Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


логопедический проект " Обучение грамоте от А до Я"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Проект по обучению грамоте « От звука к букве».

Тип проекта – игровой, коррекционно- развивающий.

Возраст – дети подготовительной к школе группы .

Участники проекта - дети, воспитатели, логопед.

Продолжительность - долгосрочный ( 25 сентября- 31 мая).

По числу участников – групповой, индивидуальный.

Актуальность проекта.

Возраст детей 6-7 лет – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи. В современной педагогике существует одна проблема готовности ребёнка к школе, и одна из них – речевая. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. Но с каждым годом увеличивается число детей у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Несовершенство зрительного, пространственного и фонематического восприятия также затрудняет формирование навыков чтения и письма. Дети с тяжёлыми нарушениями речи имеют трудности в звукопроизношении, фонематическом восприятии, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Наличие пробелов в развитии фонетики, лексики, грамматического строя и связной речи служит серьёзным препятствием в усвоении программ детского сада. Необходимой ступенью в овладении грамотой является формирование звуко – слогового анализа. В сложном комплексе психических процессов, на который опирается обучение грамоте аналитико- синтетическим методом, решающая роль принадлежит способности ребёнка производить анализ звукового состава слова. Когда ребёнок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется: на место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко- слогового состава. Дети осознают, что речь состоит из слов, слова из слогов,

слоги из звуков речи, обучаются выделению звуков из речи, из состава слова, понимают , что звуки располагаются в слове в определённой последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов в слова, слов- в предложения, а также рядом понятий «предложение», « слово», « слог», « звук».

Естественно, что у детей с ТНР усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребёнка со смысла речи на её звуковой состав имеет важное значение.
Таким образом, процесс обучения звуко- слоговому анализу осуществляется в непрерывной взаимосвязи с развитием звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры.

Различная степень нарушения речевой функции делают необходимым использование разнообразных приёмов и методов при обучении детей звуко- слоговому анализу.

Цель:

Развитие фонематических процессов у детей, умения обозначать звуки буквами, обогащение словаря воспитанников.

Задачи проекта:

Коррекционно- образовательные:

1.Обогащать словарь детей.

2.Упражняить детей правильно артикулировать звуки речи в различных позициях.

3. Формировать у детей первоначальных представлений, понимание того, что такое « звук», « буква», как они строятся, из каких частей состоят.

4.Учить детей выделять звук их слова, упражнять детей в выделении звука из состава слова, в подборе слов на заданный звук, с заданным звуком.

5.Учить детей проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить двухсложные и трёхсложные слова на слоги.

6. Составлять слова из слогов.

7.Формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением.

8. Закрепить знания о буквах, выработать навыки составления и чтения слогов и слов.

9.Выработка интонационной выразительности, дикции, силы голоса, темпа речи.

10.Умения ориентироваться в пространстве.

Коррекционно- развивающие:

1.Развивать фонематический слух .

2.Развивать процессов восприятия, мышления речи, совершенствование работы слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

3.Развивать мелкую моторику и познавательные способности, творческое воображение, мышление.

Коррекционно- воспитательные:

1.Воспитывать любознательность, творческую активность, воспитание навыка самостоятельной деятельности.

2.Воспитывать интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Что я знаю?

Что я хочу узнать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Звуки бывают разные.

Звуки отличаются по звучанию.

Звуки мы говорим.

Буквы мы видим, пишем и читаем.

Буквы складываются в слова.

Слова складываются в предложения.

Почему люди говорят?

Что нам помогает

говорить?

Почему звуки и буквы мы произносим по- разному?

Почему буква обозначает иногда два звука?

Прочитать в книжках.

Спросить у воспитателей.

Спросить у родителей.

Спросить у логопеда.

Вместе с мамой посмотреть в интернете.

Этапы реализации проекта.

Взаимодействие с воспитанниками

Оснащение предметно- развивающей среды

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие с педагогами.

1 этап - подготовительный

Изучение уровня знаний детей.

Изучение литературы по обучению грамоте.

Подбор методической литературы.

Разработка конспектов, консультаций для родителей.

