачи • Формирование знаний о разнообразии ложек, навыка этикета за столом. • Развитие интереса к традициям разных народов, творческих способностей детей • словесно-логического мышления, познавательной активности, • Воспитание эмоционально-положительного, бережного отношения к истории народов, стремление к сопереживанию, бережному отношению домашней утвари, дружественных отношений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Внеурочное занятие по формированию читательской грамотности

Автор: Тамахина Татьяна Александровна

«Многоликая ложка»

Цель:

Учить детей в обычных вещах видеть необычное

Задачи:

Ход мероприятия:

Организационный момент.

Внимание вопрос! «Что в черном ящике?»

В конвертах находятся задания. Ознакомьтесь с ними. У вас есть пара минут.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Ответ (Круг, квадрат, треугольник, овал).

-Как одним словом назвать данные слова? (геометрические фигуры, форма)

-Второе задание даст подсказку, какой формы предмет в черном ящике.

2. Прочитай только вторые слоги. Какие слова получились?

круча , шашечка, рука – чашечка,

обруч, точка -ручка

- Делаем вывод, предмет в черном ящике удлиненная ручка с чашечкой. (слайд)

Конверт №2.

- Если мы говорим про предмет, то помимо формы мы должны учитывать размер. Чтобы понять какого размера предмет, выполните задание.

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

ОТВЕТ:

Чуть больше ноготка девочка была (Дюймовочка)

-Дюймовочка по размеру была маленькая. Соответственно предмет в черном ящике небольшого размера. (слайд).

Конверт № 3.

Ребята ,напомните, в чем смысл анаграммы? В том, чтобы переставить буквы или звуки в слове для образования другого слова.

          Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Ответ      

Серебристый экскаватор

черпал

Кашу и салаты.

-Ваша характеристика? (цвет). Какой цвет? (серебристый) Вывод: - Предмет в черном ящике серебристого цвета. (слайд)

Конверт №4. -

- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? - Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предлагаю вам провести такой же эксперимент со словами. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Прочитайте только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

- Это задание даст нам последнюю подсказку.

Он шёл вдоль танков и поглаживал холодный металл.

Ответ:

Он шёл вдоль танков и поглаживал холодный металл

Предмет в черном ящике на ощупь холодный, металлический.

- Делаем вывод, что ощущение предмета напомнит нам о холодном металле. (слайд)

Открытие ящика.

-Внимание знатоки! Давайте подведем итог. Наш предмет удлинённая ручка с чашечкой, небольшого размера, он серебристого цвета, на ощупь напоминает холодную сталь.

Внимание вопрос! «Что в черном ящике?»

Загадка, если не отгадают.

Чтоб есть суп – она большая.

И для каши есть такая.

Меньше чайная немножко.

Что это? Конечно …

-В черном ящике ложка.

Многоликая ложка ( открываю тему на доске)

Тема нашего занятия «Многоликая ложка».

Вы узнаете о многоликости, т.е. о разнообразии ложек, приметах, связанных с ложкой. В конце занятия мы постараемся ответить, почему ложку можно назвать многоликой?

А почему же она многоликая. То есть у нее много лиц.

5. Работа с текстом.

-Предлагаю вам поработать с текстом и узнать интересную информацию о ложке.

-В конвертах находится текст и задания к нему. Ознакомьтесь, пожалуйста.

Многоликая ложка

В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному.

Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками.

И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии и Китае пользуются китайскими палочками.

В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе.

В Африке пользуются ложкой, но весьма своеобразно: они зачерпывают пищу ложкой, затем переливают в пригоршню левой руки и едят с ладони.

В Южной Африке вместо ложки – лепёшки-тортильяс, которые сворачивали кульком, а после обеда съедали.

Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов.

В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом.

В деревне ложки резали для себя сами. Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток.

Ложка была верным другом солдату во время войны. Бойцы носили ложку за голенищем. С нею был боец не разлучен в пути и в бою. С большим уважением относились солдаты к ложке. Они считали, что лучше и нужнее вещи нет.

Работа в паре

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа и озвучь. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1.А кто знает, как связано выражение «Бить баклуши» с ложками. (Ответы)

2.Кто первым изобрёл ложку?

А) Простой крестьянин Б) Первобытный человек В) История умалчивает

3.Чем ели в доисторические времена?

4.Работа с таблицей

Дополни таблицу

Страны

Характеристика приёма пищи

Япония, Китай

Древний Рим, Греция

Индия

Африка

Европа

Древняя Русь

5.Сформулируй вопрос, об отношении солдатов к ложке в войну._____________________________________________________________

Учитель: К ложкам с древности относились уважительно. Ласково называли её «хлебалочкой». Придумайте свои названия ложке, используя существующие в русском языке корни, суффиксы и приставки. (Ответы: кормилка, лизалка, поилка и т.д) –

Молодцы! Какие вы изобретательные и какие богатые возможности имеет наш язык.

О значении, которое имела ложка в жизни наших предков, говорят приметы, связанные с ней. А вы попробуйте понять, какие приметы, связанны с ложкой. Соединив части ложки по цвету ( даю части ложек)

Вы сможете прочитать и сообщить нам информацию.

Приметы

1.Упала ложка, жди гостей.

2.Дуть в пустую ложку грех, можно привлечь хворь.

3. Мешать пищу мужской ложкой запрещалось, это ведёт к ссоре.

4. Запрещалось есть чужой ложкой: «Своей ложкой ешь, а то заеды будут».

5.Забытая ложка на столе, к подарку.

6.Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность, несчастье).

Живите на красную ложку.

Учитель:

А почему же она многоликая. У нее много лиц.

