Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Социальная сфера общества

Цель урока – обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания Задачи урока Обучающие • показать различия культурного восприятия действительности разными людьми • раскрыть влияние социальной роли на поведение человека • выявить в ходе взаимодействия противоречия, которые могут возникать у людей разных культур Развивающие • элементы проблемного обучения • Развитие коммуникативных навыков • Формирование умения выражать и отстаивать в дискуссии собственную позицию Воспитывающие • способствовать воспитанию толерантности • создать условия для развития ценности активной гражданской позиции, патриотизма

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Социальная сфера общества. Урок обобщения и систематизации знаний об обществе.

Цель урока– обобщить знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания

Задачи урока:

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие:

Тип урока:

Оборудование:

Методы

План урока.

Ход урока

Учитель:Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем полученные знания по теме “Социальная сфера общества”. Давайте определим, насколько вы знакомы с этой темой и ориентируетесь в ней. Для этого предлагаю написать в тетради известные вам понятия по теме «Социальная сфера»(использование приема “мозговой штурм”)

Все понятия, которые вы написали, выступают проверяемыми элементами в рамках Единого государственного экзамена. Итак, начнем повторение.

- Каждый человек является членом несколькихсоциальных групп. Приведите примеры многообразия социальных групп и общностей.

- Совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных социальных групп и общностей образуетсоциальную структуру общества.

Задание на доске:Какая, на ваш взгляд, схема более правильная? Почему?

Социальная структура = страта + страта + страта

Учитель:Социальные группы и слои занимают различные социальные позиции, иными словами обладают неравным объемом материального богатства и власти, прав и обязанностей, привилегий и престижа. В этом выражается социальная стратификация общества, ведущая к социальному неравенству. В наиболее схематичном виде социальное неравенство, социальное расслоение выражается в делении общества на низшие (бедные), средние и высшие слои (богатые).

Работа в группах по карточкам-заданиям. В ходе беседы выходят на понимание того, что свою позицию они формируют, с одной стороны, исходя из собственного опыта, знаний, традиций, образования, т.е. из собственной культуры. С другой стороны все оценивают людей, исходя из ожидаемого поведения, связанного с теми социальными ролями.

Задание №1:

Существуют две противоположные точки зрения на бедность. Одни считают: чем больше богатства и богатых, тем глубже нищета и больше нищих. Другие возражают: чем больше богатых, тем богаче население в целом, а следовательно тем меньше бедных и нуждающихся. А как вы думаете? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Задание №2:

Одни полагают, что в бедность люди впадают добровольно: они ленятся усердно работать, ничего не делаю, чтобы выбраться наверх. Другие думают иначе: бедность – это состояние, в которое человек попадает помимо своей воли и желания, особенно в период экономических кризисов, войн, крупных общественных трансформаций, а также физической немощи. Каково ваше мнение? Какие аргументы вы приведете в защиту своей позиции?

Учитель:Социальные группы и люди в открытом демократичном обществе могут менять свои социальные позиции, свой социальный статус и роли. Изменение социальных позиций групп и людей называетсясоциальной мобильностью.

- Назовите признаки понятий“социальная мобильность”, “социальный статус”, “социальная роль”.

- В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей? Покажите на конкретных примерах.

Учитель:Согласны ли вы со следующими суждениями:

1. Стратификация, т.е. неравенство в доходах, власти, престиже и образовании, возникла вместе с зарождением человеческого общества.

2. Причинами горизонтальной мобильности служат: социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов и др.

3. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса, называется социальной мобильностью

4. Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страны в другую.

Учитель:Социальные нормы, отклоняющееся поведение и социальный контроль - важные понятия социальной сферы общества.

- Что такое социальный контроль? Зачем необходимо регулировать общественные отношения?

- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением? Приходилось ли вам сталкиваться с ними?

- Какие санкции, на ваш взгляд, более эффективны и почему?

Учащиеся вспоминают понятия, приводят примеры.

Далее проводится небольшоетестирование по вариантам.

1 вариант

1.Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений между ними – это

А) Социальная структура

Б) социальная роль

В) социальное неравенство

Г) социальная политика

2. К малой группе относится (- ятся)

А) интеллигенция

Б) рабочие страны

В) музыканты оркестра

Г) избиратели

3.Многолетний конфликт между палестинцами и израильтянами, которые длительное время проживают на одной территории, являются примером

А) внутриличностного конфликта

Б) межличностного конфликта

В) межгруппового конфликта

Г) конфликта с внешней средой

4. В семье П. жена Анна выполняет роль матери и хозяйки, муж Олег ответственен за материальное обеспечение. Знакомые утверждают, что Олег является главой семьи. Это пример семьи

А) традиционной

Б) коллективистской

В) расширенной

Г) авторитарной

5. Верны ли следующие суждения о социальной структуре общества?

1) В основе социальной структуры лежит общественное разделение труда.

2) Социальная структура организует общество в единое целое.

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6. В приведенном списке указаны черты сходства семьи и молодежной тусовки. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.

1) наличие системы неформальных ролей и статусов

2) совместное ведение хозяйства

3) совместное проведение досуга

4) общность быта

Черты сходства

Черты различия

7.Одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении, является:

А) армия

Б) церковь

В) школа

Г) семья.

2 вариант

1.К основным социальным ролям не относится роль

А) гражданина

Б) зрителя

В) семьянина

Г) труженика

2.К показателям достигаемого статуса относится

А) возраст

Б) социальное происхождение

В) образование

Г) пол

3.В семье К. преобладают бесцеремонный диктат, жестокость, черствость, агрессивность по отношению друг к другу. Какой стиль взаимоотношений существует в семье К.

А) авторитарный

Б) демократический

В) традиционный

Г) попустительский

4.«Наша нация, в отличие от других, выполняет великую, пограничную миссию между Востоком и Западом». Данное утверждение является примером проявления

А) патриотизма

Б) шовинизма

В) национализма

Г) интернационализма

5.Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

1) Социальные отношения включаю в себя отношения между обществом и природой

2) Социальные отношения представляют собой отношения между людьми и техникой

А) верно только 1

Б) верно только 2

В) верны оба суждения

Г) оба суждения неверны

6.В приведенном списке указаны черты сходства достигаемого и предписанного статусов и черты отличия достигаемого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую порядковые номера отличия.

1. находится под контролем человека

2. связан с определенной совокупностью прав и обязанностей

3. оказывает влияние на поведение человека

4. приобретается благодаря удаче и везению

Черты сходства

Черты различия

7.Совокупностью формальных предписаний, определяющих права и обязанности мужа и жены, а их двоих в отношении к своим детям, родственникам и обществу в целом является:

А) право

Б) статус

В) брак

Г) роль

Ответы: 1 вариант: 1-а, 2-в, 3-в, 4-а, 5-в, 6 -1324, 7-г.

2 вариант – 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-г, 6-2314, 7-в.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области