Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Отчет о проделанной работе "Воспитание нравственных качеств личности дошкольников через сказку"

Цель Формирование у детей нравственных ценностей через сказку. Задачи Обучающие задачи 1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни. 2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора пословицы, поговорки, знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты. Развивающие задачи 1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, навыков связной речи. 2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор. 3. Содействовать развитию мотивационной сферы формированию стремления подражать положительным героям сказок. Воспитательные задачи 1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. 2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. 3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 114» г. Оренбурга

Отчет о проделанной работе

по самообразованию на 2023-2024 год

по теме:

«Воспитание нравственных качеств личности дошкольников

через сказку»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Карташовой Г.Ю.

Работая над проблемой воспитания нравственных качеств личности ребенка через сказку, я сделала вывод, что знакомство и изучение сказок, доступных восприятию детей дошкольного возраста, помогает эффективно решать проблему нравственного воспитания дошкольников.

Данная проблема позволила определить тему исследования.

Тема: «Воспитание нравственных качеств личности дошкольников через сказку»

Цель: Изучение влияния сказок на развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи.

Задачи:

- Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования сказок в формировании нравственных качеств у старших дошкольников.

- Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

- Создать необходимые условия для знакомства детей со сказками.

- Разработать диагностические методы и игровые тесты, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.

- Определить эффективность использования сказок для развития нравственных качеств в процессе специально организованной деятельности детей.

- Подобрать эффективные формы работы с детьми и формы взаимодействия с родителями.

- Обогатить развивающую среду, применить материалы в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями.

- Обогатить методическую копилку для родителей и педагогов.

Предмет исследования – сказка как средство воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования состоит в развитии у дошкольников нравственных качеств, также накопление методического материала по данной проблеме для дальнейшей моей работы, поиске инновационных, эффективных форм и методов деятельности по нравственному воспитанию.

Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования

Свою работу я начала с того, что занялась подбором и изучением методической литературы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста, о роли народной сказки в системе воспитания дошкольника. Из опыта ведущих педагогов я почерпнула много информации, которую могу применить на практике. Так называемым стимулом для изучения данной темы послужило наблюдение за поведением детей в различных ситуациях (на занятиях, либо в свободное время) и стала всё больше убеждаться в необходимости и актуальности нравственного воспитания дошкольников.

1. Изученная методическая литература:

1. Буре, Р.С., Костелова Л.Д Развитие теории и методики воспитания нравственных качеств у детей - М., 2012

2. Гербова В. «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет. - М., 2010

3. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Журнал «Дошкольное воспитание» №1 - №5 2005 год;

4. Гладких Л. П. «Нравственное воспитание сказкой». Программа занятий с детьми дошкольного возраста (Дополненная и переработанная программа «Воспитание сказкой») – М., 2002

5. Ларионова, С. О.

Нравственное воспитание дошкольников в детском саду [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие – Екатеринбург , 2018

6. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой. 1998. с.2.

7. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. – Омск: Русь, 2009. – 48 с.

8. Ильин И.А. «О духовном развитии и воспитании детей». - М., 2012

9. Короткова, Л.Д. «Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок»-М.,2011
10. Урунтаева Г.А. Диагностическое обследование детей. М.1999.с. 25.

11. Шорохова О.А. «Играем в сказку». М., «Творческий центр», 2006 г.

12. Использование Интернет ресурсов в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru».

2. Подбор дидактических игр по нравственному воспитанию дошкольников через сказку.

3. Подбор диагностических методов и игровых тестов, направленные на исследование позитивного влияния сказок на воспитание нравственных качеств дошкольников.

4. Подбор материала для разработки плана по самообразованию на новый учебный год. 

Работа с детьми

Цель:

Формирование у детей нравственных ценностей через сказку.

Задачи:

Обучающие задачи:

1. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро - зло, послушание - непослушание, согласие - вражда, трудолюбие - лень, бескорыстие - жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.

2. Обеспечивать социальную адаптацию дошкольников путем введения их в культурную традицию народной и авторской сказки, используя малые жанры фольклора (пословицы, поговорки), знакомя детей с музыкальными и живописными произведениями на сказочные сюжеты.

Развивающие задачи:

1. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, навыков связной речи.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

2. Способствовать формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений.

3. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие.

На весь учебный год была запланирована и реализована следующая работа по воспитанию нравственных качеств у детей: Знакомство детей со сказками «Лисичка со скалочкой», «Гуси – лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Жихаркуа», «Лиса и журавль», «Петушок и курочка».

В группе я целенаправленно провожу работу по ознакомлению детей со сказками с использованием наиболее результативных методов формирования нравственных качеств:

1.Знакомство детей с содержанием сказки.

2. Беседы.

3. Привлечение детей к активной деятельности (лепка, аппликация)
4.Инсценирование сказки.

5. Игры - драматизации.

Методы ознакомления со сказкой

Изучая методическую литературу, я могу выделить методы ознакомления со сказкой. Одним из самых распространенных методов ознакомления со сказкой считаю:

1. Чтение сказки воспитателем.

Чтение сказки уместно не только во время занятий, но и во время режимных моментов.

2. Рассказывание, т.е. более свободная передача текста. В процессе рассказывания допускается сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Однако, главное в передаче рассказчика – это яркое, красочное пересказывание с передачей характерных особенностей сказочных персонажей.

В своей работе я применяю эффективные и действенные приёмы для понимания и восприятия сказки детьми.

Это – выразительное чтение сказки с применением интонации и мимики. Используя этот приём, воспитанники с лёгкостью могут представить «живой» образ сказочного персонажа.