Беседа о разных лицах ложки.

Вот перед вами 4 ложки все одинаковые. Что вы о них можете сказать? (Они все одинаковые) То есть все на одно лицо!

А сейчас? (показываю алюминиевую, деревянную, стальную, пластиковую ) . Чем они различаются? (Материалом , из которого они сделаны!)

Смотрите, теперь что можно сказать о лицах ложек? (изменились)

Много лиц у ложки из-за того, что она делается из разных материалов. Был период, когда ложки изготавливали из алюминия, тогда только что открытого и дорогого металла, отдалённо похожего на серебро. Позднее они стали уделом дешёвого общепита. Теперь популярны и практичны ложки из качественной и нержавеющей стали, с тщательно продуманным рисунком, иногда с золотой отделкой некоторых частей. А теперь посмотрите, я взяла вот эти ложки! В чем разница у этих ложек? (одна столовая, десертная, чайная, кофейная, для коктейля) Есть еще ложки для меда, для макарон, ложка в роли музыкального инструмента, для салата, есть ложки сувенирные с выгравированными на них именами.

Многозначность слова-ложка для обуви, «сосёт под ложечкой»

– А только ли за столом использовали ложки?(

-Как оберег ложку использовали во время крещения ребенка. Во время крещения малышу дарят серебряную ложечку

7. Обобщение. Рефлексия.

-Выполняя задания по формированию ЧГ, мы узнали полезную информацию о столовом приборе - ложке.

-В результате нашей плодотворной работы, мы СМОГЛИ ПОЛУЧИТЬ МНОГО ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ. У вас на парте ложки и фломастеры, разрисуйте их по образцу смайликов. С каким настроением мы уходим с занятия.

Как всё чудно и красиво.

Нравятся вам ложки ?

Спасибо чудо-мастерам!

Время быстро пролетело.

Жаль мне честно говоря.

Не забудьте эту встречу.

И спасибо всем гостям !

Подарите их гостям.

Я дарю брошюры с информацией о многоликой ложке.

8. Заключение.

СЛОЖИТЕ ИЗ РАЗРОЗНЕННЫХ КУСОЧКОВ пожелание древних славян-наших предков.

Живите на красную ложку.

- Ну что ж живите на красную ложку, как завещали нам наши предки.

- Учиться всегда нелегко, ничто не дается само собой, обязательно надо приложить усилия, запастись терпением. Зато высокие знания всегда принесут пользу и отблагодарят своего обладателя.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Конверт №1.

.1.Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал.

Конверт №2

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Конверт №2

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Конверт №2

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

.

Конверт №2

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Конверт №2

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Конверт №2

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Конверт № 3.

Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Конверт № 3.

Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Конверт № 3.

Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Конверт № 3.

Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Конверт № 3.

Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Конверт № 3.

Переставь части слова, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                      

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

Он шёл вдоль танков и поглаживал

 холодный металл.

«Многоликая ложка».

Многоликая ложка

В разные времена и у разных народов люди ели и вели себя за столом по-разному.

Древние римляне и греки, ведя разговоры о прекрасном, брали пищу руками.

И сейчас во многих странах не пользуются ложками. К примеру, в Японии и Китае пользуются китайскими палочками. В Индии всё едят руками, которые после еды обмывают в специальных мисочках, расставленных на столе. В Африке пользуются ложкой, но весьма своеобразно: они зачерпывают пищу ложкой, затем переливают в пригоршню левой руки и едят с ладони.

В Южной Африке вместо ложки – лепёшки-тортильяс, которые сворачивали кульком, а после обеда съедали.

Кто первым изобрёл ложку, история умалчивает. Ещё в доисторические времена ложкой служила скорлупа крупных орехов. В Древней Руси, во времена, когда в Европе ели руками, деревянная ложка была вполне привычным предметом.

В деревне ложки резали для себя сами. Самой подходящей древесиной считалась осина, так как она легко резалась. Резали так же из берёзы, клёна, липы. Из ствола нарезали плахи, сушили их, потом разделывали на баклуши. Отсюда и пошло «баклуши бить», мол, делать самую пустяшную работу. На всю работу для изготовления ложки уходило до пяти суток. Ложка была верным другом солдату во время войны. Бойцы носили ложку за голенищем. С нею был боец не разлучен в пути и в бою. С большим уважением относились солдаты к ложке. Они считали, что лучше и нужнее вещи нет.

Дорогой друг!

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа и озвучь. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

1.А кто знает, как связано выражение «Бить баклуши» с ложками?

2.Кто первым изобрёл ложку?

А) Простой крестьянин Б) Первобытный человек В) История умалчивает

3.Чем ели в доисторические времена?

4.Работа с таблицей Дополни таблицу

Страны

Характеристика приёма пищи

Япония, Китай

Древний Рим, Греция

Индия

Африка

Европа

Древняя Русь

5.Сформулируй вопрос об отношении солдатов к ложке в войну._____________________________________________________________

1.Упала ложка, жди гостей.

2.Дуть в пустую ложку грех, можно привлечь хворь.

3. Мешать пищу мужской ложкой запрещалось, это ведёт к ссоре.

4. Запрещалось есть чужой ложкой: «Своей ложкой ешь, а то заеды будут».

5.Забытая ложка на столе, к подарку.

6.Не разрешалось стучать ложками по столу, так как от этого «лукавый радуется» и «скликаются на обед злыдни» (существа, олицетворяющие собой бедность, несчастье).

Живите на красную ложку.

Живите на красную ложку.

Бристыйсере ваторэкска палчер

Шука и тысала.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Многоликая

ложка

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.10.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области