Изучение уровня компетенции родителей в вопросах речевого развития детей.

Оказание консультативной помощи родителям.

Оказание консультативной помощи педагогам.

2 этап - основной

Формирование понятий « звук» и « буква», представления о том, чем звук отличается от буквы.

Знакомство с гласными звуками и гласными буквами.

Определение звуков в ряду гласных звуков, место звуков в словах.

Составление слияния гласных звуков.

Знакомство с согласными звуками, знакомство с

твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными согласными звуками.

Определение звуков в ряду согласных звуков, место звуков в словах.

Составления слогов, чтение, разбор.

Составление слов , чтение, звуковой разбор слов.

Составление предложений, разбор, составление схемы предложения.

Использование дидактических игр на подгрупповых занятиях и на индивидуальных занятиях.

- « Прочитай слово по буквам»

- « Подбери картинку на букву»

-« Подбери схему к картинке»

-«Найди букву»

- « Звуковая ромашка»

- «Где спрятался звук»

- « Вазы и цветы»

-« Первый и последний звук в слове»

-«Звук потерялся».

Проведение краткосрочных проектов:

1 « Волшебный мир гласных звуков и букв».

( конец сентября- 3 неделя октября»

2. « Игры со звуками и словами» (ноябрь).

3. «Дидактические игры – как средство обучения грамоте»

( декабрь- январь».

4. « Моя любимая буква» (март).

Пополнение кабинета дидактическими играми.

Пополнение символами звуков.

Карточки для звукового разбора.

Карточки заданий по изучению гласных и согласных звуков и букв.

Подгрупповые и индивидуальные занятия.

Печатные консультации

« Игры на развитие фонематического слуха».

«Как помочь ребёнку запомнить буквы»

« Игры с буквами»

« Первые шаги в грамоте».

« Формирование фонематических процессов у детей 6-7 лет».

Консультации по работе в индивидуальной тетради.

Консультации для педагогов

« Гласные и согласные звуки».

Включение заданий логопеда по обучению грамоте в режимные моменты, в занятия по развитию речи.

Знакомство с дидактическими играми по обучению грамоте.

Работа по обучению грамоте и играм со

словами по тетради взаимодействия.

Пополнение играми развивающую среду в группе.

3 этап- заключительный

Закрепление знаний о звуках, буквах.

Закрепление зрительного образа буквы.

Фотоотчёт.

Итоговое обследование детей.

Закрепление знаний детей.

Ожидаемый результат.

Дети познакомятся с гласными и согласными звуками, способами их распознания. Научатся их различать . Дети научатся выделять звуки в словах. Познакомятся с твёрдыми и мягкими, звонкими и глухими, парными и непарными согласными. Научатся их различать. Познакомятся с символами звуков - буквами. Научатся подбирать слова на звуки, определять место звука в словах. Будет сформировано понятие буква и представления о том, чем звук отличается от буквы. Будем развивать способность творчески относится к речевой деятельности, будет сформирована устойчивая мотивация детей к речевой само реализации. Дети познакомятся с разными играми по обучению грамоте. Ребёнок приобретёт навык чтения слов, предложений, научатся слышать звуки и проводить звуковой анализ и синтез. Дети вырабатают правильную дикцию, силу голоса, темп речи. У детей появится стимул идти в школу, желание получить новые знания. Дети усвоят основные закономерности изменения слова, соединения их в предложения, употреблять разные части речи.

Вывод.

Дети познакомились с гласными и согласными звуками. Научились различать их на слух. Познакомились с твёрдыми и мягкими звуками, со звонкими и глухими звуками, с парными и непарными согласными звуками. Выучили все буквы алфавита. Познакомились с образом букв. Научились складывать звуки в слога, слоги в слова, а слова – в предложения. Научились делать звукобуквенный разбор слов, находили звук в словах, находили место звука в словах, обозначали его на карточке. Придумывали слова на заданный звук. Составляли предложения с заданным словом, делали схему предложения. Использовали в работе разные дидактические игры по обучению грамоте. У детей появилось желание идти в школу за новыми впечатлениями и знаниями.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области