Хочу упомянуть ещё один приём – это беседа по сказке. Это приём, в ходе которого я уделяю большое внимание моральным качествам сказочных персонажей, а также анализирую совместно с детьми мотивацию их поступков.

В своей работе с детьми я преследую конкретную цель, а именно воспитание нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту, сострадание, желание прийти на помощь, оказание заботы в адрес младших и более слабых, вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д. Все эти качества я формирую в ходе бесед по сказкам.

В ходе применения деятельностного принципа мной использовались игры - драматизации по сказкам: «Рукавичка», «Два жадных медвежонка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка»; хороводная игра «Венок», п/и «Цыплята и коршун».

Драматизация содействует воспитанию таких черт характера ребёнка, как артистичность, уверенность в своих силах и даже смелость.

К продуктивным методам деятельностного принципа я отношу аппликацию, лепку, а также прослушивание музыкальных произведений.

Аппликация: Обрывная аппликация из бумаги «Гуси улетают», Изготовление из бумаги изображения Аленушки.

Коллаж из сказок.

Лепка: Лепка животных по теме сказки.

Музыкальные произведения: П.И. Чайковского «Русская народная песня», «Камаринская»; «Русской песни» в обр. И. Берковича «Утёнушка луговая», С. Прокофьева «Детская музыка» и «Сказка» («Гуси - лебеди»), П.И. Чайковского «Песенка без слов», А. Наседкина «Медведь» («Зимовье зверей»), песня В. Шаинского «Дружба».

Рассматривание репродукции картины В.М. Васнецова (Алёнушка)

Использование различных форм работы со сказкой создают живой интерес к сказке, что благотворно сказывается на формировании личностных качества дошкольника. 

Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок. Например, такими дидактическими играми могут служить игры «Добро и зло», «Научи послушанию», «Добрый – злой», «Узнай то тени героя сказки», «Из какой сказки герой», «Хорошо – плохо», «Положительные и отрицательные герои сказок», пазлы, разрезные картинки.

Необходимо отметить, что такие игры сопровождаются беседой по обсуждению героев сказок, их поведения. Вся беседа проходит непринуждённо, что делает ребёнка открытым для общения с взрослым.

Работая над данной темой, мною было проведено итоговое занятие «Сказка учит, как делать добро».

В течение года пополнила развивающую среду дидактическими играми: «Хорошо – плохо», «Положительные и отрицательные герои сказок», «Четвертый лишний» (герои сказок), «Разрезные картинки»

Книжка – малышка «Правила дружбы».

Работа с родителями

Следующим этапом моей работы над темой стала совместная работа с родителями, так как всё-таки ведущая роль в становлении духовно развитой и нравственной личности отводится родителям. Именно родители являются образцом для подражания своих детей, а также носителем духовно - нравственных ценностей.

В течение года с родителями велась активная работа:

- консультации: «Воспитание сказкой», «Как воспитать доброго и отзывчивого ребенка?», «Помогите ребенку научиться дружить», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку», «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»;

- памятки: «Сказка воспитывает и учит»;

- наглядная агитация в уголке для родителей: Папка – передвижка «Как превратить чтение в удовольствие»;

- совместная деятельность с родителями: пополнение группы различными видами театра: пальчиковый, плоскостной и др.; пополнение книжного уголка русскими народными сказками.

Таким образом, работу по развитию у дошкольников нравственных качеств через сказку провожу совместно с родителями, что благотворно сказывается как на детях, так и на их родителях.

Заключение

Моя роль, как воспитателя – помочь маленькому человеку вступить в непростой мир, где ему предстоит встретиться с добром и верностью, храбростью. Но в мире есть, к сожалению, предательство и обман, хитрость и коварство. Из всего многообразия ребенок должен уметь различать плохое от хорошего, ведь именно в детстве формируются самые первые взгляды, оценки с точки зрения морали.

Углубленное изучение методической литературы по нравственному воспитанию дошкольников позволило мне начать свою деятельность по формированию нравственных качеств у детей дошкольного возраста, используя средства народной педагогики: фольклор, сказки, пословицы и поговорки. В приоритете я выделила именно русские народные сказки, по сколько они являются  мощнейшим средством в духовно- нравственном становлении личности. Именно в дошкольном возрасте появляются наиболее комфортные условия для влияния сказок на духовно-нравственное становление личности.

Моя педагогическая деятельность в этом направлении проводилась систематически. В процессе моей деятельности  решались ранее поставленные задачи. Постоянно расширялись и координировались знания детей о так называемых «положительных и отрицательных» качествах людей. Это происходило в ходе беседы по сказке, обсуждении поступков героев сказок, проецировании на себе и в своей повседневной жизни, попытке дать оценку своим поступкам и чужим.

В результате мои воспитанники знают сюжеты из многих сказок. Дети научились выделять сюжет сказки, а также выражать свои мысли и чувства относительно поступков, совершённых сказочными героями. 

Перспективы на будущее по воспитанию нравственных качеств личности дошкольников через сказку:

- работу по нравственному воспитанию осуществлять целенаправленно в соответствии с намеченным планом;

- в работе учитывать разные виды деятельности по сказкам, индивидуальные и возрастные особенности детей;

- использовать разнообразные формы и методы работы со сказкой;

- использовать русскую народную сказку в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП, обучение грамоте, ознакомлении с окружающим;

- продолжать формировать духовно- нравственные качества детей через театрализацию русских народных сказок;

- пополнить развивающую среду дидактическими играми по нравственному воспитанию дошкольников через сказку;

- привлекать родителей к проблеме нравственного воспитания детей через сказку, тесно сотрудничать с родителями.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области